Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций
1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.
«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и учащиеся выступают на равных.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения.
Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).
Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).
Краткий обзор современных педагогических технологий.
Существует множество современных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самые распространенные из них.
1. Технология личностно-ориентированного образования.
Эта технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования.
2. Игровые технологии.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.
Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.
Задачи дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность – от простого к сложному. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
- имитационные – на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.
- операционные
– они помогают отрабатывать
выполнение конкретных
- исполнение
ролей – вырабатывается
- деловой
театр – разыгрывается какая-
- психодрама
и социограмма – это «театр»,
но уже социально-
3. Технология развивающего обучения.
В психолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, и в такой школе прилагалось немало усилий для его реализации.
Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.
С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
- проблемность обучения;
- оптимальное
развитие различных видов
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- специальное
формирование как
- специальная организация мнемической деятельности.
Учебная деятельность требует владения разными приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.
Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:
перенос усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;
поиск новых приемов учебной работы;
управление своей учебной деятельностью;
приемы общения.
Технологии развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом: «главное – не навредить!».
25. Воспитательное пространство и модель его оптимального функционирования.
Направления воспитательной работы
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.
Содержание физического воспитания включает: совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности; просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства; развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия; индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся; развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала; формирование профессионального мышления.
Содержание нравственного воспитания составляет:
– моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
– этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
– патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа;
– формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
– политическое воспитание – формирование политического сознания.
Содержание трудового и профессионального воспитания:
– формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;
– формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду;
– профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;
– развитие механизма самообучения и сфере труда и профессиональной деятельности;
– профессионально-правовое воспитание – передача учащимся сведений о законах и нормах.
Содержание эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное; развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения; эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся; формирование механизма эстетического самообразования; формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.
Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Такими составляющими являются пять компонентов: индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.
Элементами данного компонента являются родители, учащиеся, родители учащихся, педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Важность данного компонента: члены классного сообщества решают, какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать; смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов.
Ценностно-ориентационный компонент, в свою очередь, представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Данный компонент является ценностно-смысловым ядром системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы.
Функционально-деятельностный компонент складывается из таких элементов, как:
– системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
– основные функции воспитательной системы;
– педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Данный компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.
Элементы пространственно-временного компонента воспитательной системы класса:
– эмоционально-
– связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
– место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
– этапы становления и развития воспитательной системы.
Диагностико-аналитический компонент воспитательной системы класса складывается из следующих элементов: критериев эффективности воспитательной системы; методов и приемов изучения результативности воспитательной системы; форм и способов анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Важность данного компонента в том, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса.