Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 00:10, реферат
Описание работы
Школа - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего, интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др.
Содержание работы
Введение Глава I. Психологические особенности леворуких детей I.I Понятие леворукости и причины ее возникновения I.II Психологические особенности леворуких детей Глава II. Леворукость как психолого-педагогическая проблема Глава III. Психологическая помощь педагога леворукому ребенку в школе Заключение Список использованной литературы
Глава I. Психологические
особенности леворуких детей
I.I Понятие леворукости
и причины ее возникновения
I.II Психологические
особенности леворуких детей
Глава II. Леворукость
как психолого-педагогическая проблема
Глава III. Психологическая
помощь педагога леворукому ребенку в
школе
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Школа - это начало
общественного бытия человека как субъекта
деятельности. В этом качестве младший
школьник характеризуется, прежде всего,
готовностью к ней. Она определяется уровнем
физиологического (анатомо-морфологического)
и психического, прежде всего, интеллектуального
развития, обеспечивающего возможность
учиться. Основные показатели готовности
ребенка к школе: сформированность его
внутренней позиции, семиотической функции,
произвольности, умение ориентироваться
на систему правил и др. Готовность к школьному
обучению означает сформированность отношения
к школе, учению, познанию как к радости
открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых.
Это означает готовность к новым обязанностям,
ответственности перед школой, учителем,
классом. Ожидание нового, интерес к нему
лежит в основе учебной мотивации младшего
школьника. Именно на интересе как эмоциональном
переживании познавательной потребности
базируется внутренняя мотивация учебной
деятельности, когда познавательная потребность
младшего школьника «встречается» с отвечающим
этой потребности содержанием обучения.
Система ожиданий,
как и сформированность предпосылок понятийного,
научного мышления, лежит в основе готовности,
которая понимается как итог всего предшествующего
психического развития ребенка, результат
всей системы воспитания и обучения в
семье и в детском саду. Готовность ребенка
к школе определяется удовлетворением
целого ряда требований. К ним относятся:
общее физическое развитие ребенка, владение
достаточным объемом знаний, владение
«бытовыми» навыками самообслуживания,
культуры поведения, общения, элементарного
труда; владение речью; предпосылки овладения
письмом (развитие мелкой мускулатуры
кисти руки); умение сотрудничества; желание
учиться. Необходимые для школьника как
субъекта учебной деятельности интеллектуальные,
личностные, деятельностные качества
формируются буквально с момента рождения.
От уровня их сформированности в значительной
мере зависит вхождение ребенка в школьную
жизнь, его отношение к школе и успешность
обучения, включаемость в учебную деятельность.
Проблема леворукости
воспринимается многими исследователями
как бы вершиной айсберга, в виде которого
можно представить огромную область морфологии
и физиологии билатеральных различий
организма (в том числе и межполушарной
асимметрии головного мозга).
Действительно, большая
часть человечества - праворукие и только
5-12% - леворукие. Но следует понимать, что
и праворукие, и леворукие - это не однородные
группы. Среди них есть сильно леворукие
и сильно праворукие, но есть и те, кто
выполняют одной или другой рукой только
некоторые действия, среди них и люди,
одинаково хорошо владеющие и правой,
и левой рукой. Зарубежные ученые отмечают,
что количество леворуких возрастает:
в 1928 г. среди взрослых было выявлено 3,3%
леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин.
В 1973 г. число леворуких женщин увеличилось
до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979-1988 гг. достигло
12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Цифры
по количеству леворуких, которые представляют
исследователи из разных стран, сильно
различаются и варьируют от 5 до 30%. Конечно,
леворуких меньшинство и еще меньше их
становится по мере взросления. Леворукость
не исчезает, просто агрессивность праворукой
среды заставляет леворуких - порой с огромным
трудом - приспосабливаться, переучиваться,
становиться как все.
По данным отечественных
авторов, количество леворуких людей среди
здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это
неудивительно, так как в течение многих
десятилетий леворуких детей в нашей стране
переучивали, не очень заботясь о том,
полезно ли это. По данным нейрофизиолога
А.А. Айрапетянц, в 1987 г. выявлено 13,3% леворуких
мальчиков и 10% леворуких девочек среди
школьников 7-9 лет, в 14 лет их уже было 4,4%
среди мальчиков и 4,1% - среди девочек, т.е.
в средней школе остается ничтожно малое
количество детей, отстоявших свое право
на леворукость. В последние годы число
леворуких детей в начальной школе составляет
15-23%.
Леворукость особо
четко проявляется и младшем школьном
возрасте.
Глава I.
Психологические особенности леворуких
детей
I.I Понятие
леворукости и причины ее возникновения
В чем причина феномена
леворукости - достоверно неизвестно и
по сей день. На этот счет существует множество
любопытных мнений. К примеру, в 1980 году
Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита
и меча», согласно которой в древние времена
соотношение правшей и левшей было примерно
одинаковым. По мнению ученого, бесконечные
войны тех времен привели к преимущественной
гибели леворуких, и генетический признак
праворукости надежно укоренился в популяции.
Что же стало причиной печального преобладания
леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса
объясняет: левши держали меч в левой руке,
а щит - в правой. При этом область сердца
у леворуких оказывалась менее защищенной,
и они чаще получали смертельные раны,
нежели те воины, кто закрывал сердце,
удерживая щит в левой руке, а меч - в правой.
Существует еще множество теорий, выдвигающих
версии возникновения леворукости1. В
частности, доминирование правого полушария
у женщин в какой-то мере зависит от особенностей
гормонального фона в организме внутриутробного
плода. Не самая «мощная» по своей теоретической
значимости теория, конечно, - но зато чрезвычайно
важная для здоровья женщин-левшей. Дело
в том, что недавно американские ученые
выявили неприятную закономерность: у
дам, предпочитающих действовать преимущественно
левой рукой, существенно повышается риск
развития рака молочной железы.
Проблемы левшества
и леворукости интересуют науку (психологию,
нейропсихологию, физиологию) в течение
уже почти ста лет. И непонятного здесь
гораздо больше, чем понятного.
Левшество связано
с асимметрией парных органов человека.
Благодаря принципу биологической надежности
человек наделен многими органами, дублирующими
самих себя. У него пара легких, пара почек,
пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если
один из парных органов отказывает, другой
может частично принимать на себя его
функции. Но полное дублирование природа,
видимо, сочла роскошью. Как показывают
наблюдения и эксперименты, парные органы
у людей развиты неодинаково. Один из двух
парных органов всегда является доминирующим.
Преобладание левой части над правой и
называется левшеством.
Левшество может быть
сенсорным, касающимся органов восприятия.
А может быть моторным. Тогда оно касается
преобладания левой ноги или руки. Причем
возможны самые различные сочетания сенсорного
и моторного левшества: у человека может
доминировать правый глаз и правое ухо,
но быть толчковой левая нога.
Приучить левшу пользоваться
правой рукой можно: это доказано на практике.
Но ребенку можно сильно навредить. По
мнению ученых, переучивание леворукого
ребенка «на правую руку» может затормозить
его развитие и привести к неврозу.
Объясняется это тем,
что рука и ее развитие связаны с одним
из больших полушарий мозга. Одно полушарие
отвечает за работу правой руки, другое
полушарие - за работу левой руки. «Ответственность»
полушарий распределяется по зеркальному
принципу. Правое отвечает за левое, и
наоборот. Возможности правой руки определяются
левым полушарием. У подавляющего числа
людей левое полушарие является доминирующим.
Именно в нем находятся главные центры
речи - зона Брока и зона Вернике. Развитие
правой руки взаимосвязано с развитием
речевых центров. Особенно чувствительна
эта связь в раннем возрасте, в период
становления речи.
В качестве весьма
поучительного и одного из наиболее ярких
разочарований при изучении проблемы
леворукости являются исследования, в
результате которых оказалось, что, против
всяких ожиданий, моторный центр речи
Брока у левшей в 70% случаев расположен
так же, как и у правшей, в левом полушарии.
Еще раньше выяснилось, что тотальная
транспозиция внутренних органов (когда
сердце располагается справа, печень слева
и т.д.) и даже локальная декстрокардия
(правосердие), с которыми первоначально
пытались увязать проявления леворукости,
являются чрезвычайно редкими явлениями,
гораздо более редкими, чем самая леворукость2.
Более того, связь между этими состояниями
не ясна. Так, например, среди 12 обследованных
людей с тотальной транспозицией внутренних
органов не было ни одного левши.
Лишь у части леворуких
детей картина оказывается перевернутой:
речевые центры у них перенесены в правое
полушарие (и оно, соответственно, будет
доминирующим.) Согласно зеркальному принципу,
доминантное правое полушарие будет стимулировать
доминантное развитие левой руки. В результате
левая рука оказывается ведущей. Если
препятствовать ее использованию в этом
качестве, это может самым неблагоприятным
образом отразиться на развитии речи и
на общем развитии ребенка.
Ситуация с передачей
функций доминирования правому полушарию
рождает массу вопросов. Перенос центров
речи в правое полушарие вовсе не означает,
что полушария автоматически меняются
своими функциями. Правое полушарие отвечает
за целостное восприятие, за образное
и пространственное мышление. Эти функции
за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается
«ответственностью» за речь. Может, это
действительно ценное сочетание, благоприятствующее
развитию способностей у детей. Однако
это только предположение, не имеющее
под собой научного обоснования. И пока
нет серьезных оснований считать, что
любой леворукий ребенок - потенциальный
гений.
В многочисленных исследованиях
так или иначе вычисляется «коэффициент
леворукости». Однако, с одной стороны,
не ясно, каким из критериев определения
левшества надо придавать большее, а каким
- меньшее значение. Имеются различные
точки зрения по этому вопросу. С другой
стороны, указанные признаки не коррелируют
между собой, в различной степени ограничиваются
культурологическим давлением и даже
могут изменяться в течение жизни с одного
типа на противоположный. Мы не знаем,
какой вклад в них вносит переучивание
с одной руки на другую.
Наконец, весьма болезненным
представляется вопрос о том, где же проводить
разграничительную черту между левшами
и правшами при статистическом анализе
отдельных признаков. Несмотря на указанные
трудности при определении ведущей руки,
уже давно имеет место тенденция к расширению
толкования понятия «левшества», с включением
в орбиту рассмотрения ведущего глаза,
ведущего уха, ведущей ноги и т.д., что,
конечно, еще больше запутывает проблему.
Не имея надежных данных о морфофизиологических
особенностях левшей, мы не можем судить
об их происхождении, а, следовательно,
и о природе самих билатеральных различий.
В чисто практическом плане достаточно
знать, что леворукость бывает генетически
обусловленной, компенсаторной и вынужденной.
Генетически обусловленная
леворукость передается по наследству
по законам, описанным Грегором Менделем
в прошлом веке3. Точно так же передаются
по наследству такие признаки, как цвет
глаз, волос, форма носа и многое другое.
В специальной литературе леворукость,
которая не имеет генетического фона и
не передается по наследству, называется
патологической. Такое название эта разновидность
леворукости получила потому, что в ее
основе лежит какое- то нарушение в деятельности
левого полушария, т.к. действия каждой
руки регулирует главным образом противоположное
полушарие: у праворуких людей - левое,
а у леворуких - правое. Так вот, если левое
полушарие по каким-то причинам не может
взять на себя управление правой рукой,
то правое может компенсировать это нарушение,
взяв на себя функции левого полушария.
Но в этом случае ведущей рукой станет
левая. Такую леворукость еще называют
компенсаторной. Специалисты говорят
еще о вынужденной леворукости, которая
возникает в результате серьезной травмы
правой руки, произошедшей в период активного
освоения работы руками. Вследствие этого
ребенок начинает беречь травмированную
правую руку и активно использовать левую.
По организации работы
головного мозга такие дети не являются
леворукими, но наиболее активной у них
будет левая рука. Исходя из этих трех
форм леворукости, интересно поразмыслить,
кого же пытаются переучивать "слева
направо" некоторые излишне ретивые
родители и педагоги.
Может быть, они мечтают
добиться успеха, сломав всю биологическую
иерархию деятельности головного мозга
у ребенка с генетически обусловленной
леворукостью?
Или, в случаях компенсаторной
леворукости, у них есть желание сделать
из ребенка-левши образец "праворукости",
переложив функции управления ведущей
рукой на пострадавшее в результате какой-то
причины левое полушарие?
А может, кто-то решит,
что нужно сломать с трудом возникшие
связи в головном мозге, переключившие
функции ведущей руки с травмированной
правой на здоровую левую?
Следует помнить, что
преимущественное владение той или другой
рукой определяется не желанием или капризом
ребенка, а особой организацией работы
его центральной нервной системы. Большими
усилиями родители и педагоги могут, конечно,
заставить ребенка- левшу действовать
правой рукой. При этом они рискуют создать
клубок медицинских и психологических
проблем, в сравнении с которым "исправленная"
леворукость малыша покажется лишь забавной
невинностью. Прежде чем попытаться сделать
из ребенка-левши правшу, не помешает проконсультироваться
с психологом медицинского и педагогического
профиля. Взвесить все "за" и "против"
самым тщательным образом - ведь левшой,
между прочим, является каждый пятый всемирно
прославившийся человек.
I.II Психологические
особенности леворуких детей
Долгое время считалось,
что детей, которые пользуются левой рукой
активнее, чем правой, необходимо переучивать,
подгоняя под общий стандарт. Но ничего
хорошего из такого переучивания не получилось:
у детей часто развивались невротические
реакции. На современном уровне знаний
это можно понять: ведь леворукость — это
не просто предпочтение левой руки, но
и совершенно отличное от нормы распределение
функций между полушариями мозга. Заставлять
левшу писать правой рукой — это значит
вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно
сложную функциональную систему и стремиться
перестроить ее без достаточных для этого
предпосылок. Если ребенок пишет левой
рукой и, следовательно, по крайней мере,
частично, этот процесс регулируется правым
полушарием, то заставлять его писать
правой рукой означает создавать дополнительную
нагрузку для систем левого полушария.
Это не следует понимать таким образом,
что у левшей полушария как бы просто поменялись
местами: левое делает то, что должно делать
правое, и наоборот. Такое понимание — грубое
упрощение.