Культурологический подход в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от исследовательских целей, культурологический подход
может применяться в контексте философской, культурной, психологической,
педагогической антропологии, а также истории культуры и искусствознания. С
одной стороны, культурологический подход может основываться на философии,
антропологии, психологии, с другой, непосредственно реализоваться в
педагогике, что стало ощутимо значимо только в конце ХХ в.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)

функций.[13]

Культурологический подход как конкретно-научная методология  познания

и  преобразования  педагогической  реальности  имеет  три  взаимосвязанных

аспекта  действия: аксиологический (ценностный), технологический и

личностно-творческий (И.Ф.Исаев).

Важный  аксиологический  аспект  изучения  культурного  поведения

индивида - проблема  соотношения  между  декларируемыми  ценностями  и

ценностями, которые  выступают  реальной  побудительной  силой, поскольку

всякая  общезначимая  ценность  становится  действительно  значимой  только  в

индивидуальном  контексте (М.М. Бахтин). Признав, что система

общечеловеческих  ценностей  в  своей  целостной  совокупности  составляет

основу  такого  понятия, как  культура, и, согласившись  с  положением  М.М.

Бахтина  о  пограничной  культуре, можно  сделать  вывод  о  том, что  культура

отдельно  взятого  человека  располагается  на  границах  осознания  им

общечеловеческих  ценностей. Человек, интериоризировавший

общечеловеческие ценности, переведший их во внутренний план, осознавший

их  как  личные  ценности  и  руководствующийся  ими в своей практической

деятельности, есть культурный человек. [2]

С  позиций  другого  направления  деятельностного  подхода,

утвердившегося  в отечественной философии культуры  в середине 70-х гг.,

культура  трактуется  как  система, выступающая  мерой  и  способом

формирования  и  развития  сущностных  сил  человека  в  ходе  его  социальной

деятельности (Л.Н. Коган). [6]

В  контексте  культурологического  подхода, рассматривающего

образование  через  призму  понятия  культуры, образование  представляет

культурный  процесс, осуществляемый  в  культуросообразной  образовательной

среде, где все ее компоненты наполнены человеческими смыслами. В процессе

своего образования личность должна пройти и освоить  всю историю  культуры.

Развертывание  культуры  есть  ее «перематывание  из  безличной  формы

всеобщности  в  личностную  форму  культуры  индивида. Анонимно  всеобщее

здесь  переходит  в  форму  индивидуального, субъективного, а индивидуальная

жизнь приобретает форму  всеобщности, культурности».

Колмогорова  И.В. отмечает, что  педагогика  по  своей  сути

культуросообразна, она, с одной стороны, отражает  актуальный  уровень

культуры общества, а с  другой стороны, оказывает непосредственное  влияние

на ее потенциальный уровень. [7, с.165]

Культуросообразность - это эффект  соотнесенности  и соотносимости

образования  с  культурой  как  множеством  социальных  пространств, его

включенности в разнообразные  текущие культурные  процессы и  соответствия

их  особенностям  и  наоборот. Это  преодоление  пропасти  между  феноменами

культуры  и  феноменами  образования, просвещения, цивилизации. Это

определение  образования  как  привнесения  культуры  в  жизнь  общества, как

порождение культурных форм, а не просто их трансляция.

Современная  трактовка  принципа  культуросообразности  предполагает,

что  воспитание  должно  основываться  на  общечеловеческих  ценностях  и

строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать

задачи  приобщения  человека  к  различным  пластам  культуры (бытовой,

физической, сексуальной, материальной, духовной, политической,

экономической, интеллектуальной, нравственной  и  др.). Цель, содержание,

методы  воспитания  культуросообразны  в том случае, если  учитывают

исторически  сложившиеся  в  конкретном  социуме  традиции  и  стиль

социализации. [11, c.354]

Общепризнанно, что  культурологический  подход - это  изучение  мира

человека в контексте  его культурного существования, в аспекте того, чем этот

мир  является  для  человека, каким  смыслом  он  для  него  наполнен. Это

рассмотрение культурного  наполнения социальной реальности, сложившихся и

складывающихся  культурных  программ, утверждающих  себя  в  опыте

практической деятельности людей.[13]

Современное  образование  – механизм  культуры, и  выстраиваться  оно

должно в опоре на единство социокультурной реальности, культурологических

ориентаций  и  междисциплинарных  исследований. Образование  должно

обеспечить  становление  новой  культуры, преодолевающей  потребительские  и

эгоцентрические  ориентации  и  способствующей  утверждению  этики

согласованного развития человека, общества и природы». [1]

В  изучении  человека  культурологический  подход  ориентирует  на  его

видение  через  призму  понятия  культуры, которое  позволяет  рассматривать

человека  как  свободную, активную  индивидуальность, способную  к

«самодетерминации  в горизонте личности» в результате  общения с другими

личностями, культурами.

Культурологический подход позволяет трактовать усвоение культуры как

процесс  личностного  открытия, создания  мира  культуры  в  себе, участия  в

диалоге  культур, при  котором  происходит  индивидуально-личностная

актуализация  заложенных  в  ней  смыслов. В  первую  очередь

культурологический  подход  является  принципиальной  гуманистической

позицией, признающей человека субъектом культуры, ее главным действующим

лицом. Он  сосредоточивает  внимание  на  человеке  как  субъекте  культуры,

способном  вмещать в себя  все «старые» смыслы  культуры  и одновременно

производить  новые. Можно  утверждать, что  культурологический  подход - это

попытка пересмотра и преодоления  сложившихся социокультурных оппозиций,

дихотомий путем синтеза, целостного взгляда на мир через  призму культуры.

Культурологический  подход  как  общенаучный  метод  исследования  в

качестве ведущего положения включает понимание и рассмотрение объекта как

культурного явления или  процесса.

Культурологический  подход  есть  методологическая  позиция,

раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-

творческого  аспектов  культуры  и  рассматривающая  человека  ее  субъектом,

главным  действующим  лицом. Как  методологическая  основа  современной

педагогической науки  культурологический подход предполагает использование

феномена  культуры  в  качестве  стержневого  в  понимании  и  объяснении

педагогических  явлений  и  процессов. Функциональными  принципами

культурологического  анализа  педагогических  проблем  служат  системная

реконструкция  культуры; учет  субъектности  культурного развития  и

деятельностного  характера реализации  субъектного начала  в культуре;

двуединство нормативного и креативного аспектов бытия культуры.[13]

На  основе  культурологического  подхода  в  педагогике  существуют  два

научных направления:

- педагогическая  культурология — сформирована  на  основе

соединения педагогики и  культурологии, с позиции культурологии  объяснющее

формы и содержание пудагогической культуры.

- культурология образования  — направление, объясняющее природу

образования, развития  и  саморазвития  ребенка  с  позиции  философии  и

культурологии. Сформировано  на  базе  философии  образования  и

гуманистической психологии.

Оба эти направления достаточно автономны, хотя в их проблематике есть

сходные  цели  и  содержательные  пересечения, указывая  на  возможность

реконструкции традиционного  обучения и воспитания все с разных позиций.

Педагогическая  культурология «помогает осмыслить все явления как

актуальные  социокультурные  противоречия  и  проблемы  с  позиций

общенаучной  методологии, используя  как  понятия  теории  культуры,

философской и педагогической антропологии, аксиологии, так и  практический

культурный опыт в сфере  образования». [10, с. 60]

Литература:

1. Арябкина  И.В. «Осмысление идей  культурологического подхода в

контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного

учителя»/ «Педагогики искусства», Электронный научный журнал учреждения

Российской Академии Образования  «Институт Художественного Образования»,

№3, 2010 (http://www.art-education.ru/AE-magazine/ )

2. Бахтин М.М. Проблемы  поэтики Достоевского. Изд. 4-е. - М.: Сов.

Россия, 1979. - 320 с

3. Гердер И.Г. Идеи к  философии истории человечества. – М.: Наука,

1997. – 703с.

4. Гуревич П.С. Философия  культуры. –М.: АО Аспект Пресс, 1994. –

315 с.

5. Зарецкая И.И. Профессиональная  культура педагога: учею.пособие./

И.И.Зарецкая.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АПКиППРО, 2006. – 116с.

6. Коган Л.Н. Теория  культуры. – Екатеринбург: УрГУ, 1993. – 160 с.

7. Колмогорова, И. В.  Культурологический  подход  к   формированию

педагогической культу-ры учителя / И. В. Колмогорова // Известия Уральского

государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 163 – 167.

8. Крылова  Н.Б. Культурология   образования / Н.Б. Крылова// Новые

ценности образования.- М.: Народное образование, 2000.- Вып. 10. – 272с.

9. Российская  педагогическая  энциклопедия: В 2 тт.//Гл.ред

В.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. 608 с.

10. Олесина Е. П. Педагогическая культурология: проблемы и подходы /

Е. П. Олесина // Культура, опыт, воображение развивающейся личности  в

художественном  образовании: Сборник научных трудов и материалов научно-

практической конференции. Выпуск II. М.: ИХО РАО, 2008. C. 59–67.

11. Сластенин  В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие  для  студ. высш.

пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.

В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

12. http://vio.uchim.info/Vio_22/cd_site/articles/art_1_4.htm

13. http://www.sworld.com.ua/index.php/en/current-status-and-the-

development-of-the-education-c112/11973-c112-037


Информация о работе Культурологический подход в педагогике