Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:21, курс лекций
1 Способности – индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.
2 Каждая способность имеет свою Структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства.
3 Общие интеллектуальные способности.
4 Творческие способности (творчество).
Измерение творческих
способностей – Гилфорд.
Качества креативности:
5 видов действия
(в результате факторного
Креативность – уровень деятельности: познавательная
мотивация
Высокая креативность обычно коррелирует
с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством
юмора, речевой беглостью, импульсивностью.
Отличия тестов на креативность от тестов
на интеллект:
Существует два подхода к
6 Способности представляют
собой дифференциально-
Понятие о способностях ввел в науку Платон (428-348 гг. до н. э.). Именно благодаря Платону возникло представление о врожденном неравенстве людей по способностям; философ говорил о том, что человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки.
Существенным этапом в развитии учения о способностях стала книга испанского врача Хуана Уарте (1575) «Исследование способностей к наукам», которая, хотя и была запрещена Ватиканом и инквизицией, переведена на все европейские языки. X. Уарте тоже писал о врожденности дарований.
Английский философ-
Томас Гоббс (XVI в.) разделял способности на физические и умственные и считал, что природа касательно этих способностей создала людей равными. Решительно критиковал мысль о врожденности способностей также английский философ Джон Локк. Так, с переменным успехом, и боролись два философских направления в понимании природы способностей (согласно одному - это спонтанная, врожденная активность души; согласно другому - «воспитание всемогуще»).
Новый этап в изучении способностей начинается со второй половины XIX в., когда появилось психологическое тестирование, а вместе с ним и психология индивидуальных различий как особое научное направление.
Основоположником
Ф. Гальтон предложил многие психодиагностические методы изучения способностей, в частности методику сравнения способностей близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных условиях. Однако для доказательства своих идей он избрал не очень удачные тесты и показатели (в основном сенсорные). Несмотря на ЭТО, его работы послужили отправным пунктом для развития дифференциальной психологии (психофизиологии) Последователи идей Ф. Гальтона стали Э. Мейман (1917), И. А. Сикорский (1918), Г. Ревеш (О. Revesz, 1952).
Более адекватные тесты для изучения уровня интеллекта предложил в начале XX. века французский ученый А. Бине (1910). Он и его сотрудники измеряли уровни психических процессов: памяти,внимания, воображения и т.д. Он разработал первый психометрический тест интеллекта (шкала умственного развития Бине-Симона).
Основываясь на этой батарее тестов,
немецкий исследователь Вильям Штерн
предположил определения
Штерн разделял два вида одаренности:
- реактивную;
- спонтанную.
Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне, и им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом только на высших ступенях развития.
Существенным моментом в объяснении Ф. Штерном одаренности выступает идея конвергенции внутреннего фактора-задатков - с внешним фактором (обучением и средой). Задатки автор понимап как «еще точно не очерченную возможность» деятельности с широким простором ДЛЯ развертывании. Под влиянием возрастного развития и внешних условий они превращаются в свойства, которые являются результатом взаимодействия внешних и внутренних условий.
Другой немецкий психолог и педагог,Эрнст Мейман считал что внешние условия лишь усиливают или ослабляют развитие наследственных задатков.
В эти же годы английский психолог Ч. Спирмер применил метод корреляции тестовых заданий, чтобы выделить "общий фактор одаренности". Однако американский психолог Л. Терстон развив идеи Спирмена и использов метод "мультифакторного анализа", расщепил "общий фактор" на девять факторов, а в 1950-х гг. их стали выделять уже десяти.
При индивидуально-психологическом (дифференцированном) подходе наоборот подчеркиваются различия людей по их способностям. Б. М. Теплое не не включал в способности знания и умения. И для этого действительно есть веские основания, которые можно найти в биографиях многих талантливых людей.
7 Структура направленности личности осужденных
1) генерализованную (влечения, желания и интересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения), которая обусловливает содержание направленности личности;
2) подструктуру отношений,
которая служит индикатором
3) подструктуру жизненных
планов, перспектив и целей
Он разделил осужденных на семь групп по направленности личности:
1) условные коллективисты;
2) с активной отрицательной групповой направленностью;
3) отрицательные индивидуалисты;
4) пассивные отрицательные;
5) неустойчивые;
6) активисты-одиночки;
7) приспособленцы.
Нарушения в реализации сложившейся направленности или ее позитивного изменения могут вызываться, например, состоянием фрустрации, связанным с потерей жизненного смысла. Оно возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями или они воспринимаются как таковые и деформируют целеполагающее поведение человека.
8 Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и нерациональных, осознанных и неосознанных:
Потребности формируют спрос,
который во многом зависит от вкусов
и предпочтений людей. Все люди способны
сравнивать удовлетворения, получаемые
от различных видов деятельности
и продуктов, и предпочитать одни
виды другим. Данные предпочтения являются
«чистыми», так как не зависят
от доходов и цен. «Чистые» предпочтения
не представляют еще действительного
покупательского выбора. Желание
становится выбором, а индивидуум –
покупателем, когда его предпочтения
ведут к реальным покупкам на рынке.
Однако выбор в отличие от желаний
ограничен ценами и доходом. Любой
потребитель имеет свои предпочтения,
меняющиеся со временем в зависимости
от уровней образования и
9 Побудительную силу, оказывающую влияние на выбор того или иного типа поведения, принято называть мотивом, а процесс формирования мотива - мотивацией.
Существует в научной литературе следующие определения мотива и мотивации.
Большее количество авторов относят к мотивации всё то, что побуждает реально совершаемую активность. К.Обуховский определяет мотив как «вербализацию цели и программы, дающую возможность данному лицу начать определённую деятельность»,
Х.Хекхаузен мотивом считает желаемое целевое состояние в рамках отношений «индивид-среда»,мотивацией - всё то, что «объясняет целенаправленность действия»
В.Ковалёв определяет мотивы ка
С.Б. Каверин в своей монографии «Мотивация труда» утверждает, что «мотив - это образ успешно завершённого действия по реализации потребности».
Есть взгляд и такой, в определении мотива должно быть отражено то, что действия индивида следуют из его собственного способа понимания действительности.
Поэтому в настоящем исследовании используется следующее определение мотива:
«Мотив - это совокупность приёмов объяснения и обоснования действия человека». В содержание мотива включается объяснение индивидом внешних обстоятельств и воздействий и выработка понятий и представлений о них, а также на этой основе - выработка стратегии собственного поведения.
Субъективной основой, внутренним источником мотивирования выступают потребности людей.
Объективная сторона мотивирования
- внешняя для субъекта реальность,
любой её фрагмент, достижение которого
оказалось для этого субъекта
целью, стало предметом его
10 Мировоззрение – система (философских, эстетических, этических, естественно – научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.
Идеал – это образ, которым
руководствуется личность в настоящее
время и который определяет перспективы
самосовершенствования.
Интересы – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение (этот психологический механизм используется рекламой). Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее потребности (жажды знания, понимания и др.). Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности жизненного опыта, образованности, воспитанности, своеобразия духовного склада личности, способностей, характера и др. Однако, интересы индивида, хотя и зависят от выше перечисленного, в конечном итоге они все-таки формируются другими людьми (авторитетными), обществом (общественное мнение, мода…). То есть интересы имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития общества, духовной культуры его, развития социальных отношений.