Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:21, курс лекций

Описание работы

1 Способности – индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.
2 Каждая способность имеет свою Структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства.
3 Общие интеллектуальные способности.
4 Творческие способности (творчество).

Файлы: 1 файл

1 Способности.docx

— 39.85 Кб (Скачать файл)

1 Способности – индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Б.М. Теплов – 3 основных признака понятия «Способность»: 1) индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) индивидуальные особенности, кот имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3) понятие «Способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, кот уже выработаны у данного человека. От Способностей зависит быстрота и легкость приобретения знаний, умений, навыков. Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. 
 
Классификация видов Способностей: 1) природные (естественные); 2) специфически человеческие (общие – специальные; теоретические – практические; учебные – творческие). 1) Данные Способности связаны с врожденными задатками, являются общими для человека и животных (т.е. натуральные функции: память, восприятие, Способность к элементарной коммуникации); 2) общие (а. определяют успехи чел в самых различных видах деятельности – мыслительные Способность, память, речь + б. взаимодействие с людьми, общение (они социально обусловлены)); специальные высшие интеллектуальные Способности (определяют успехи чел в специфических видах деятельности, для осуществления кот необходимы задатки особого рода и их развитие – музыкальные, математические, технические, литературные, худ-творческие, спортивные); теоретические (предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям); практические (конкретные практические действия); учебные (определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений, навыков); творческие (определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры). Основанием для развития Способностей являются задатки (природные предпосылки, возможно это свойства н/с – степень общей активности, повышенная чувствительность н/структур, возможно это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению). Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, кот связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. В зависимости от того, существуют ли, отсутствуют условия для развития Способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

 

2 Каждая способность имеет свою Структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам  относятся также сенсомоторные  качества руки художника, и наконец высокоразвитая образная память. К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

Следует выделить уровни способностей по их направленности, или  специализации. В этом плане в  психологии обычно различают Общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов

деятельности. Общие  способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта. Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных. Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным  способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности. Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.

 

 

3 Общие интеллектуальные способности 
Таблица 1. Шкала умственного развития Бине—Симона (вариант 1911 года) (по Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. «Словарь-справочник по психодиагностике». — СПб: «Питер», 1998) 
Возраст Содержание задания

3 года 
1. Показать свои глаза, нос, рот. 
2. Повторить предложение длиной до 6 слогов. 
3. Повторить по памяти числа. 
4. Назвать нарисованные предметы. 
5. Назвать свою фамилию.

4 года 
1. Назвать свой пол. 
2. Назвать несколько показываемых предметов. 
3. Повторить ряд из трех однозначных чисел. 
4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи).

5 лет 
1. Сравнение попарно тяжести. 
2. Срисовать квадрат. 
3. Повторить слово из трех слогов. 
4. Решить головоломку. 
5. Сосчитать 4 предмета.

6 лет 
1. Определить время дня. 
2. Назвать назначение нескольких предметов обихода. 
3. Срисовать ромб. 
4. Сосчитать тринадцать предметов. 
5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 задания).

7 лет 
1. Различить правую и левую стороны. 
2. Описать картинку. 
3. Выполнить несколько поручений. 
4. Назвать общую стоимость нескольких монет. 
5. Назвать показанные четыре основных цвета.

8 лет 
1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними. 
2. Обратный счет от 20 до 1. 
3. Обнаружение пропусков в изображении людей (четыре задачи). 
4. Назвать день, число, месяц, год. 
5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел.

9 лет 
1. Назвать все месяцы. 
2. Назвать стоимость всех монет. 
3. Составить из предложенных трех слов две фразы. 
4. Ответить на три легких вопроса. 
5. Ответить на пять более трудных вопросов.

10 лет 
1. Ранжирование предметов. 
2. Воспроизведение фигур. 
3. Поиск несоответствий в рассказах. 
4. Ответы на трудные отвлеченные вопросы. 
5. Составление предложения из трех слов с одним из предложенных в задании.

11 лет 
1. Противостояние внушению при сравнений линий разной длины. 
2. Составление предложения из трех слов. 
3. В течение трех минут произнести 60 слов. 
4. Определение отвлеченных понятий. 
5. Восстановить порядок слов (3 задания).

12 лет 
1. Повторение однозначных чисел. 
2. Поиск трех рифм к слову «стакан». 
3. Повторение предложения длиной в 26 слогов. 
4. Объяснение смысла картины. 
5. Завершение рассказа.

С точки зрения современных  представлений об интеллекте, не все  задания могут быть хоть как-то с  ним соотнесены. Но идея универсальности  интеллекта как способности, влияющей на успешность решения любых задач, получила подкрепление в моделях  интеллекта.

 

 

4 Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим (Ярошевский, 1985). Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации (Солсо, 1996).

Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого термина психологи пытались различным образом обозначить эту способность. Так, В. Джеймс (1916) выделил психологическое свойство, которое назвал проницательностью, когда исследовал решение творческих задач. Он полагал, что в основе проницательности лежит ассоциативный процесс и, прежде всего, ассоциативные подобия. Роль ассоциативного процесса в творчестве подчёркивал немецкий психолог Г. Э. Мюллер. Одновременная активация многих элементов мозга на основе такой ассоциации порождает «созвездие» активных элементов мозга, в результате чего возникает решение.

Ассоциацию как механизм творческого процесса рассматривал и Б. М. Бехтерев (1907-1910). Поиск ассоциативных  механизмов творчества продолжили ученики  И. П. Павлова. Это представление  имеет лишь историческое значение, поскольку сейчас очевидно, что ассоциативных  процессов недостаточно для описания механизма творчества.

Креативность рассматривается обычно с трёх сторон: как процесс творчества, как его продукт и как свойство личности. Этот термин тесно связан с теорией Д. Гилфорда (1956), который различал в ней оригинальность, беглость, гибкость. Д. Гилфорд понимал гибкость как способность к переосмыслению функций объекта, возможность использования его в различных качествах. Гибкость мышления позволяет обнаруживать ранее не используемые признаки объекта и, анализируя их, решать возникшие проблему.

Использование термина «креативность» вызвано возможностью её оценки с помощью специально разработанных тестов. За отсутствием возможности более точного измерения созидательной стороны личности большое число исследователей пользуется и этими тестами, и этим термином. В любом случае, ни термин, ни тесты не определяют результат, который на прямую зависит от этого, на сколько исследователь осознает, что он пытается определить с их помощью.

В понятии креативность заложена двусмысленность. Творчество очевидно: оно представлено в реализованном продукте, который может нравиться или не нравиться, но он есть.

Предпринимаются попытки  понять, является ли креативность самостоятельной способностью или она только составляет часть когнитивных (познавательных) способностей. Показано, что отдельные её компоненты отличаются от составных элементов интеллекта, но есть и данные о том, что эти показатели независимы, а потому и высокая креативность может сочетаться с низким интеллектом.

Сейчас в рамках креативности выделяется оригинальность, или способность давать необычные ответы; семантическую гибкость, то есть умение обнаруживать различные способы использования предмета; образную гибкость, то есть способность видеть новые свойства объекта; семантическую спонтанность. То есть лёгкость возникновения разнообразных идей.

Факторы, влияющие на интенсивность  творчества

Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого  процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа  её достижения. Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие известного способа её достижения. Человек, полностью  довольный всем, не имеет желания  придумывать. Исключения составляют маленькие  дети, в которых природой заложены «прыгатели и «двигатели» и для которых жизнь обозначает единственную возможность – творить.

Однако отсутствие чего-то не является достаточным условием творчества. Сколько людей мечтает о чём-то, строит воздушные замки, которые  так и остаются в их головах. Для  творчества необходимо воплотить мечту  в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства.

 

5 Проблема диагностики способностей заключается в сложности операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов способностей предполагает различные подходы к их диагностике. Наиболее сложным для диагностики предстает вид общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность. 

      1.  
         Измерение способностей.

 
Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства. 
 
Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллектаобщий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить). 
 
Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На результаты тестов влияют: окружающая среда, темперамент. 
 
Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста. 
 
1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ 
 
Требования к тесту: 

Информация о работе Лекции по "Педагогике"