Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель исследования определяется необходимостью выявления условий применения технологии личностноориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.
Объектом исследования выступает процесс обучения и развития учащихся в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступает процесс использования в обучении технологии личностноориентированного обучения.
Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.
В данной работе в качестве
ведущей концепции
Психолого-педагогические исследования
последних десятилетий
Принцип личностного подхода требует, чтобы в процессе обучения педагог:
1) постоянно изучал и хорошо
знал индивидуальные
2) умел диагностировать и знал
реальный уровень
3) постоянно привлекал каждого
воспитанника к посильной для
него и все усложняющейся по
трудности воспитательной
4) своевременно выявлял и
5) максимально опирался на
6)сочетал воспитание и
7) развивал самостоятельность,
инициативу, самодеятельность
Комплексное осуществление
этих требований устраняет
В качестве примера применения технологии
личностноориентированного
В начале урока проводится мини-лекция (10 минут) для раскрытия вопросов темы. На этом этапе учитель может использовать технологические приемы для объяснения материала. Затем учащиеся работают по плану. В начальных классах дети выполняют задания поэтапно – начиная с I уровня, переходя к следующему. По ходу учитель консультирует, оказывает помощь. Дети, выполнившие задание III уровня становятся консультантами.
После выполнения всех заданий проводится контрольная работа или тестирование. Если ребенок не справился с контрольным заданием, отрицательная оценка не ставится. Учитель проводит консультацию и дает те же задания с другими данными.
Личностноориентированный урок –
это не просто создание благожелательной
атмосферы, а постоянное обращение
к субъективному опыту ученика
как опыту его собственной
жизнедеятельности. Работа с субъективным
опытом на уроке предполагает использование
различных форм общения, способствующих
подлинному сотрудничеству учителя
и учащихся, направленному на совместный
анализ процесса учебной работы. Основной
замысел
Профессиональная позиция
Анализируя результаты эффективности
применения в процессе преподавания
технологии развивающего обучения, в
экспериментальной и
Контрольный срез показал следующие результаты. В 4 «А» классе из 25 учеников оценку «5» получили 9 учащихся, оценку «4» - 11 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся. В 4 «Б» классе из 24 учеников оценку «5» получили 8 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 5 учащихся, оценку «2» - 1 учащийся. Таким образом, результаты контрольного среза можно представить следующим образом: в 4 «А» классе процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний – 80%; в 4 «Б» классе процент успеваемости составил 96%, процент качества знаний – 75%. (Таблица 3)
Таблица 3. Результаты контрольного среза
% успеваемости |
% качества | |
4«А» |
100 |
80 |
4 «Б» |
96 |
75 |
На основании полученных результатов
можно заключить следующее. В
экспериментальной группе произошло
повышение процента успеваемости на
8%, что позволило полностью
При этом в контрольной группе произошло снижение процента успеваемости на 4% (что является нормой, т.к. 4% в количественном выражении соответствует 1ученику), при этом процент качества знаний увеличился на 4%, что также показывает положительную динамику, но по сравнению с экспериментальной группой является менее значимым результатом. Наглядно данные выводы представлены схемами 1и 2.
Таким образом, в 4 «А» классе – экспериментальной группе наблюдается более высокий результат, чем в контрольной группе. Особо следует отметить, что при проведении нулевого среза учащиеся экспериментальной группы показали более низкие результаты.
Таким образом, можно заключить, что применение технологии личностноориентированного обучения позволило существенно повысить качество образования по сравнению с традиционной формой преподавания.
В процессе осуществления развивающего обучения урок должен иметь чёткую систему целеполагания. На каждом уроке учителю необходимо выделяется три группы целей: образовательные, развивающие и обучающие.
При написании данной работы мы определили следующую цель исследования - выявление условий применения технологии личностноориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования были реализованы следующие задачи:
1) изучены концептуальные основы
различных подходов к
2) выделены особенности
3) выявлены и обоснованы условия,
Таким образом, в данной работе мы
рассмотрели существующие концепции
содержания образования и убедились,
что наиболее актуальной в педагогическом
и общественно-значимом плане является
модель адекватная социальному опыту,
тесно интегрированная с
a) принципе соответствия содержания общим целям современного образования;
б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения;
в) принципе структурного единства.
Эта модель содержания образования носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.
Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.
Таким образом, процесс «очеловечивания»
образования основан на усилении
тех положений, ставящих во главу
угла уважение к личности воспитанника,
формирование у него самостоятельности,
установление гуманных, доверительных
отношений между ним и