Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:20, контрольная работа
В зависимости от исследовательских целей, культурологический подход
может применяться в контексте философской, культурной, психологической,
педагогической антропологии, а также истории культуры и искусствознания. С
одной стороны, культурологический подход может основываться на философии,
антропологии, психологии, с другой, непосредственно реализоваться в
педагогике, что стало ощутимо значимо только в конце ХХ в.
функций.[13]
Культурологический подход
как конкретно-научная
и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных
аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и
личностно-творческий (И.Ф.Исаев).
Важный аксиологический аспект изучения культурного поведения
индивида - проблема соотношения между декларируемыми ценностями и
ценностями, которые выступают реальной побудительной силой, поскольку
всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в
индивидуальном контексте (М.М. Бахтин). Признав, что система
общечеловеческих ценностей в своей целостной совокупности составляет
основу такого понятия, как культура, и, согласившись с положением М.М.
Бахтина о пограничной культуре, можно сделать вывод о том, что культура
отдельно взятого человека располагается на границах осознания им
общечеловеческих ценностей. Человек, интериоризировавший
общечеловеческие ценности, переведший их во внутренний план, осознавший
их как личные ценности и руководствующийся ими в своей практической
деятельности, есть культурный человек. [2]
С позиций другого направления деятельностного подхода,
утвердившегося в отечественной философии культуры в середине 70-х гг.,
культура трактуется как система, выступающая мерой и способом
формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной
деятельности (Л.Н. Коган). [6]
В контексте культурологического подхода, рассматривающего
образование через призму понятия культуры, образование представляет
культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной образовательной
среде, где все ее компоненты
наполнены человеческими
своего образования личность должна пройти и освоить всю историю культуры.
Развертывание культуры есть ее «перематывание из безличной формы
всеобщности в личностную форму культуры индивида. Анонимно всеобщее
здесь переходит в форму индивидуального, субъективного, а индивидуальная
жизнь приобретает форму всеобщности, культурности».
Колмогорова И.В. отмечает, что педагогика по своей сути
культуросообразна, она, с одной стороны, отражает актуальный уровень
культуры общества, а с другой стороны, оказывает непосредственное влияние
на ее потенциальный уровень. [7, с.165]
Культуросообразность - это эффект соотнесенности и соотносимости
образования с культурой как множеством социальных пространств, его
включенности в разнообразные текущие культурные процессы и соответствия
их особенностям и наоборот. Это преодоление пропасти между феноменами
культуры и феноменами образования, просвещения, цивилизации. Это
определение образования как привнесения культуры в жизнь общества, как
порождение культурных форм, а не просто их трансляция.
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает,
что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и
строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать
задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой,
физической, сексуальной, материальной, духовной, политической,
экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цель, содержание,
методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают
исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль
социализации. [11, c.354]
Общепризнанно, что культурологический подход - это изучение мира
человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот
мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Это
рассмотрение культурного наполнения социальной реальности, сложившихся и
складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте
практической деятельности людей.[13]
Современное образование – механизм культуры, и выстраиваться оно
должно в опоре на единство социокультурной реальности, культурологических
ориентаций и междисциплинарных исследований. Образование должно
обеспечить становление новой культуры, преодолевающей потребительские и
эгоцентрические ориентации и способствующей утверждению этики
согласованного развития человека, общества и природы». [1]
В изучении человека культурологический подход ориентирует на его
видение через призму понятия культуры, которое позволяет рассматривать
человека как свободную, активную индивидуальность, способную к
«самодетерминации в горизонте личности» в результате общения с другими
личностями, культурами.
Культурологический подход позволяет трактовать усвоение культуры как
процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в
диалоге культур, при котором происходит индивидуально-личностная
актуализация заложенных в ней смыслов. В первую очередь
культурологический подход является принципиальной гуманистической
позицией, признающей человека субъектом культуры, ее главным действующим
лицом. Он сосредоточивает внимание на человеке как субъекте культуры,
способном вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно
производить новые. Можно утверждать, что культурологический подход - это
попытка пересмотра и преодоления
сложившихся социокультурных
дихотомий путем синтеза, целостного взгляда на мир через призму культуры.
Культурологический подход как общенаучный метод исследования в
качестве ведущего положения включает понимание и рассмотрение объекта как
культурного явления или процесса.
Культурологический подход есть методологическая позиция,
раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-
творческого аспектов культуры и рассматривающая человека ее субъектом,
главным действующим лицом. Как методологическая основа современной
педагогической науки культурологический подход предполагает использование
феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении
педагогических явлений и процессов. Функциональными принципами
культурологического анализа педагогических проблем служат системная
реконструкция культуры; учет субъектности культурного развития и
деятельностного характера реализации субъектного начала в культуре;
двуединство нормативного и креативного аспектов бытия культуры.[13]
На основе культурологического подхода в педагогике существуют два
научных направления:
- педагогическая культурология — сформирована на основе
соединения педагогики и культурологии, с позиции культурологии объяснющее
формы и содержание пудагогической культуры.
- культурология образования
— направление, объясняющее
образования, развития и саморазвития ребенка с позиции философии и
культурологии. Сформировано на базе философии образования и
гуманистической психологии.
Оба эти направления достаточно автономны, хотя в их проблематике есть
сходные цели и содержательные пересечения, указывая на возможность
реконструкции традиционного обучения и воспитания все с разных позиций.
Педагогическая культурология «помогает осмыслить все явления как
актуальные социокультурные противоречия и проблемы с позиций
общенаучной методологии, используя как понятия теории культуры,
философской и педагогической антропологии, аксиологии, так и практический
культурный опыт в сфере образования». [10, с. 60]
Литература:
1. Арябкина И.В. «Осмысление идей культурологического подхода в
контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного
учителя»/ «Педагогики искусства», Электронный научный журнал учреждения
Российской Академии Образования
«Институт Художественного
№3, 2010 (http://www.art-education.ru/
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. - М.: Сов.
Россия, 1979. - 320 с
3. Гердер И.Г. Идеи к
философии истории
1997. – 703с.
4. Гуревич П.С. Философия культуры. –М.: АО Аспект Пресс, 1994. –
315 с.
5. Зарецкая И.И.
И.И.Зарецкая.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АПКиППРО, 2006. – 116с.
6. Коган Л.Н. Теория культуры. – Екатеринбург: УрГУ, 1993. – 160 с.
7. Колмогорова, И. В. Культурологический подход к формированию
педагогической культу-ры учителя / И. В. Колмогорова // Известия Уральского
государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 163 – 167.
8. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова// Новые
ценности образования.- М.: Народное образование, 2000.- Вып. 10. – 272с.
9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт.//Гл.ред
В.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. 608 с.
10. Олесина Е. П. Педагогическая культурология: проблемы и подходы /
Е. П. Олесина // Культура, опыт, воображение развивающейся личности в
художественном образовании: Сборник научных трудов и материалов научно-
практической конференции. Выпуск II. М.: ИХО РАО, 2008. C. 59–67.
11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
12. http://vio.uchim.info/Vio_22/
13. http://www.sworld.com.ua/
development-of-the-education-