Личностноориентированное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения технологии личностноориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.
Объектом исследования выступает процесс обучения и развития учащихся в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении технологии личностноориентированного обучения.

Файлы: 1 файл

Личностноориентированное образование.docx

— 31.69 Кб (Скачать файл)

Личностноориентированное  образование

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно- ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.

Все исследователи подчеркивают необходимость  индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной  стратегии средней школы как  основного условия успешной работы с детьми. Социальная значимость развития учащихся и анализ состояния научной  разработанности этого процесса обусловили выбор проблемы данного  исследования, которая заключается  в определении способов использования  технологий личностноориентированного  обучения в условиях общеобразовательной  школы.

Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения технологии личностноориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

Объектом исследования выступает процесс обучения и развития учащихся в средней общеобразовательной школе.

Предметом исследования выступает процесс использования в обучении технологии личностноориентированного обучения.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) изучить концептуальные основы  различных подходов к исследованию  технологии личностноориентированного  обучения;

2) выделить показатели технологии  личностно-ориентированного обучения;

3) выявить и обосновать совокупность  условий, обеспечивающих применение  технологии личностноориентированного  обучения в условиях общеобразовательной  школы.

В исследовании мы исходим из следующей гипотезы: если процесс обучения имеет направленность на образование и воспитание ученика через создание психологически комфортных условий, направленных на развитие его личности, то технология обучения основана на принципах личностно-ориентированного обучения.

Ведущая идея исследования состоит в том, что процесс осуществления индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми являются составляющими технологии личностно-ориентированного обучения.

Методологическую и  теоретическую базу исследования составляют принципы всеобщей связи явлений и процессов, целостности и системности, единства формы и содержания, единства логического и исторического, взаимосвязи теории и практики.

Источниками исследования являются данные и анализа психологической, педагогической, методической литературы и периодической печати. Кроме того, работе учитывались основные положения теоретических концепций о применении современных педагогических технологий в процессе обучения.

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; сравнительный анализ опыта работы с детьми; опытно - экспериментальная работа по внедрению технологии личностно-ориентированного обучения.

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования заключается в том, что:

- изложены элементы основных  теорий осуществления личностной  ориентированности в педагогическом  процессе;

- раскрыты основные компоненты  технологии личностно-ориентированного  обучения;

- выделены основные характеристики  технологии личностно-ориентированного  обучения.

Практическая значимость состоит  в том, что, полученные материалы  могут использоваться для составления  системы уроков по различным предметам  для учеников общеобразовательных  школ, а также других типов учебных  заведений.

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Современные модели концепции содержания образования

Сегодня в нашей стране существуют различные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. В основе каждой из них  лежат определенные представления  о месте и функциях человека в  мире и в обществе. рассмотрим три  концепции содержания образования, которые появились в нашей  стране в разное время, с точки  зрения их соответствия современным  представлениям о человеке и его  становлении. Согласно одной из концепций, имеющей достаточно давнее происхождение, содержание образования определяется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Такое понимание содержания образования нацеливает школу на формирование у школьников основ научных знаний и приобщение их к производству. Человек, овладевший такой суммой знаний, в ряду средств производства выступает как «производительная сила». Образование, реализующее такое содержание, может быть охарактеризовано как технократическое или сциентистское. (Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании и методах естественнонаучного познания как о наивысших культурных ценностях.).

В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры.

В последние десятилетия (ориентировочно с 60-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в социуме. То, что называют личностно-ориентированным образованием человека, выступает как часть глобального социального процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и образования человека, другим, который называют конструктивно-деятелъностным. Конструктивно-деятельностное понимание сущности образования стало основой построения концепции его содержания, в наибольшей степени соответствующего установкам гуманистического мышления. В соответствии с таким пониманием содержание образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Тем самым содержание образования существенно шире основ наук и нацелено на формирование личности освоившей социальный опыт человечества в его структурной полноте.

Усвоение социального опыта  в его цельности позволит школьнику  не только успешно функционировать  в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.[3]

Как можно видеть, данная концепция  не сводит содержание образования к  науке. А учебные предметы (физика, химия, литература, иностранные языки  и др.) не могут представлять собой  простую проекцию науки на школу  и быть уменьшенными копиями той  или иной научной дисциплины. На первое место здесь выходит всестороннее развитие ученика, а уже потом  – усвоение знаний, умений и навыков.

    1. Личностный подход в образовательной технологии

 

Личностное развитие человека зависит  от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также  его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности  необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного  применения в рамках обучения новой  личностно – ориентированной  образовательной парадигмы.

Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- Наличие комфортных и безопасных  условий обучения;

- Осуществление воспитания саморегулирующего  поведения личности;

- Формирование и развитие мышления;

- Учёт уровня способностей и  возможностей каждого ученика  в процессе обучения;

- Адаптация учебного процесса  к особенностям групп учащихся.

Личностноориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика  через осознание и коррекцию  личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.

Личностноориентированное обучение основывается на понятии того, что  личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые  составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального  подхода, при котором учитываются  индивидуальные особенности каждого  ученика, что, позволяет содействовать  развитию личности ученика.[4]

Личностноориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.

В детском возрасте часто наблюдается  эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики  уклоняются от ответов, не проявляют  инициативы. Использование технологий личностноориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю  возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму  уроков (например, проводить регламентированные дискуссии) в целях повышения  продуктивности учебной деятельности. Осуществление личностноориентированного  подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности  и т.д. Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Таким образом, личностноориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.

Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном  обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности  активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную  работу и предоставление творческой свободы.

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Результаты исследования  успеваемости при традиционном  обучении

Практической  базой исследования является Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1. В настоящее время в школе проводятся традиционные уроки, на уроках преобладает классический стиль субъектно-объектных отношений, где ученик выступает как объект обучения.

В процессе работы по данной теме были поставлены следующие задачи:

1)учет  промежуточного контроля в процессе  обучения как показателя успеваемости;

2)раскрыть  основные компоненты личностноориентированной технологии обучения, в которой планируется целостный учебно-воспитательный процесс и его результаты;

3)постоянно  отслеживается успеваемость учащихся;

4)сформулировать  основные условия, которым должна  отвечать личностноориентированная технология обучения, в целом направленная на обеспечение качества образования.

Практическая  значимость исследования заключается  в применении личностноориентированного обучения для организации учебно-воспитательного процесса в средней школе.

Был проведен нулевой срез среди учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов. Были получены следующие результаты. В 4 «А» классе из 25 учеников оценку «5» получили 6 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 8 учащихся, оценку «2» - 2 учащихся. В 4 «б» классе из 24 учеников оценку «5» получили 7 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 7 учащихся. Таким образом, результаты нулевого среза можно представить следующим образом: в 4 «А» классе процент успеваемости составил 92%, процент качества знаний – 64%; в 4 «Б» классе процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний – 71%. (Таблица 2)

 

Таблица 2. Результаты нулевого среза

 

% успеваемости

% качества

4«А»

92

64

4 «Б»

100

71


 

Проведение  нулевого среза позволило выявить  в 4 «А» классе более низкие результаты успеваемости и качества усвоения знаний по сравнению с 4 « Б» классом. Таким  образом, 4 «А» класс мы определили его как экспериментальную группу, 4 «Б» - как контрольную группу.

 

Применение технологии личностноориентированного обучения в современной школе

Информация о работе Личностноориентированное образование