Личностноориентированное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения технологии личностноориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.
Объектом исследования выступает процесс обучения и развития учащихся в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении технологии личностноориентированного обучения.

Файлы: 1 файл

Личностноориентированное образование.docx

— 31.69 Кб (Скачать файл)

 

 

Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий  характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать  познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.

В данной работе в качестве ведущей концепции личностноориентированного  обучения применяется теория И.С. Якиманской. Практическое значение данной концепции  заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала, без использования так  называемого приема «проб и ошибок», при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет  не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько  учет личностных характеристик и  возможностей воспитанников. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как  опора на личностные качества. Последние  выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные  планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода требует, чтобы в процессе обучения педагог:

1) постоянно изучал и хорошо  знал индивидуальные особенности  темперамента, черты характера, взгляды,  вкусы, привычки своих воспитанников; 

2) умел диагностировать и знал  реальный уровень сформированности  таких важных личностных качеств,  как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные  ориентации, жизненные планы и  другие;

3) постоянно привлекал каждого  воспитанника к посильной для  него и все усложняющейся по  трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие  личности;

4) своевременно выявлял и устранял  причины, которые могут помешать  достижению цели, а если эти  причины не удалось вовремя  выявить и устранить - оперативно  изменял тактику воспитания в  зависимости от новых сложившихся  условий и обстоятельств; 

5) максимально опирался на собственную  активность личности;

6)сочетал воспитание и образование  с самовоспитанием и самообразованием  личности, помогал в выборе целей,  методов, форм самовоспитания  и самообразования; 

7) развивал самостоятельность,  инициативу, самодеятельность воспитанников,  не столько руководил, сколько  умело организовывал и направлял  ведущую к успеху деятельность.

 Комплексное осуществление  этих требований устраняет упрощенность  возрастного и индивидуального  подходов, обязывает педагога учитывать  не поверхностное, а глубинное  развитие процессов, опираться  на закономерности причинно-следственных  отношений.

В качестве примера применения технологии личностноориентированного обучения на практике рассмотрим урок русского языка в 4 классе. Урок состоит их двух блоков: лекционного и практического. Самостоятельная практическая работа ученика осуществляется по личностноориентированному  плану. (Приложение А)

В начале урока проводится мини-лекция (10 минут) для раскрытия вопросов темы. На этом этапе учитель может  использовать технологические приемы для объяснения материала. Затем  учащиеся работают по плану. В начальных  классах дети выполняют задания  поэтапно – начиная с I уровня, переходя к следующему. По ходу учитель консультирует, оказывает помощь. Дети, выполнившие задание III уровня становятся консультантами.

После выполнения всех заданий проводится контрольная работа или тестирование. Если ребенок не справился с контрольным  заданием, отрицательная оценка не ставится. Учитель проводит консультацию и дает те же задания с другими  данными.

Личностноориентированный урок –  это не просто создание благожелательной атмосферы, а постоянное обращение  к субъективному опыту ученика  как опыту его собственной  жизнедеятельности. Работа с субъективным опытом на уроке предполагает использование  различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя  и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Основной замысел личностноориентированного  урока состоит в том, чтобы  раскрыть содержание субъективного  опыта учеников по рассматриваемой  теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее  научное содержание и тем самым  добиться усвоения материала. Учитель  на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного  опыта, существующего часто в  виде разрозненных представлений.

Профессиональная позиция учителя  должна состоять в том, чтобы знать  и уважительно относиться к любому высказыванию по изучаемой либо обсуждаемой  теме.

    1. Анализ эффективности использования технологии личностноориентированного обучения

 

Анализируя результаты эффективности  применения в процессе преподавания технологии развивающего обучения, в  экспериментальной и контрольной  группе был проведен контрольный  срез. Контрольный срез проводился после проведения серии развивающих  уроков в 4 «А» классе, который был  определен как экспериментальная  группа, в 4 «Б» классе проводились  традиционные уроки.

Контрольный срез показал следующие  результаты. В 4 «А» классе из 25 учеников оценку «5» получили 9 учащихся, оценку «4» - 11 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся. В 4 «Б» классе из 24 учеников оценку «5» получили 8 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся, оценку «2» - 1 учащийся. Таким образом, результаты контрольного среза можно представить следующим образом: в 4 «А» классе процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний – 80%; в 4 «Б» классе процент успеваемости составил 96%, процент качества знаний – 75%. (Таблица 3)

 

Таблица 3. Результаты контрольного среза

 

% успеваемости

% качества

4«А»

100

80

4 «Б»

96

75


 

На основании полученных результатов  можно заключить следующее. В  экспериментальной группе произошло  повышение процента успеваемости на 8%, что позволило полностью исключить  неуспеваемость, процент качества знаний увеличился на 16%, что является положительной  динамикой.

При этом в контрольной группе произошло  снижение процента успеваемости на 4% (что  является нормой, т.к. 4% в количественном выражении соответствует 1ученику), при этом процент качества знаний увеличился на 4%, что также показывает положительную динамику, но по сравнению  с экспериментальной группой  является менее значимым результатом. Наглядно данные выводы представлены схемами 1и 2.

       Таким образом, в 4 «А» классе – экспериментальной группе наблюдается более высокий результат, чем в контрольной группе. Особо следует отметить, что при проведении нулевого среза учащиеся экспериментальной группы показали более низкие результаты.

Таким образом, можно заключить, что  применение технологии личностноориентированного  обучения позволило существенно  повысить качество образования по сравнению  с традиционной формой преподавания.

В процессе осуществления развивающего обучения урок должен иметь чёткую систему целеполагания. На каждом уроке  учителю необходимо выделяется три  группы целей: образовательные, развивающие  и обучающие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании данной работы мы определили следующую цель исследования - выявление  условий применения технологии личностноориентированного  обучения в условиях современной  общеобразовательной школы.

В соответствии с целью исследования были реализованы следующие задачи:

1) изучены концептуальные основы  различных подходов к исследованию  технологии личностноориентированного  обучения;

2) выделены особенности технологии  личностноориентированного обучения;

3) выявлены и обоснованы условия,  обеспечивающие применение технологии  личностноориентированного обучения  в условиях современной общеобразовательной  школы.

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели существующие концепции  содержания образования и убедились, что наиболее актуальной в педагогическом и общественно-значимом плане является модель адекватная социальному опыту, тесно интегрированная с личностным подходом. Эта концепция содержания образования базируется на следующих  принципах:

a) принципе соответствия содержания общим целям современного образования;

б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

в) принципе структурного единства.

Эта модель содержания образования  носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.

Индивидуализация в последнее  время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно  иной образовательный материал.

Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу  угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных  отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в  его цельности позволит школьнику  не только успешно функционировать  в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.

 


Информация о работе Личностноориентированное образование