Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 03:06, реферат
Лингводидактика – это теория обучения языкам, интеграция лингвистики и дидактики» [1, 23]. Лингводидактика – это теоретическая часть методики обучения языкам, которая возникла вследствие интеграции лингвистики и методики [3, 50]. Объектом лингводидактики является теоретическое обоснование процесса обучения языкам и его исследования: концепции, содержание языкового образования, организационные формы обучения, механизмы исследования и конструирования процесса обучения.
Следовательно, в формировании убеждений возрастает роль процесса усвоения знаний. В связи с этим в развитии математических представлений (как и каждого раздела образовательной программы) необходимо повышать активность детей и возбуждать у них интерес к вопросам, имеющим мировоззренческое значение. Важную роль в этом приобретает освещение в преподавании математики новых идей современной науки.
При планировании содержания,
средств, методов и форм обучения
педагог призван обеспечить решение
всего комплекса
Принцип научности
Требование научности содержания образования было выдвинуто в советской педагогической литературе еще в работах Н. К. Крупской.
Статус дидактического принципа требование научности в обучении приобрело с 1950г., когда оно было сформулировано и обосновано М. Н. Скаткиным. В дальнейшем Л.Я. Зорина показала, что под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам:
а) соответствие содержания образования уровню современной науки;
б) создание верных представлений об общих методах научного познания;
в) показ важнейших
Эти условия взаимосвязаны между собой, ибо реализация каждого из последующих обусловлена выполнением предыдущих; каждое предыдущее условие является необходимой базой для реализации последующего.
В организации занятий
по развитию математических представлений
дошкольников у педагогов имеется
много возможностей показать закономерности
процесса познания. Именно поэтому
в процессе обучения основам математике
шире должны внедряться проблемное обучение
и разнообразные
В процессе реализации принципа
научности воспитатель должен соблюдать
также принцип доступности, чтобы
содержание, формы и методы обучения
учитывали реальные возможности
воспитанников. При этом необходимо
учитывать и то, что принцип
доступности предполагает обучение
на достаточно высоком уровне трудности.
Однако это можно достигнуть лишь
при наилучшем сочетании
Принцип систематичности и последовательности
Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности дошкольников без строго продуманной системы их обучения и воспитания.
Систематичность в развитии
математических представлений предполагает
соблюдение определенной последовательности
в изучении учебного материала и
постепенное овладение
Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному;
г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, от него к навыку. [7]
Принцип доступности
Принцип доступности в обучении вытекает из требований учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Он лежит в основе составления учебных планов и программ.
Принцип доступности требует, чтобы объем и содержание предлагаемого воспитателем материала были по силам воспитанникам, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся у них запасу знаний, умений и навыков.
Реализация принципа доступности в развитии математических представлений предполагает выполнение следующих дидактических условий: а) следовать в обучении от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному. [16]
Отсюда следует, что строгое соблюдение в обучении принципа систематичности и последовательности предопределяет успешную реализацию принципа доступности.
Принцип доступности в дошкольном образовании привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой индивидуального подхода к воспитанникам в условиях массового обучения в детском саду.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности
Данный принцип заключается
в целенаправленном активном восприятии
изучаемых явлений, их осмыслении, творческой
переработке и применении. Он вытекает
из целей и задач дошкольного
образования, а также из особенностей
процесса обучения, требующего осмысленного
и творческого подхода к
Реализация принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих условий:
а) соответствие познавательной деятельности детей закономерностям процесса учения;
б) познавательная активность воспитанников в процессе занятия;
в) осознание дошкольниками процесса приобретения знаний, умений и навыков;
г) овладение детьми дошкольного возраста методами умственной работы в процессе познания нового.
Сознательность понимается в дидактике как овладение учащимися данными науки, учебным материалом, осмысление его, умение пользоваться полученными знаниями на практике в новых условиях, превращение знаний в убеждения, в руководство к действию. [5]
Принцип наглядности
Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала.
Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессе учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обучения основам математических знаний главным образом в дошкольном возрасте и в младших классах.
Наглядность применяется
и как средство познания нового,
и для иллюстрации мысли, и
для развития наблюдательности, и
для лучшего запоминания
Принцип наглядности, по выражению
Я.А. Коменского, является "золотым
правилом дидактики". Он требует
сочетания наглядности и
Принцип индивидуального подхода
Повышение эффективности
обучения непосредственно связано
с тем, насколько полно учитываются
особенности каждого ребенка. Важной
индивидуальной особенностью детей, в
том числе и дошкольного
Как показали многочисленные
психолого-дидактические
Следует заметить, что изучение разных сторон мыслительной деятельности позволило психологам сделать предположение о том, что не всякое усвоение знаний означает сдвиг в умственном развитии учащегося. Этот сдвиг происходит тогда, когда обучение обеспечивает овладение не только содержанием знаний, но и методами, способами их приобретения, благодаря чему дети могут самостоятельно приобретать новые знания. [11]
Отмеченные выше явления,
имеющие место в развитии математических
представлений дошкольников, показали
невозможность создать в
Таким образом, с учетом всего
вышеперечисленного, уверенно можно
говорить о том, что прочное и
сознательное усвоение элементарных математических
представлений детьми дошкольного
возраста возможно лишь в случае применения
в организации занятий по развитию
математических представлений