Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 08:11, реферат
Шалва Александрович Амонашвили — известный Учитель, почетный член Российской Академии образования. Он является признанным лидером движения учителей-новаторов, автором удивительных книг "Здравствуйте, дети!", "Как живете, дети?". "Единство цели", "Размышления о Гуманной Педагогике". Издательский дом Шалвы Амонашвили выпускает Антологию Гуманной Педагогики.
Введение
1. Гуманная педагогика. Гуманизм в педагогическом процессе.
2. Психологические предпосылки гуманного педагогического процесса
3. Целостность гуманного педагогического процесса
Заключение
Государственное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
"Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова"
Колледж педагогического образования, информатики и права
Дошкольная педагогика (ЗФО)
Специальность 0313
Реферат
Личностно-гуманный подход в процессе
воспитания
и обучения детей Ш.А. Амонашвили
Дисциплина "Основы педагогического мастерства"
Преподаватель: Паляева Н.Г.
Выполнила: Симошкина Н.Н.
_5_ курс, группа 5 "Б"
Абакан 2009
План
Введение
1. Гуманная педагогика. Гуманизм в педагогическом процессе.
2. Психологические предпосылки
гуманного педагогического
3. Целостность гуманного
Заключение
Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его послушность и ведет, готовит его к служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей его жизни, строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм и высокая Духовная нравственность.
Шалва Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили — известный Учитель, почетный член Российской Академии образования. Он является признанным лидером движения учителей-новаторов, автором удивительных книг "Здравствуйте, дети!", "Как живете, дети?". "Единство цели", "Размышления о Гуманной Педагогике". Издательский дом Шалвы Амонашвили выпускает Антологию Гуманной Педагогики.
Этот великий Учитель объездил с циклом лекций не только всю Россию, но половину Европы, неся как благую весть, идеи гуманно-личностного педагогического мышления — антипода авторитарно-императивной педагогики.
Педагогика — такая наука: всего не докажешь, всего не объяснишь, экспериментально не проверишь. Вера, интуиция ученого-педагога порой являются источником того, что побуждает его доказывать, проверять, объяснять возникшие на их основе теории, предположения, гипотезы и таким образом, утверждать новый опыт, создавать новые педагогические концепции. Одним из признанных педагогов-новаторов, чей энтузиазм и убежденность двигает науку вперед, является Шалва Александрович Амонашвили.
При обсуждении вопросов гуманной педагогики он опирается не только на научно-достоверные факторы, не только на экспериментально опробованные и измеренные данные, но и ведет свободные рассуждения, теоретические анализы, высказывает спонтанные и ассоциативные мысли. Научные факты, их толкование, оценка, прогнозирование — все это составляет канву его размышлений, где он всегда оставляет за читателем, слушателем возможность спорить и размышлять вместе с ним.
Концепция заслуженного педагога основана на экспериментальном педагогическом процессе, начатом еще в 1962 году и продолжающем развиваться до сих пор. На разных его стадиях были получены определенные результаты, а в настоящее время весь процесс сосредоточен в экспериментальной школе №1 г. Тбилиси и осуществляется под руководством лаборатории экспериментальной дидактики Грузии им. Я.С. Гогебашвили.
Сущность же концепции заключается в следующем: имеет ли право педагог, взрослый человек прикасаться к ребенку, если заранее не проникнется сознанием того, что он (ребенок) есть безграничность и неповторимость, не проникнется чувством исключительной ответственности перед Природой. «Как я могу учить тебя даже чтению, даже письму, даже счету, если не восполнюсь чувством исключительной ответственности перед Природой, а мне предстоит воспитать тебя так, чтобы ты смог достичь своей цели»1
Таким образом, непосредственно педагогический процесс Ш. Амонашвили представляет себе только с философской основой, которая помогает осмыслить ребенка, таинственность его судьбы, его назначение в жизни общества.
Во взглядах, суждениях Ш.А. Амонашвили на ребенка заложена его вера. Он убежден, что неповторимость каждого ребенка (индивида) определяется неповторимостью его миссии в жизни, в обществе; ребенок — часть природы, но не та, которая может составить какой-нибудь ее обломок или деталь, которая служить лишь частью конструктора, а модель ее, модель Вселенной. Ребенок — одна из форм движения Природы.
Смысл педагогической деятельности Учитель видел в том, чтобы помочь ребенку раскрыться и понять себя для самого себя, окружающих его людей, для человечества.
Только гуманный педагогический процесс, способствующий развитию личности ребенка, поможет ему с наибольшей вероятностью приблизиться к своему жизненному пути и пройти его, отдав лучшее, что в нем есть людям.
К сожалению, сама педагогика не позаботилась о том, чтобы создать для себя разные философские концепции о ребенке - в ней философское осмысление ребенка не переходит за рамки скудного рассуждения о том, какова доля среды, наследственности и воспитания в становлении человека. «Без философии мне трудно выбрать — пишет в одной из своих книг Ш. Амонашвили - или самому сотворить в себе собственную педагогическую позицию
Однако задумаемся, что должно быть дороже педагогу — методические разработки или педагогические умения? Когда быстрее произойдет демократизация личности педагога, высвобождение в нем творческой активности — при оснащении его однотипными методическими установками или при развитии в нем мастерства и вкуса к чтению научных книг, общению с классическим наследием, результатами достижений современной науки? Конечно, методические разработки нужны, как нужны и учебники по педагогике, методические руководства по воспитанию в детях чувств и нравственных качеств, по коррекции нарушений в развитии и т.д. Необходимость подобной методической литературы никто не отменял, но она должна создаваться внутри самой науки, то есть должна отражать процессуальность движения научных положений, духа гуманности в общении педагога с ребенком. Педагогика должна основываться на сотрудничестве преподавателя с детьми, доказывает Ш. Амонашвили, опираясь на психологическую теорию Л.С. Выготского: "В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей.2
Педагог-новатор идею педагогики сотрудничества выражает в так: нужно сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты. Детям должно быть радостно в педагогическом процессе, где педагог всегда настроен на творческий взлет.
Действительно, гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу создания самих себя. Реализована она может быть лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные компоненты педагогического процесса: и методы, и формы, и программы, и средства, и личность педагога, и условия, и коллективное творчество педагогов. Но самое главное во всем этом — взаимоотношения педагога с ребенком, характер общения с ним. Педагогическое общение — это как обмен веществ в организме, нарушение которого вызывает разные заболевания. Нельзя, чтобы в педагогическом общении нарушался обмен человечности, любви, уважения, чуткости, оптимизма, нарушилась духовная общность педагога и детей. Тогда педагогическая жизнь - жизнь детей и педагога «заиграет» по-другому.
Гуманно-личностный педагогический процесс нужно строить с опорой на веру в ребенка и тем самым вызывать ответную веру ребенка в себя, в человека, в людей. Именно на этом - на любви, вере - основаны принципы гуманной педагогики:
1. Любить ребенка,; изучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке;
2. "очеловечить" среду, в которой
живет ребенок, то есть проявить
внимание ко всем сферам
3. прожить в ребенке свое
Чтобы понять почему существует детство, надо обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребят. Взрослым постоянно нужно помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям — оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное: "В ребенке нет излишней энергии, дарованной Природой. Природа дарит ему столько энергии, сколько нужно для развития функций, которые затем сами будут набирать энергию и снабжать ею трудовую, творческую и вообще все виды деятельности, в которые включится человек в своей жизни3.
Но, как и любые теории, гуманный педагогический процесс и идея сотрудничества требуют психологического обоснования. Необходимо психологическое объяснение того, что такой процесс, направленный на раскрытие личности ребенка в атмосфере гуманности и свободы — реален.
Психологическое обоснование педагогики сотрудничества в контексте личностно-гуманного подхода к ребенку заключается в следующем: в ребенке от Природы заложено стремление воспитываться, учиться и познавать действительность. Речь идет именно о прирожденном стремлении, об изначальном хотении, которое в дальнейшем может перерасти в хотение осознанное, в осознанно-волевое стремление совершенствоваться. Активность и неугомонность детей есть стремление стать человеком, познать действительность. Дети изначально открыты миру, они не прячут свои потенциальные возможности, свои природные дарования, но, к сожалению, зачастую наш опыт, наши установки ограничивают нас, не позволяют вовремя замечать и поощрять ребенка.
"Все мы родом из детства" — отнюдь не пустая фраза. Человек, личность всю жизнь возвращается к именно к тому жизненному опыту, который был накоплен в детстве: чем многограннее у ребенка этот опыт, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества. Многогранный опыт детства есть благодатнейшая почва, и посеянные в ней семена опыта человечества могут дать редчайший урожай — неповторимую личность.
В ребенке есть три тенденции, каждая из которых объясняет, почему ребенок хочет, чтобы его воспитывали и обучали, и какие условия для этого необходимы. Эти три тенденции — развитие, взросление и свобода.
Развитие не терпит насилия, имеет свои закономерности, которые должны быть учтены и использованы в процессе обучения. Педагогический процесс должен осуществляться таких гуманных позиций, как сотрудничество взрослого с ребенком, посредничество взрослого между ребенком и культурой. Но развитие не станет прямым и закономерным результатом обучения, если само обучение со всеми своими составляющими не нацелить на развитие.
Ребенок — есть целостная личность и соответственно, педагогический процесс, в который он вовлекается, должен приводить в движение не отдельные его свойства, а его самого как целое.
Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и легче всего принимают форму, пока они в нежном возрасте. Окрепнув, они не поддаются формированию. В детском возрасте мозг способен воспринимать все в окружающем мире. Но образование ребенка должно проходить весьма легко и мягко, как бы само собою, без принуждения. Всеми возможными способами нужно пробуждать в детях стремление к знанию и учению, и методы обучения должны уменьшать трудности учебы, с тем, чтобы оно не вызывало в детях неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий. Правильно обучать — это не значит вбивать в головы детей собранную смесь слов и изречений. Это значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности и потекли ручейки знаний. Ведь переживание ребенком чувства свободного выбора — главное психологическое состояние, которое овладевает ребенком (причем неосознанно). Ребенок стремится быть свободным.
В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно в четырех основных формах движения:
1. Нормированное взрослыми
2. Игровое движение, опирающееся
на чувство собственного
3. Движение в шалости, когда нарушаешь нормы, порядки, пробуешь свои силы, идешь на риск; знаешь, что взрослые могут тебе запретить так делать, поэтому порой скрываешься от них, чтобы шалить вдали от их глаз; заставляешь их волноваться, призывать тебя к порядку, приказывать, принуждать. Шалость нужна не для того, чтобы злить кого-либо, а для того, чтобы научиться видеть необычное в обычном. Шалость — мудрость детства.
4. Движение в труде, когда научаешься создавать блага, заботиться о людях, утверждать себя. Здесь проявляются силы, возникшие в предыдущих формах движения — как учился, как играл, как шалил, здесь завершаешь свое взросление, входишь во взрослую жизнь.
Информация о работе Личностно-гуманный подход в процессе воспитания и обучения детей Ш.А. Амонашвили