Лекции по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций

Описание работы

1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.

«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.

Файлы: 1 файл

Ответы по педагогике.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)
  • организационная (направлена на упорядочение воспитательного процесса);
  • интегрирующая (обеспечивает систематизацию несогласованных воспитательных воздействий; это необходимо ввиду множества включённых в систему субъектов воспитания);
  • регулирующая (связана с коррекцией неблагоприятных факторов развития воспитанника, с преодолением противоречий, которые неизбежно накапливаются в ходе функционирования и развития воспитательной системы);
  • развивающая (заключается в обеспечении динамики воспитательной системы как условия постоянного развития воспитанников);
  • защитная (состоит в обеспечении социальной защиты воспитанников).

 

 

Структура воспитательной системы 

В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).  

 

 

 

Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». В воспитательной системе оно осуществляется при сочетании педагогического управления с детским самоуправлением. Органы самоуправления формируются на демократической основе и отвечают реальным потребностям той деятельности, в которую включаются участники воспитательной системы. Используемые формы самоуправления призваны обеспечивать участие в управлении всех субъектов деятельности.  Примеры таких форм: коммунарский сбор, общее собрание, совет дела.  

С.А. Шмаков отмечает, что самоуправление в воспитательном коллективе подразумевает реализацию на практике следующих прав детей:

- право  самим воспитанником планировать деятельность;

- право  самим реализовывать свои планы;

- право  регулярно обсуждать и самостоятельно  оценивать результаты деятельности;

- право  самим выбирать лидеров и давать  поручения друг другу;

- право  критики в любой адрес.

Самоуправление в воспитательной системе – это своеобразная школа приобретения социального опыта. Участие воспитанников в самоуправлении...

- повышает  социальную активность;

- развивает  самостоятельность, инициативу, творчество, ответственность;

- формирует  навыки коллективного взаимодействия: лидерства, поиска согласия в группе, выработки коллективных целей и путей их достижения, чёткого выполнения своей части общего дела, анализа и самоанализа;

- способствует  формированию гуманных отношений, терпимости к чужому мнению, адекватной самооценки и оценки окружающих;

- способствует  формированию бережного отношения  к общественному достоянию;

- создаёт  условия для приобретения опыта  общественно полезной деятельности.

К основным функциям управления воспитательной системой относятся:

-       диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;

-       обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);

-       организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;

-       организация сотрудничества школы, семьи и общественности;

-       гуманизация отношений между взрослыми и детьми. 

 

Содержание воспитательной системы включает два аспекта:

-       совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;

-       различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности. 

Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.

Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию  включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей. 

Общение как обязательный компонент воспитательной системы представляет собой единство трёх элементов: информационного (обмен информацией), перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание) и интерактивного (взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их взаимное влияние друг на друга).  

 

Развитие воспитательной системы 

Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспитанников. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой воспитательной системе. 

 

 

Первый этап – становление системы. Его главная цель – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На этом этапе происходит разработка концепции будущей воспитательной системы, осуществляется педагогический поиск, зарождаются традиции, апробируются и корректируются инновационные идеи, нарабатываются педагогические технологии. Формируется большинство элементов системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны. Взаимодействие с внешней средой чаще всего имеет стихийный характер. Одним из главных условий успеха на этом этапе является достаточно быстрое системообразование, позволяющее добиться первых позитивных результатов, пусть небольших, но очевидных.  

Второй этап – отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов самоуправления. Закрепляются традиции. Определяются приоритетные направления работы и основные (системообразующие) виды деятельности. Субъектами деятельности в воспитательной системе выступают педагоги, учащиеся, их родители, а также первичные коллективы. Благодаря системообразующей деятельности реализуются интересы и потребности воспитанников в их сотрудничестве с друг другом, с взрослыми. Примеры системообразующей деятельности: труд, игра, коллективная творческая деятельность. Отсеиваются малоэффективные способы деятельности, совершенствуются наиболее эффективные педагогические технологии. Формируются прочные связи с внешней средой. Важным условием успеха этого этапа является согласования темпов развития ученического и педагогического коллективов (в идеале они должны развиваться в одном темпе, постепенно трансформируясь в единый коллектив).  

Третий этап – окончательное оформление системы. Коллектив представляет собой содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. На этом этапе воспитательная система эффективно решает задачи формирования свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности (Е.В. Бондаревская).  

Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконечно, поскольку в системе происходят изменения, обусловленные тем, что периодически обновляется контингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, прекращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы и дезинреграции её элементов. (Напомним: ещё А.С. Макаренко указывал, что коллектив должен постоянно развиваться, остановка в развитии означает смерть коллектива).  

Поэтому на последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы, профилактика кризисов и выход из кризисных состояний. Выходом из кризисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д. 

 

Разнообразие воспитательных систем  

Воспитательные системы, создаваемые в практике образования, чрезвычайно разнообразны по своей структуре, направлениям деятельности, особенностям функционирования и взаимодействия с внешней средой. Их классификация затруднена множественностью свойств воспитательных систем. Например, их можно разделить по количественному признаку (количество участников и уровней управления)  на воспитательные системы первичных коллективов, объединений и организаций.  

Воспитательные системы первичных коллективов складываются в малых группах, имеют одноуровневую структуру самоуправления (лидеры управляют коллективом напрямую, ввиду малочисленности группы не требуется промежуточное уровни). К ним  относятся воспитательные системы класса, детского творческого коллектива, отряда в детском оздоровительном лагере. Системообразующие виды деятельности в таких воспитательных системах обычно локализованы в одном-двух направлениях работы (например: для класса это учебно-познавательная деятельность; для коллектива детей, посещающих кружок рисования - изобразительное искусство; для отряда в детском оздоровительном лагере - досуговая деятельность).  

Воспитательные системы детских и юношеских объединений отличаются более сложной структурой самоуправления, бо́льшим количеством участников и бо́льшим разнообразием направлений работы. Внутри общей структуры таких воспитательных систем могут существовать малые группы, имеющие своих лидеров. Однако в  структуре самоуправления не всегда можно чётко выделить иерархические уровни (например, малая группа сформировалась в составе объединения как временный творческий коллектив, после выполнения своих задач формально она прекратила существование, однако у её членов сложились особые дружеские отношения, отличающие их всего коллектива). Вместе с тем, структура объединения часто интегрирована в структуру организации (пример: детское творческое объединение функционирует на базе общеобразовательной школы, а его состав его участников сформировался преимущественно их учеников и педагогов этой же школы). В зарубежной педагогике примером таких воспитательных систем могут служить "справедливые сообщества" (Л. Колберг), в отечественной - воспитательная система общей заботы (И.П. Иванов).  

Воспитательные системы организаций не только включают в себя большое количество участников и имеют многоуровневую иерархическую структуру. Структура этих воспитательных систем, в отличие от объединения, формализована в соответствии с действующими правовыми актами (устав организации, различные положения и т.д.). Среди них наиболее широко представлены воспитательные системы образовательных учреждений (школ). В структуре внутришкольного управления традиционно существуют уровни стратегического, тактического и оперативного управления, а также уровень ученического самоуправления. В отечественном опыте общего образования выделяются...

  • воспитательная система общеобразовательной школы (обоснована и описана в работах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой);
  • воспитательная система школы как центра воспитательной работы в микросоциуме: в селе, в микрорайоне города;
  • воспитательная система школы-комплекса, которая формируется при взаимодействии общеобразовательной школы с учреждениями культуры, спорта, образования, производства;
  • воспитательные системы различных авторских школ.

В качестве особого подвида школьных воспитательных систем можно рассматривать воспитательную систему сельской малочисленной школы. 

В зарубежном педагогическом опыте известна своей уникальностью воспитательная система вальдорфских школ (Р. Штейнер). 

 

История образования знает ряд оригинальных авторских систем воспитания, оказавших влияние на массовую практику воспитания, открывших новые возможности организации воспитательного процесса. К ним можно отнести воспитательные системы А.С. Макаренко, Я. Корчака, С. Френе, В.А. Сухомлинского и др.

 

22. Функция классного  руководителя и его деятельность  в воспитательной системе школы.

 

В настоящее время существует несколько типов классного руководства.

1. Учитель-предметник, в то же время исполняющий функции классного руководителя.

2. Классный руководитель, который осуществляет только воспитательные функции.

3. Классный наставник – классный куратор.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя обусловливаются требованиями, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, возможностями самого педагога.

В учебной работе классный руководитель детского коллектива как учитель пребывает в качестве организатора и руководителя деятельности детей, а вне учебной работы играет роль старшего товарища, рядового участника.

Информация о работе Лекции по "Педагогика"