Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е. В. Бондаревской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Бондаревская Евгения Васильевна. Ее вклад в разработку культурологической концепции личностно-ориентированного образования
Е.В. Бондаревская является руководителем признанной и широко известной в стране научной школы, деятельность которой направлена на разработку теории и практики личностно – ориентированного образования культурологического типа, фундаментальным ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности.

Файлы: 1 файл

Bondarevskaya_doklad_3.docx

— 36.98 Кб (Скачать файл)

г) морально-этический — накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;

д) гражданский — участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;

е) личностный — насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;

ж) индивидуально-творческий — средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Воплощение положений концепции обучения в современном образовании

В настоящее время деятельность научной школы направлена на исследование проблемы модернизации теории и практики профессионально-личностного воспитания студентов в научно-образовательном пространстве инновационного университета. Исследовательский проект поддержан Грантом Президента НШ-3710.2010.6. Целью исследования является разработка целостной теории профессионально-личностного воспитания студентов, отвечающей новым социокультурным условиям, вызовам современной российской действительности, и интеграция ее основных идей и положений в инновационную профессионально-образовательную практику высшей школы. Новизна теории воспитания, на разработку которой направлено исследование, состоит в том, что в нем используется гуманитарная методология, в основу которой положена корреляционная связь «качество воспитания – качество человека», а сам процесс профессионально-личностного воспитания рассматривается не как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи, а как гуманитарный, человекообразующий процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке индивидуальных способностей, творческих сил, духовности и нравственности молодого человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, во введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых общекультурных и профессиональных ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни.

Содержание научно-исследовательского проекта включает осуществление критического анализа современной воспитательной ситуации, разработку теоретико-методологических оснований и предпосылок изменения дел в сфере вузовского воспитания, обоснование инновационных стратегий культуросообразного, личностного и профессионально ориентированного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза; обоснование культурно-воспитательной идеи университета, ее исторической трансформации от универсального культуротворческого и наукоразвивающего содержания к профессионально ориентированному и прагматическому содержанию; представление обобщенного портрета современного студенчества, анализ жизненного мира современных студентов, их личностных позиций и ценностей; проектирование и апробацию смысложизненных стратегий и профессионально-ориентированных технологий воспитания студентов, в числе которых: стратегия опережающего педагогического образования, смыслопорождающая стратегия воспитания, культуротворческая стратегия; интерактивная технология воспитания, интенциональный анализ и диалог, профессионально-личностное воспитание и медиавоспитание студентов; моделирование духовно-нравственного пространства университета, основная функция которого состоит в том, чтобы интегрировать личность в общечеловеческую и национальную культуру, создать культуросообразную среду воспитания, раскрыть поле выборов культурных образцов и смыслов жизни и профессии; обоснование гуманитарного подхода к оценке качества профессионально-личностного воспитания. Исследователи исходят их того, что качественным является такое воспитание, которое полноценно выполняет свои человекообразующие, культуротворческие, профессионально ориентирующие и стабилизирующие социум функции.

Исследовательский проект имеет инновационный характер, обусловленный особенностями научного поиска, который направлен на:

- создание нового знания в недостаточно разработанной сфере педагогики – теории и практике воспитания студентов;

- ориентирует на воспитание  гражданина, человека культуры и  нравственности, компетентного профессионала, обладающего развитыми инновационными  способностями;

- основывается на положениях  новой отрасли философского знания

- гуманитарной методологии, раскрывает необходимость и эффективность ее применения при исследовании проблем образования и педагогики;

- включает разработку  новой концепции воспитания студентов, основанной на интеграции смысложизненного, социокультурного и личностно-ориентированного  подходов;

- предполагает системное  преобразование воспитательного  процесса и университетской культурно-образовательной  среды, основанное на понимании  воспитания как части общей  социальной технологии развития  страны и важнейшего условия реализации главной воспитательной идеи Южного федерального университета – подготовки конкурентоспособного специалиста мирового уровня, способного к эффективной интеграции в современное социокультурное и научно-технологическое пространство, сохранению целостности и безопасности страны и региона, распространению и приумножению духовно-нравственных и культурных ценностей, научных и технических достижений.

Переход к личностно ориентированному образованию зависит от учителя - его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств.

Требования к учителю: имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умеет работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, умеет придать им личностно-развивающую направленность; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Воспитание на переходном этапе. Круглый стол // Советская педагогика. 1991. N10. С.54.
  2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях.-Ростов н/Д.: РГПИ, 1993. -32с.
  3. Бондаревская Е.В. В защиту "живой" методологии. Педагогика. 1998. № 2. С.102-105.
  4. Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников //Педагогика . 1991. №1. С.50-56
  5. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. Педагогика. 1997. № 4. С.11-17.
  6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. Ученик в структуре личностно ориентированного образования. -Ростов н/Д., 1997. С.6-21.
  7. Бондаревская Е.В., Качан Г.А. Диагностика личностно-педагогической саморегуляции учителя... -Ростов н/Д., 1996. -53с.
  8. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК. - М.-Ростов н/Д, 1999. -560 с.
  9. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. -Ростов н/Д., 1997. -28с.
  10. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. Педагогика. 1999. № 3.
  11. Бондаревская Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. -Ростов н/Д., 1995. С.47-61.
  12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. N4. С.29-36.
  13. Бондаревская Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. -Ростов н/Д., 1995. С.47-61.

 

 


Информация о работе Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е. В. Бондаревской