Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:21, курс лекций

Описание работы

1 Способности – индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.
2 Каждая способность имеет свою Структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства.
3 Общие интеллектуальные способности.
4 Творческие способности (творчество).

Файлы: 1 файл

1 Способности.docx

— 39.85 Кб (Скачать файл)
  1.  
    валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен
  2.  
    надежность – воспроизводимость результатов, степень их повторяемости
  3.  
    стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки результатов
      1.  
        Измерение творческих способностей.

 
Измерение творческих способностей – Гилфорд. 
 
Качества креативности: 

  •  
    оригинальность ассоциаций
  •  
    семантическая, смысловая гибкость
  •  
    фонтанирование новых идей
  •  
    образное мышление

 
5 видов действия (в результате факторного анализа): 

  1.  
    восприятие и понимание материала
  2.  
    рабочая память
  3.  
    дивергентность (выделение в обычном оригинального
  4.  
    конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)
  5.  
    эвалюация, подведение итога

 
Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация 
 
Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью. 
 
Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект: 

  1.  
    Отсутствие временного ограничения
  2.  
    Сложное строение (несколько способов решения для креативности)
  3.  
    Косвенная инструкция
    1.  
      Развитие

 
Существует два подхода к пониманию  развития способностей: 

  1.  
    Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!
  2.  
    Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в результате преобразования нескольких натуральных функций.

 

 

6 Способности представляют собой дифференциально-психофизиологический феномен. С давних пор и до настоящего времени ведутся споры об их генезе.

Понятие о способностях ввел в науку  Платон (428-348 гг. до н. э.). Именно благодаря Платону возникло представление о врожденном неравенстве людей по способностям; философ говорил о том, что человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки.

Существенным этапом в развитии учения о способностях стала книга  испанского врача Хуана Уарте (1575) «Исследование способностей к наукам», которая, хотя и была запрещена Ватиканом и инквизицией, переведена на все европейские языки. X. Уарте тоже писал о врожденности дарований.

Английский философ-материалист  Фрэнсис Бэкон, признавая природную одаренность («Природа в человеке часто бывает, сокрыта, иногда подавлена, но редко истреблена. Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями», - писал он), в то же время считал, что врожденные дарования подобны растениям и нуждаются в выращивании с помощью занятий наукой. Тем самым он признавал роль воспитания в развитии и «исправлении» способностей.

Томас Гоббс (XVI в.) разделял способности на физические и умственные и считал, что природа касательно этих способностей создала людей равными. Решительно критиковал мысль о врожденности способностей также английский философ Джон Локк. Так, с переменным успехом, и боролись два философских направления в понимании природы способностей (согласно одному - это спонтанная, врожденная активность души; согласно другому - «воспитание всемогуще»).

Новый этап в изучении способностей начинается со второй половины XIX в., когда появилось психологическое тестирование, а вместе с ним и психология индивидуальных различий как особое научное направление.

Основоположником эмпирического  подхода к изучению рассматриваемой  проблемы следует считать англичанина  Фрэнсиса Гальтона, который, начиная с 1869 г., публиковал серию работ (например, книгу «Наследственный гений»). В них автор доказывал наследственную передачу способностей родителей детям (не без влияния идей своего двоюродного брата Чарльза Дарвина).Он полагал, что талант является наследственной чертой, сказывающейся в ряде поколений. Утверждая, что социальная элита формируется на основе наследуемого таланта, Гальтон пришел к выводу о необходимости улучшать британскую «расу»: повысить умственные способности путем селективного отбора. В 1883 г. его идея получает название евгеники. Тогда же Ф. Гальтон публикует еще одну книгу «Исследование способностей человека и их развитие», считающуюся первым научным трудом по проблеме индивидуальных различий.

Ф. Гальтон предложил многие психодиагностические методы изучения способностей, в частности методику сравнения способностей близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных условиях. Однако для доказательства своих идей он избрал не очень удачные тесты и показатели (в основном сенсорные). Несмотря на ЭТО, его работы послужили отправным пунктом для развития дифференциальной психологии (психофизиологии) Последователи идей Ф. Гальтона стали Э. Мейман (1917), И. А. Сикорский (1918), Г. Ревеш (О. Revesz, 1952).

Более адекватные тесты для изучения уровня интеллекта предложил в начале XX. века французский ученый А. Бине (1910). Он и его сотрудники измеряли уровни психических процессов: памяти,внимания, воображения и т.д. Он разработал первый психометрический тест интеллекта (шкала умственного развития Бине-Симона).

Основываясь на этой батарее тестов, немецкий исследователь Вильям Штерн  предположил определения индекса  интеллекта IQ. Он ввел термин "дифференциальная психология". 
Штерн разделял два вида одаренности: 
- реактивную; 
- спонтанную.

Дети, обладающие первой, каждый раз  нуждаются в стимуляции извне, и  им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к  интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит  ниже спонтанной, теоретической, так  как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом только на высших ступенях развития.

Существенным моментом в объяснении Ф. Штерном одаренности выступает  идея конвергенции внутреннего фактора-задатков - с внешним фактором (обучением и средой). Задатки автор понимап как «еще точно не очерченную возможность» деятельности с широким простором ДЛЯ развертывании. Под влиянием возрастного развития и внешних условий они превращаются в свойства, которые являются результатом взаимодействия внешних и внутренних условий.

Другой немецкий психолог и педагог,Эрнст Мейман считал что внешние условия лишь усиливают или ослабляют развитие наследственных задатков.

В эти же годы английский психолог Ч. Спирмер применил метод корреляции тестовых заданий, чтобы выделить "общий фактор одаренности". Однако американский психолог Л. Терстон развив идеи Спирмена и использов метод "мультифакторного анализа", расщепил "общий фактор" на девять факторов, а в 1950-х гг. их стали выделять уже десяти.

При индивидуально-психологическом (дифференцированном) подходе наоборот подчеркиваются различия людей по их способностям. Б. М. Теплое не не включал в способности знания и умения. И для этого действительно есть веские основания, которые можно найти в биографиях многих талантливых людей.

 

 

7 Структура направленности личности осужденных

 

1) генерализованную (влечения, желания и интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения), которая обусловливает содержание направленности личности;

2) подструктуру отношений,  которая служит индикатором содержательной  стороны направленности личности;

3) подструктуру жизненных  планов, перспектив и целей деятельности  личности. В совокупности эти  подструктуры являются показателем  жизненной позиции личности осужденного.

Он разделил осужденных на семь групп по направленности личности:

1) условные коллективисты;

2) с активной отрицательной  групповой направленностью;

3) отрицательные индивидуалисты;

4) пассивные отрицательные;

5) неустойчивые;

6) активисты-одиночки;

7) приспособленцы.

Нарушения в реализации сложившейся  направленности или ее позитивного  изменения могут вызываться, например, состоянием фрустрации, связанным с  потерей жизненного смысла. Оно возникает  в тех случаях, когда человек  на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями или они воспринимаются как таковые и деформируют целеполагающее поведение человека.

 

 

8 Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и нерациональных, осознанных и неосознанных:

  1. физиологические потребности – еда, жилище;
  2. потребности в безопасности, то есть в защите от боли, гнева, страха, опасности;
  3. потребности в социальных связях и отношениях – любовь, уважение, причастность  к тому или иному обществу, группе;
  4. потребности в самоуважении, то есть признании и одобрении действий при достижении целей;
  5. потребности в осмыслении целей жизни, в реализации своих способностей, в признании своих дел и мыслей актуальными, нужными.

Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей. Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Данные предпочтения являются «чистыми», так как не зависят  от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного  покупательского выбора. Желание  становится выбором, а индивидуум –  покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако выбор в отличие от желаний  ограничен ценами и доходом. Любой  потребитель имеет свои предпочтения, меняющиеся со временем в зависимости  от уровней образования и общественного  развития, появления новых продуктов. Потребительские предпочтения покупателей  одной страны могут значительно  отличаться от предпочтений другой (например,  США и России).

 

9 Побудительную силу, оказывающую влияние на выбор того или иного типа поведения, принято называть мотивом, а процесс формирования мотива - мотивацией.

Существует в научной  литературе следующие определения мотива и мотивации.

Большее количество авторов  относят к мотивации всё то, что побуждает реально совершаемую активность. К.Обуховский определяет мотив как «вербализацию цели и программы, дающую возможность данному лицу начать определённую деятельность»,

Х.Хекхаузен мотивом считает желаемое целевое состояние в рамках отношений «индивид-среда»,мотивацией - всё то, что «объясняет целенаправленность действия»

В.Ковалёв определяет мотивы как «осознанные, являющиеся свойством личности побуждения деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей». При этом побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребностей.

С.Б. Каверин в своей  монографии «Мотивация труда» утверждает, что «мотив - это образ успешно завершённого действия по реализации потребности».

Есть взгляд и такой, в  определении мотива должно быть отражено то, что действия индивида следуют  из его собственного способа понимания  действительности.

Поэтому в настоящем исследовании используется следующее определение  мотива:

«Мотив - это совокупность приёмов объяснения и обоснования действия человека». В содержание мотива включается объяснение индивидом внешних обстоятельств и воздействий и выработка понятий и представлений о них, а также на этой основе - выработка стратегии собственного поведения.

Субъективной основой, внутренним источником мотивирования выступают  потребности людей.

Объективная сторона мотивирования - внешняя для субъекта реальность, любой её фрагмент, достижение которого оказалось для этого субъекта целью, стало предметом его потребности.

 

 

10 Мировоззрение – система (философских, эстетических, этических, естественно – научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем. 

 Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования. Существует два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное.

Интересы – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение (этот психологический механизм используется рекламой). Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее потребности (жажды знания, понимания и др.). Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности жизненного опыта, образованности, воспитанности, своеобразия духовного склада личности, способностей, характера и др. Однако, интересы индивида, хотя и зависят от выше перечисленного, в конечном итоге они все-таки формируются другими людьми (авторитетными), обществом (общественное мнение, мода…). То есть интересы имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития общества, духовной культуры его, развития социальных отношений.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"