Лекции по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:25, курс лекций

Описание работы

Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
3.2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
3.3. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
3.5. Педагогическая система воспитания и обучения детей с задержкой психического развития

Файлы: 1 файл

Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с отклонениями.doc

— 563.50 Кб (Скачать файл)

На 1-й  ступени обучения важно сформировать предпосылки для развития высших психических функций: внимания и  памяти, различных видов восприятия, совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. Если дети поступают в детский сад компенсирующего вида в 2,5–3 года (что мы считаем оптимальным для начала коррекционной работы в условиях сложившийся образовательной системы), пропедевтическая работа, соответствующая задачам 1-й ступени, осуществляется в период от 2,5 до 4 лет.

Если  дети поступают в специальную  группу в старшем возрасте, пропедевтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется более интенсивно дефектологом, психологом, логопедом.

На 2-й  ступени реализуются задачи специального дошкольного образования и формируются  предпосылки к школьному обучению. Подготовка к школе является одним из приоритетных направлений деятельности специального детского сада.

Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную  и коррекционно-развивающую работу с детьми, является учитель-дефектолог. С каждой группой работают два  воспитателя. Практика показывает, что наиболее эффективной формой организации детей с ЗПР на занятиях является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их знаний и представлений. Учитель-дефектолог работают с подгруппами параллельно. Учитель-дефектолог проводит занятия по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, подготовке к обучению грамоте.

Работа  логопеда в детском саду для детей  с ЗПР может быть организована по-разному. В том случае, когда на каждую группу выделяется штатная единица, логопедическую работу целесообразно организовать во второй половине дня. На первом году обучения логопед основное внимание уделяет работе над произносительной стороной речи. В этот период предпочтение отдается индивидуальным занятиям. В дальнейшем логопед может объединять детей в подгруппы и сосредоточить внимание на совершенствовании лексико-грамматического строя речи. При подготовке детей к школе логопед и дефектолог могут распределить между собой занятия по подготовке к обучению грамоте, по развитию связной речи, по ознакомлению с окружающим и развитию речи. График работы в этом случае предполагает распределение рабочего времени между этими специалистами в первой и во второй половине дня.

Дошкольникам  с ЗПР обязательно требуется  помощь педагога-психолога. В специальном  детском саду данного профиля  психолог основное внимание должен уделять  диагностике и коррекции недостатков  эмоционально-личностной сферы воспитанников. В сферу его деятельности входят консультации и, при необходимости, психокоррекционные занятия с родителями.

Для дошкольников с ЗПР первые специальные экспериментальные  группы были открыты в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) по инициативе У.В. Ульенковой в 1973 г. Типовое положение о таких группах и рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения появились только в 1990 г. (Документ от 26 ноября 1990 г. 37–14/2). Согласно этому положению в дошкольную группу могут приниматься дети с различными вариантами ЗПР (по классификации К.С. Лебединской), а также педагогически запущенные дети. В первую очередь принимаются дети с задержкой церебрально-органического генеза. Комплектование групп осуществляют ПМПК (комиссии). В каждую дошкольную группу по направлению ПМПК может быть зачислено 10–12 детей с ЗПР. Если комиссия затрудняется в постановке диагноза и заключения, ребенок может быть направлен в специальную группу для динамического наблюдения, срок определяет ПМПК. Заключение комиссии фиксируется в протоколе, с ним знакомят родителей. Окончательное решение о переводе ребенка в специальную группу остается за родителями.

Существуют противопоказания к зачислению в группы данного профиля:

– умственная отсталость в любых формах;

– выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

– выраженные нарушения речи (алалия, тяжелая форма дизартрии, ринолалия, заикание);

– психопатии и психопатоподобные расстройства;

– энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала);

– соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;

– судорожные припадки, судорожная готовность;

– шизофрения, эпилепсия.

Если  в процессе пребывания ребенка в  специальном детском саду выявятся вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен на ПМПК и переведен в группу другого профиля. Это положение целесообразно включить в договор с родителями, который заключается в начале учебного года, оно может служить основанием для повторного обследовании ребенка на ПМПК и определения дальнейшего образовательного маршрута.

В специальные  дошкольные группы преимущественно  принимаются дети с ЗПР с 5 лет, но при необходимости могут быть созданы группы для детей 3–4 лет

Выпуск  детей осуществляется через ПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения, подходящего ребенку.

Целью работы детского сада для детей с  задержкой психического развития является их подготовка к обучению в массовой школе, в обычных классах или  в классах коррекционно-развивающего обучения КРО. В ряде случаев может быть рекомендовано обучение в школе VII вида. Если в процессе коррекционной работы у некоторых детей выявлены нарушения интеллекта или выраженные речевые нарушения, им может быть рекомендовано обучение, соответственно, в школах VIII или V вида.

Организация коррекционно-педагогической работы в специальных (коррекционных) школах VII вида и в классах КРО

Задержка  психического развития у детей стала  объектом изучения в нашей стране сравнительно недавно. Эта проблема обозначилась как актуальная в конце 60-х гг. XX века, когда стали проводиться исследования школьной неуспеваемости, и оказалось, что около 50 % детей, стойко неуспевающих в начальных классах, – это дети с задержкой психического развития.

В 1970 г. на базе одной школ города Горького (Н. Новгород) был начат эксперимент по обучению детей с ЗПР. Исследование проводили сотрудники НИИ дефектологии (в настоящее время это ИКП[6] РАО) под руководством Т.А.Власовой и В.И. Лубовского. Эксперимент продолжался 10 лет и завершился в 1980 г., а в 1981 г. был утвержден новый тип специальных школ – для детей с задержкой психического развития. Однако широкого распространения этот тип школ не получил в силу ряда причин: было недостаточно разработано программно-методическое обеспечение, отсутствовали специально подготовленные кадры. Поскольку нарушения развития у детей с ЗПР выражены нерезко, далеко не каждая семья может согласиться с рекомендацией обучать ребенка в специальной школе-интернате.

С 1988 г. стали открываться классы выравнивания для детей с ЗПР при массовых школах, затем появились классы компенсирующего обучения для детей с астеническими состояниями, соматически ослабленных детей, а также для детей с нарушениями поведения. В связи с этим на практике возникли трудности комплектования и организации коррекционно-педагогической работы.

С 1995 г. сначала в Москве, а затем и в других регионах разрабатывалась единая концепция коррекционно-развивающего обучения, которая подробно изложена в книге С.Г. Шевченко «Коррекционно-развивающее обучение» (1999).

Согласно  этой концепции предполагается создание единого реабилитационного пространства. С одной стороны, это означает преемственность в работе дошкольных и школьных учреждений, а с другой стороны – преемственность между различными государственными службами в системах здравоохранения, образования и социальной защиты.

Основное  внимание уделяется вопросам педагогической помощи детям с трудностями в обучении. В данную категорию включают детей, испытывающих в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Таким образом, в данную категорию могут быть включены дети:

– с задержкой психического развития,

– с астеническими состояниями,

– с поведенческими нарушениями,

– с педагогической запущенностью.

Классы  КРО открываются преимущественно  в начальном звене, при этом возможны различные варианты комплектования. Структура начальных классов  может иметь различные варианты:

1 вариант  – в составе 2-4-х классов  – для детей, безуспешно обучавшихся  в классах общего типа;

2 вариант  – в составе подготовительного, 1-4-х классов для детей, ранее  не обучавшихся в школе.

По  итогам обучения в начальной школе  решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переводятся в  массовые классы, или продолжают обучаться в коррекционных классах. При необходимости классы КРО могут открываться в среднем звене, начиная с 5 класса. Наполняемость классов КРО 12 человек.

В системе  КРО дети получают цензовое образование. Базисный учебный план составлен  на основе Федерального учебного плана. При этом учитываются специфические трудности детей в обучении русскому языку, поэтому увеличено число часов на русский язык и литературу. В программу начальных классов введен специально разработанный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи». В среднем звене предусматривается по 4–5 часов для организации углубленной трудовой подготовки.

Предусматривается от 3 до 5 часов школьного компонента для проведения подгрупповых (не более 3 человек) и индивидуальных занятий (не более 30 минут).

Согласно  современной концепции КРО большое  место в структуре коррекционной  работы должна занимать диагностика. Поэтому  в тех образовательных учреждениях, где имеются специальные группы и классы, могут создаваться ПМПк (консилиумы). ПМПк (консилиум) создается приказом директора учреждения. В его состав входят: завуч (председатель), психолог, дефектолог, логопед, врач-психиатр. Консилиум работает по специально составленному графику, он не занимается комплектованием групп и классов, а решает вопросы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социальной адаптации. Члены консилиума изучают динамику развития детей, успешность усвоения образовательной программы, углубленно обследуют детей, которые испытывают наибольшие трудности в процессе обучения, вырабатывают рекомендации к работе с такими детьми для педагогов и родителей. При необходимости детей с особыми проблемами повторно направляют на ПМПК (Комиссию) или на консультации во внешние организации.

В современных  условиях актуален вопрос о преемственности в работе школы и учреждений профессионального технического образования. В первую очередь следует рассматривать вопросы профессиональной подготовки выпускников классов КРО.

Вопросы и задания

1. Раскройте этиологию и психологическую сущность различных вариантов ЗПР по классификации К.Ф. Лебединской.

2. Раскройте дифференциально-диагностические критерии разграничения ЗПР и умственной отсталости.

3. Какова логика построения коррекционно-развивающих программ для дошкольников с ЗПР на первой и второй ступенях обучения и воспитания в специальном детском саду?

4. Каковы противопоказания для зачисления детей в специальные группы и классы коррекционно-развивающего обучения?

5. Каковы задачи коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР в классах КРО и в школах VII вида?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З.б. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта

Характеристика нарушений  при умственной отсталости

Умственно отсталые – это дети, у которых в результате грубого органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций (анализирующего восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно  отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются  нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Понятие умственная отсталость психолого-педагогическое, традиционно включает в себя такие клинические формы нарушений, как олигофрения и деменция.

Олигофрения (от греч. olygos – малый, phren – ум) – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aber-ratio – искажение, ломка), при родовой патологии, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на ранних этапах постнатального развития (до 2–2,5 лет).

При олигофрении  органическая недостаточность мозга  носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Действия вредоносного фактора в большой мере прекратились, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные характером нарушений ЦНС и их отдаленными последствиями.

Информация о работе Лекции по "педагогике"