Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е. В. Бондаревской
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 12:22, контрольная работа
Описание работы
Бондаревская Евгения Васильевна. Ее вклад в разработку культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская является руководителем признанной и широко известной в стране научной школы, деятельность которой направлена на разработку теории и практики личностно – ориентированного образования культурологического типа, фундаментальным ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности.
г) морально-этический — накопление
опыта переживания и проживания эмоционально
насыщенных ситуаций гуманного, нравственного
поведения: организация детьми актов милосердия,
проявления заботы о близких и дальних,
терпимости, уважения к другим людям, переживание
чувства совести, стыда, собственного
достоинства и др.;
д) гражданский — участие в
общественно полезных делах, проявление
гражданских чувств, отстаивание прав
человека и другие ситуации, развивающие
опыт гражданского поведения;
е) личностный — насыщенность
жизнедеятельности детей ситуациями реальной
ответственности, свободного выбора, принятия
решений, рефлексии своих поступков, поведения,
способов самооценки, самокоррекции и
самовоспитания, проектирования своего
поведения, личностного развития и др.;
ж) индивидуально-творческий
— средства развития способностей, формирование
различных стилей жизнедеятельности,
уверенности в себе, самостоятельности,
креативности.
Воплощение положений концепции
обучения в современном образовании
В настоящее время деятельность
научной школы направлена на исследование
проблемы модернизации теории и практики
профессионально-личностного воспитания
студентов в научно-образовательном пространстве
инновационного университета. Исследовательский
проект поддержан Грантом Президента
НШ-3710.2010.6. Целью исследования является
разработка целостной теории профессионально-личностного
воспитания студентов, отвечающей новым
социокультурным условиям, вызовам современной
российской действительности, и интеграция
ее основных идей и положений в инновационную
профессионально-образовательную практику
высшей школы. Новизна теории воспитания,
на разработку которой направлено исследование,
состоит в том, что в нем используется
гуманитарная методология, в основу которой
положена корреляционная связь «качество
воспитания – качество человека», а сам
процесс профессионально-личностного
воспитания рассматривается не как идеологическая
надстройка над жизнью детей и молодежи,
а как гуманитарный, человекообразующий
процесс, сущность которого проявляется
в педагогической поддержке индивидуальных
способностей, творческих сил, духовности
и нравственности молодого человека на
всех этапах его взросления и личностно-профессионального
становления, во введении его в пространство
культуры, оказании помощи в осмысленном
выборе личностно значимых общекультурных
и профессиональных ценностей и построении
соответствующих им моделей собственного
поведения, программ и проектов настоящей
и будущей жизни.
Содержание научно-исследовательского
проекта включает осуществление критического
анализа современной воспитательной ситуации,
разработку теоретико-методологических
оснований и предпосылок изменения дел
в сфере вузовского воспитания, обоснование
инновационных стратегий культуросообразного,
личностного и профессионально ориентированного
воспитания студентов в образовательном
пространстве вуза; обоснование культурно-воспитательной
идеи университета, ее исторической трансформации
от универсального культуротворческого
и наукоразвивающего содержания к профессионально
ориентированному и прагматическому содержанию;
представление обобщенного портрета современного
студенчества, анализ жизненного мира
современных студентов, их личностных
позиций и ценностей; проектирование и
апробацию смысложизненных стратегий
и профессионально-ориентированных технологий
воспитания студентов, в числе которых:
стратегия опережающего педагогического
образования, смыслопорождающая стратегия
воспитания, культуротворческая стратегия;
интерактивная технология воспитания,
интенциональный анализ и диалог, профессионально-личностное
воспитание и медиавоспитание студентов;
моделирование духовно-нравственного
пространства университета, основная
функция которого состоит в том, чтобы
интегрировать личность в общечеловеческую
и национальную культуру, создать культуросообразную
среду воспитания, раскрыть поле выборов
культурных образцов и смыслов жизни и
профессии; обоснование гуманитарного
подхода к оценке качества профессионально-личностного
воспитания. Исследователи исходят их
того, что качественным является такое
воспитание, которое полноценно выполняет
свои человекообразующие, культуротворческие,
профессионально ориентирующие и стабилизирующие
социум функции.
Исследовательский проект имеет
инновационный характер, обусловленный
особенностями научного поиска, который
направлен на:
- создание нового знания в недостаточно
разработанной сфере педагогики – теории
и практике воспитания студентов;
- ориентирует на воспитание
гражданина, человека культуры и
нравственности, компетентного профессионала,
обладающего развитыми инновационными
способностями;
- основывается на положениях
новой отрасли философского знания
- гуманитарной методологии,
раскрывает необходимость и эффективность
ее применения при исследовании проблем
образования и педагогики;
- включает разработку
новой концепции воспитания студентов,
основанной на интеграции смысложизненного,
социокультурного и личностно-ориентированного
подходов;
- предполагает системное
преобразование воспитательного
процесса и университетской культурно-образовательной
среды, основанное на понимании
воспитания как части общей
социальной технологии развития
страны и важнейшего условия реализации
главной воспитательной идеи Южного федерального
университета – подготовки конкурентоспособного
специалиста мирового уровня, способного
к эффективной интеграции в современное
социокультурное и научно-технологическое
пространство, сохранению целостности
и безопасности страны и региона, распространению
и приумножению духовно-нравственных
и культурных ценностей, научных и технических
достижений.
Переход к личностно ориентированному
образованию зависит от учителя - его желания,
общей и педагогической культуры, личностных
качеств.
Требования к учителю: имеет
ценностное отношение к ребенку, культуре,
творчеству; проявляет гуманную педагогическую
позицию; заботится об экологии детства,
сохранении духовного и физического здоровья
детей; умеет создавать и постоянно обогащать
культурно-информационную и предметно-развивающую
образовательную среду; умеет работать
с содержанием обучения, придавая ему
личностно-смысловую направленность;
владеет разнообразными педагогическими
технологиями, умеет придать им личностно-развивающую
направленность; проявляет заботу о развитии
и поддержке индивидуальности каждого
ребенка.
Список
литературы:
Бондаревская Е.В. Воспитание
на переходном этапе. Круглый стол // Советская
педагогика. 1991. N10. С.54.
Бондаревская Е.В. Воспитание
как возрождение человека культуры // Основные
положения концепции воспитания в изменяющихся
условиях.-Ростов н/Д.: РГПИ, 1993. -32с.
Бондаревская Е.В. В защиту "живой"
методологии. Педагогика. 1998. № 2. С.102-105.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая
парадигма личностно ориентированного
образования. Ученик в структуре личностно
ориентированного образования. -Ростов
н/Д., 1997. С.6-21.
Бондаревская Е.В., Кульневич
С.В. Педагогика: личность в гуманистических
теориях и системах воспитания: Учеб. пособие
для студентов педвузов и слушателей ИПК.
- М.-Ростов н/Д, 1999. -560 с.
Бондаревская Е.В. Личностно
ориентированное образование: опыт разработки
парадигмы. -Ростов н/Д., 1997. -28с.
Бондаревская Е.В. Педагогическая
культура как общественная и личная ценность.
Педагогика. 1999. № 3.
Бондаревская Е.В. Развитие
идей педагогической культуры в новых
условиях // Введение в педагогическую
культуру. -Ростов н/Д., 1995. С.47-61.