Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е. В. Бондаревской
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 12:22, контрольная работа
Описание работы
Бондаревская Евгения Васильевна. Ее вклад в разработку культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская является руководителем признанной и широко известной в стране научной школы, деятельность которой направлена на разработку теории и практики личностно – ориентированного образования культурологического типа, фундаментальным ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности.
на тему: «Культурологическая
концепция личностно-ориентированного
образования Е. В. Бондаревской»
Выполнили студентки 2 курса,
гр. 21-Н
отделения начального образования
Настенко В., Гогина Е., Коротких
М.
Научный руководитель:
к.пед.н., доцент Шатохина И.В.
Ростов-на-Дону
2015
Оглавление
Бондаревская Евгения Васильевна.
Ее вклад в разработку культурологической
концепции личностно-ориентированного
образования
Е.В. Бондаревская является
руководителем признанной и широко известной
в стране научной школы, деятельность
которой направлена на разработку теории
и практики личностно – ориентированного
образования культурологического типа,
фундаментальным ядром которой является
воспитание гражданина, человека культуры
и нравственности. Фундаментальность
исследований, проводимых Е.В. Бондаревской,
сочетается с их практической направленностью,
научным обеспечением процессов реформирования
образования, организацией опытно-экспериментальной
работы, научно – методической поддержкой
инновационных процессов в образовании.
Академик РАО Е.В. Бондаревская
в течение 34 лет была заведующим кафедрой
педагогики РГПУ, ныне Педагогического
института Южного федерального университета.
За это время ею создана широко известная
научно-педагогическая школа, вырастившая
40 докторов и более 250 кандидатов педагогических
наук, в работах которых исследуются проблемы
гуманистического воспитания и личностно-ориентированного
образования учащихся и студентов, развивается
новое направление гуманистической педагогики
– педагогика личности. Возможность разработки
педагогики личности возникла благодаря
тому, что научная школа Е.В. Бондаревской
на всех этапах развития осуществляла
свою деятельность в тесном сотрудничестве
с образовательными учреждениями, учителями,
органами управления образования. Фундаментальность
исследования всегда сочеталась с их практической
направленностью, научным обеспечением
процессов реформирования образования,
поддержкой инновационных процессов,
организацией широкомасштабной опытно-экспериментальной
работы, в образовательных учреждениях,
региона.
Конкретный теоретический вклад
научной школы Е.В. Бондаревской в развитие
современной педагогической науки, образования
и теории воспитания определяется следующими
результатами:
• создана концепция личностно-ориентированного
образования культурологического типа,
осуществлено его методологическое обоснование,
показано, что личностно-ориентированное
образование представляет собой наукоемкую
педагогическую технологию, реализующую
фундаментальные философские, психологические,
педагогические идеи о человеке и процессах
его индивидуально-личностного развития
в культуре, об образовании как человекообразующем,
культуротворческом, самоорганизующемся,
смыслопорождающем процессе, о воспитании
как педагогической поддержке, об образовательном
пространстве как проекции мира детства
и др.;
• разработана теория личностно-ориентированного
образования, компонентами которой являются:
обоснование целей проектируемого образования
в образе человека культуры; определение
системы принципов, обеспечивающих личностную
направленность образования, моделирование
содержания и технологий личностно-ориентированного
образования, а также способов организации
единого образовательно пространства,
создающего условия для личностного развития
учащихся; в качестве механизмов интеграции
образовательных учреждений в единое
образовательное пространство выступают
образовательная политика, тип образования
и педагогическая культура школы и социума,
учителей и родителей;
• обоснована концепция личностно-ориентированного
воспитания, смысловым ядром которой выступает
ориентация на воспитание гражданина,
человека культуры и нравственности, на
смыслопорождающие и охранительно-защитные
функции воспитания;
• личностно-ориентированное
воспитание представлено как целостная
гуманитарная технология открытого типа,
способная влиять на становление человека,
общества, культуры, как педагогический
механизм социального развития;
• определены основы теории
гуманистической педагогической культуры
как сущностной характеристики личностно-ориентированного
учителя, школы и социума;
• осуществлено проектирование
личностно-ориентированных вариативных
образовательных систем, описаны стратегии
их развития;
• раскрыты методологические
и культурологические основания развития
русской школы в условиях этнической неоднородности
социума Южного региона, впервые в отечественной
педагогике поставлена проблема и выявлены
исходные основания педагогической работы
с детьми-мигрантими;
• обоснованы критерии и показатели
качества воспитания, ориентированные
на качество человека и его социально-гражданскую,
духовно-нравственную и индивидуально-личностную
зрелость.
Е.В. Бондаревская – не только
известный педагог-исследователь, но и
талантливый организатор науки. Она является
неизменным руководителем и соруководителем
международных, всероссийских, межвузовских
и региональных форумов, конференций,
научных чтений, проводимых в Южном регионе.
Основные положения концепции
Данная концепция разработана
известным ростовским ученым академиком
Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее
основные положения изложены в учебном
пособии «Педагогика: личность в гуманистически
ориентированных теориях и системах воспитания»,
изданном в Москве и Ростове-на-Дону в
1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии
личностно-ориентированного воспитания»,
опубликованной в 2001 году в первом номере
журнала «Педагогика».[5]
В фундамент построения концепции
воспитания человека культуры положен
постулат: «Век техники уступает место
веку человека, и человечество ведет творческий
поиск путей перехода от техногенной цивилизации
XX века к антропогенной цивилизации будущего».[1]
Таким образом, Е.В. Бондаревская как ученый
представляет в педагогике оптимистический
вариант развития современного российского
общества XXI века.
Исходной позицией в разработке
указанной концепции является вера в то,
что реальность подобного перехода зависит
от образования, от воспитания человека
культуры, который и выступает в концепции
в качестве культурно-воспитательного
идеала.
Воспитание в этой концепции
определяется как процесс педагогической
помощи ребенку в становлении его субъектности,
культурной идентификации, социализации,
жизненном самоопределении.
Приведенное определение имеет
в своей основе научную доказательность
и опыт воспитательной работы, обретенной
нелегким путем. Именно помощь, но не воздействие
с целью. Отношение к ребенку как к субъекту,
носителю активности, для проявления которой
ему необходимо пространство свободы,
где он имел бы возможность автономизироваться,
выбирать, оценивать, совершать поступки,
является основным признаком гуманистического
личностно-ориентированного воспитания
вообще, а культурологического в особенности.
В этом признаке реализуется гуманизм
воспитания как ценностное, бережное отношение
к природе ребенка, а также достигается
степень свободы как необходимого и исходного
условия становления субъектных свойств
личности. Вместе с тем автор концепции
воспитания ребенка как человека культуры
значительно расширяет утвердившиеся
в педагогике представления о содержании
субъектности как необходимом атрибуте
личностного развития.
Автор концепции рассматривает
воспитание, с одной стороны, как целенаправленную
деятельность педагогов по созданию условий
для саморазвития личности, с другой —
как восхождение личности к ценностям,
смыслам, обретение ею ранее отсутствующих
свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому
главным элементом личностно-ориентированного
воспитательного процесса является личность
ребенка, сам же процесс предстает в форме
последовательных позитивных изменений,
результатом которых является личностный
рост ребенка. Иными словами, воспитательный
процесс — это процесс, происходящий с
личностью ребенка, суть которого — в
становлении его личностного образа.
К базовым воспитательным процессам,
способствующим становлению ребенка как
субъекта жизни, истории, культуры, относятся:
— жизнетворчество — включение
детей в решение реальных проблем собственной
жизни, обучение технологиям изменения
собственной жизни, создание среды жизни;
— социализация — вхождение
ребенка в жизнь общества, его взросление,
освоение различных способов жизнедеятельности,
развитие его духовных и практических
потребностей, осуществление жизненного
самоопределения;
— культурная идентификация
— востребованность культурных способностей
и свойств личности, актуализация чувства
принадлежности ребенка к определенной
культуре и оказание ему помощи в обретении
черт человека культуры;
— духовно-нравственное развитие
личности — овладение общечеловеческими
нормами нравственности, формирование
внутренней системы моральных регуляторов
поведения (совести, чести, собственного
достоинства, долга и др.), способности
делать выбор между добром и злом, измерять
гуманистическими критериями свои поступки
и поведение;
— индивидуализация — поддержка
индивидуальности, самобытности личности,
развитие ее творческого потенциала, становление
личностного образа ребенка.
Цель воспитания, как утверждает
Е.В. Бондаревская, — это целостный человек
культуры. Ядром личности человека культуры,
обеспечивающим ее целостность, является
субъектность. Именно она обеспечивает
единство и меру свободы, гуманности, духовности
и жизнетворчества.
Воспитание свободной личности
требует исключения из воспитательной
практики любых методов принуждения, включения
детей с раннего возраста в ситуации выбора,
самостоятельного принятия решений. Задача
образования и воспитания — создать пространство
свободного саморазвития личности и научить
ее пользоваться свободой как благом.
Автор концепции ссылается на мысли В.В.
Зеньковского о том, что, «освобождая»
ребенка для свободной самореализации,
необходимо обеспечить «связь свободы
и добра», что проблема воспитания добра
есть главная проблема воспитания ребенка
в пространстве свободы.[4]
Общая цель воспитания, по мнению
автора концепции, конкретизируется, получает
свое реальное воплощение в личностном
образе ребенка. Это портрет, в котором
запечатлены его индивидуальные особенности
как результат природных предпосылок,
истории и обстоятельств жизни, особенностей
душевных переживаний, характера.
Личностное развитие, становление
личностного образа предполагает проектирование
образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной
среде. Поэтому основная задача воспитателей
— создание культурной среды развития
ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.
В рассматриваемой концепции
статус принципа как методологического
и методического компонента теории и практики
кардинально изменен: это уже не основоположение,
не руководящая идея, не основное правило
исследования и практического действия,
а условие, обеспечивающее движение воспитательного
процесса по пути осуществления цели —
становления личностного образа человека
культуры. Е.В. Бондаревская справедливо
считает, что принципы воспитания человека
культуры могут быть распространены на
всю систему культурологического личностно-ориентированного
образования, и называет следующие принципы:
— природосообразности, означающий
отношение к ребенку как к части природы,
что предполагает его воспитание с учетом
закономерностей природного развития,
половозрастных особенностей, особенностей
психофизической организации и задатков;
принцип сосредоточивает внимание воспитателей
на экологической проблематике, включающей
как экологически чистую окружающую природную
среду, так и бережное отношение к природе
ребенка, его индивидуальности;
— культуросообразности, ориентирующий
воспитателей и всю систему образования
на отношение: к детству — как культурному
феномену; к ребенку — как к субъекту жизни,
способному к культурному саморазвитию
и самоизменению; к педагогу — как к посреднику
между ребенком и культурой, способному
ввести его в мир культуры; к образованию
— как к культурному процессу; к школе
— как к целостному культурно-образовательному
пространству, где воссоздаются культурные
образы жизни детей и взрослых, происходят
культурные события, осуществляются творение
культуры и воспитание человека культуры;
— индивидуально-личностного
подхода, предполагающий отношение к ребенку
как к личности, индивидуальности, нуждающейся
в педагогической поддержке; принцип ориентирует
на учет незавершенности, открытости личности
к постоянным изменениям, неисчерпаемости
ее сущностных характеристик; принцип
означает непременную направленность
воспитания на выявление, сохранение и
развитие индивидуальности, самобытности
ребенка, на поддержку процессов саморазвития,
самовоспитания;
— ценностно-смыслового подхода,
направленный на создание условий для
обретения ребенком смысла своего учения,
жизни, на воспитание личностных смыслов
всего происходящего в его общении с природой,
социумом, культурой;
— сотрудничества, предусматривающий
объединение целей детей и взрослых, организацию
совместной жизнедеятельности, общение,
взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную
поддержку и общую устремленность в будущее.
Основу содержания процесса
воспитания ребенка, по мнению Е.В. Бондаревской,
составляет субъективный опыт личности
с его ценностями и смыслами, умениями
и способностями, социальными навыками
и способами поведения. Автор концепции
выделяет следующие компоненты личностного
опыта, овладение которыми указывает на
становление личности как человека культуры:
а) аксиологический (ценностно-смысловой),
включающий универсальные общечеловеческие
ценности, которые «присваиваются» сознанием
и становятся личностными смыслами отношений
человека к миру, людям, самому себе;
б) культурологический — различные
«культурные задания» и культурные среды,
в которых разворачивается жизнедеятельность
личности (академическая, оздоровительная,
семейная, досуговая и др.); общекультурные
способности, произведения культурного
творчества, включенные в содержание духовной
жизни личности; ценности и традиции национальной
культуры и деятельности по их сохранению,
возрождению, воспроизведению и др.;
в) жизнетворческий (событийный)
— события жизни, способы их организации
и проживания (например, коллективные
творческие дела), технологии жизни, способы
изменения своего бытия, преобразования
жизненной среды и др.;