Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения технологии личностноориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.
Объектом исследования выступает процесс обучения и развития учащихся в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении технологии личностноориентированного обучения.
Личностноориентированное образование
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно- ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.
Все исследователи подчеркивают необходимость
индивидуального подхода к
Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения технологии личностноориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.
Объектом исследования выступает процесс обучения и развития учащихся в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении технологии личностноориентированного обучения.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) изучить концептуальные основы
различных подходов к
2) выделить показатели
3) выявить и обосновать
В исследовании мы исходим из следующей гипотезы: если процесс обучения имеет направленность на образование и воспитание ученика через создание психологически комфортных условий, направленных на развитие его личности, то технология обучения основана на принципах личностно-ориентированного обучения.
Ведущая идея исследования состоит в том, что процесс осуществления индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми являются составляющими технологии личностно-ориентированного обучения.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют принципы всеобщей связи явлений и процессов, целостности и системности, единства формы и содержания, единства логического и исторического, взаимосвязи теории и практики.
Источниками исследования являются данные и анализа психологической, педагогической, методической литературы и периодической печати. Кроме того, работе учитывались основные положения теоретических концепций о применении современных педагогических технологий в процессе обучения.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; сравнительный анализ опыта работы с детьми; опытно - экспериментальная работа по внедрению технологии личностно-ориентированного обучения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- изложены элементы основных
теорий осуществления
- раскрыты основные компоненты
технологии личностно-
- выделены основные
Практическая значимость состоит в том, что, полученные материалы могут использоваться для составления системы уроков по различным предметам для учеников общеобразовательных школ, а также других типов учебных заведений.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ
Сегодня в нашей стране существуют различные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. В основе каждой из них лежат определенные представления о месте и функциях человека в мире и в обществе. рассмотрим три концепции содержания образования, которые появились в нашей стране в разное время, с точки зрения их соответствия современным представлениям о человеке и его становлении. Согласно одной из концепций, имеющей достаточно давнее происхождение, содержание образования определяется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Такое понимание содержания образования нацеливает школу на формирование у школьников основ научных знаний и приобщение их к производству. Человек, овладевший такой суммой знаний, в ряду средств производства выступает как «производительная сила». Образование, реализующее такое содержание, может быть охарактеризовано как технократическое или сциентистское. (Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании и методах естественнонаучного познания как о наивысших культурных ценностях.).
В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры.
В последние десятилетия (ориентировочно с 60-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в социуме. То, что называют личностно-ориентированным образованием человека, выступает как часть глобального социального процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и образования человека, другим, который называют конструктивно-деятелъностным. Конструктивно-деятельностное понимание сущности образования стало основой построения концепции его содержания, в наибольшей степени соответствующего установкам гуманистического мышления. В соответствии с таким пониманием содержание образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Тем самым содержание образования существенно шире основ наук и нацелено на формирование личности освоившей социальный опыт человечества в его структурной полноте.
Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.[3]
Как можно видеть, данная концепция
не сводит содержание образования к
науке. А учебные предметы (физика,
химия, литература, иностранные языки
и др.) не могут представлять собой
простую проекцию науки на школу
и быть уменьшенными копиями той
или иной научной дисциплины. На
первое место здесь выходит
Личностное развитие человека зависит
от его индивидуальных особенностей.
С ними связан характер деятельности
человека, особенности мышления, круг
интересов и запросов, а также
его поведение в социуме. Именно
поэтому индивидуальные особенности
необходимо учитывать в процессе
обучения и воспитания. Кроме того,
каждому возрасту свойственны определённые
особенности в развитии. Учёт возрастных
и индивидуальных особенностей послужил
основой для всё более
Таким образом, осуществление личностно-
- Наличие комфортных и
- Осуществление воспитания
- Формирование и развитие
- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;
- Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.
Личностноориентированное
Личностноориентированное
Личностноориентированное
В детском возрасте часто наблюдается
эмоциональная уязвимость, неустойчивость
самооценки. Подобные особенности чаще
заметны на устных предметах: ученики
уклоняются от ответов, не проявляют
инициативы. Использование технологий
личностноориентированного
Средствами развития интеллектуальных
способностей ученика при личностно-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО
2.1 Результаты исследования успеваемости при традиционном обучении
Практической базой исследования является Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1. В настоящее время в школе проводятся традиционные уроки, на уроках преобладает классический стиль субъектно-объектных отношений, где ученик выступает как объект обучения.
В процессе работы по данной теме были поставлены следующие задачи:
1)учет
промежуточного контроля в
2)раскрыть основные компоненты личностноориентированной технологии обучения, в которой планируется целостный учебно-воспитательный процесс и его результаты;
3)постоянно
отслеживается успеваемость
4)сформулировать
основные условия, которым
Практическая значимость исследования заключается в применении личностноориентированного обучения для организации учебно-воспитательного процесса в средней школе.
Был проведен нулевой срез среди учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов. Были получены следующие результаты. В 4 «А» классе из 25 учеников оценку «5» получили 6 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 8 учащихся, оценку «2» - 2 учащихся. В 4 «б» классе из 24 учеников оценку «5» получили 7 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 7 учащихся. Таким образом, результаты нулевого среза можно представить следующим образом: в 4 «А» классе процент успеваемости составил 92%, процент качества знаний – 64%; в 4 «Б» классе процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний – 71%. (Таблица 2)
Таблица 2. Результаты нулевого среза
% успеваемости |
% качества | |
4«А» |
92 |
64 |
4 «Б» |
100 |
71 |
Проведение
нулевого среза позволило выявить
в 4 «А» классе более низкие результаты
успеваемости и качества усвоения знаний
по сравнению с 4 « Б» классом. Таким
образом, 4 «А» класс мы определили
его как экспериментальную
Применение технологии личностноориентированного обучения в современной школе