Лекции по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:25, курс лекций

Описание работы

Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
3.2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
3.3. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
3.5. Педагогическая система воспитания и обучения детей с задержкой психического развития

Файлы: 1 файл

Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с отклонениями.doc

— 563.50 Кб (Скачать файл)

Деменция (от лат. dementia – безумие, слабоумие) – стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция может иметь резидуально-органический (остаточные явления после перенесенных травм, нейроинфекций) или прогредиентный характер, т. е. наблюдается снижение интеллектуальной деятельности на фоне текущих заболеваний (гидроцефалия, ревматическое заболевание ЦНС, шизофрения, эпилепсия, сифилитическое поражение ЦНС).

В соответствии с Международной классификацией болезней девятого пересмотра (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости: дебилъностъ – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость; имбецилъностъ – глубокая умственная отсталость; идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

В настоящее  время специалисты пользуются МКБ-10 (десятого пересмотра), в соответствии с которой выделяют легкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость.

Психопатологическая структура нарушения при олигофрении  характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре клинической картины выделяют неосложненные и осложненные (М.С. Певзнер) формы олигофрении.

Осложненные формы олигофрении  обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например речи, гнозиса, праксиса, пространственных представлений, счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.

В отечественной  психиатрии выделяют три группы этиологических факторов умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой, 1956).

Первая группа – неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

Вторая группа – патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа – родовая травма и постнатальные поражения ЦНС.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический  (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).

Психологические особенности умственно отсталых детей рассматриваются в работах  И.Л. Баскаковой, И.М. Бгажноковой, И.В. Беляковой, Т.Н. Головиной, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, Н.Г. Морозовой, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьева, В.А. Сумароковой, Ж.И. Шиф и др.

Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями  интеллекта

Практическая  реализация специального дошкольного  воспитания связана с семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего (комбинированного) вида.

Оказание  психолого-педагогической помощи ребенку  и родителям основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в индивидуальной коррекционной программе развития.

Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживания причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения, так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

Системный подход требует изучения ребенка  как целостной системы в его  взаимодействии с более широкими социальными системами – семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.

На  основе информации и анализа собранных  данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического  обследования, специалисты дают общую  оценку уровня развития ребенка. Затем  определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с выявленными отклонениями, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок  к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:

– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта;

– группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

В эту  программу должны входить два  важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы  помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Работа  с родителями включает в себя следующие  организационные формы: лекционно-просветителъскую, консультативно-рекомендательную, обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

Основные направления  коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями интеллекта

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий  для развития эмоционального, социального  и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Вопросы теории и методики дошкольного воспитания детей с нарушениями интеллекта рассматриваются в работах Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Т.Н. Исаевой, А.А. Катаевой, Н.Д. Соколовой, Е.А. Стребелевой и др.

Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева рассматривают следующие блоки задач, которые реализуются в специальном дошкольном учреждении для умственно отсталых детей: диагностические, воспитательные, коррекционноразвивающие и образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Программа (авторы Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева) по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

Охарактеризуем  кратко эти разделы.

I. Раздел «Здоровье»

Определены  задачи и условия формирования предпосылок  и конкретных способов здорового образа жизни ребенка.

II. Раздел «Социальное  развитие»

Программа данного раздела охватывает следующие  блоки психолого-педагогической работы с детьми:

– формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);

– формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

– формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

III. Раздел «Физическое  воспитание и физическое развитие»

Физическое  воспитание и физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

Данный  раздел имеет несколько подразделов:

* Развитие  внимания.

* Развитие  тонкой ручной моторики и совершенствование  зрительно-двигательной координации.

* Сенсорное  воспитание и развитие ориентировочной  деятельности.

* Развитие различных видов памяти.

* Формирование  мыслительной деятельности.

На  занятиях по формированию мышления выделяются следующие направления:

– создание у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;

– формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;

– формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями;

– формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов-заместителей;

– формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способах ее выполнения;

– формирование метода проб как основного метода решения проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вербальном плане;

– формирование у детей наглядно-образного мышления;

– формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;

– обучение детей решению элементарных логических задач.

• Ознакомление с окружающим миром

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим направлениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и  неживой) и явлениями природы.

• Формирование элементарных математических представлений

• Развитие основных компонентов речевой деятельности.

• Подготовка к обучению грамоте

V. Раздел «Формирование  деятельности»

В данном разделе рассматриваются следующие  направления:

• формирование предметной деятельности;

• становление игровой деятельности;

• формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

• формирование элементов трудовой деятельности.

VI. Раздел «Эстетическое развитие»

В данном разделе рассматриваются следующие  виды эстетического воспитания:

• музыкальное воспитание и ритмика;

• изобразительное искусство;

• ознакомление с художественной литературой;

• театрализованная деятельность.

Обучение и воспитание умственно отсталых школьников

Коррекционные учреждения VIII вида создаются для  обучения и воспитания детей с  умственной отсталостью с целью  коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической  реабилитации для последующей интеграции в общество.

Информация о работе Лекции по "педагогике"