Литературное чтение и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 02:04, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Формы организации обучения в начальной школе.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
Основная форма обучения – урок.
Дополнительные формы обучения – экскурсии, домашняя работа, дополнительные занятия, факультативы, консультации, кружковая работа, лекции, семинарские занятия.

Содержание работы

1. Формы организации обучения в начальной школе.
2. Основные направления анализа текста художественного произведения на уроках литературного чтения в начальных классах.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка.docx

— 30.76 Кб (Скачать файл)

1. Формы организации обучения в начальной школе.

2. Основные направления анализа текста художественного произведения на уроках литературного чтения в начальных классах.

Составьте вопросы  для анализа на уроке литературного  чтения по одной из частей произведения (класс, произведение и учебник –  по выбору студента).

Ответ на билет:

Вопрос №1 Формы организации обучения в начальной школе.

Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

Основная форма обучения – урок.

Дополнительные формы  обучения – экскурсии, домашняя работа, дополнительные занятия, факультативы, консультации, кружковая работа, лекции, семинарские занятия.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:

по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

по месту учебы: школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лабораториях) и внешкольные (домашняя работа) формы.

По длительности времени  обучения различают:

классный урок (40-45 мин.)

спаренное занятие (90 мин.)

спаренное укороченное занятие (70 мин.)

уроки произвольной продолжительности.

История развития школы знает различные  системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:

индивидуальная форма

индивидуально-групповая форма

классно-урочная форма

Белл-ланкастерская форма

Мангеймская форма

Батавская форма

Дальтон – план

Метод проектов и т.д.

Урок как основная форма органически  дополняется другими формами  организации учебно-воспитательного  процесса:

1. Домашняя работа учащихся.

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепления  знаний, совершенствование умений и  навыков), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.

Домашняя работа принципиально  отличается от классной, прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности  обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое  качество уроков будет подкрепляться  хорошо организованной домашней работой  учащихся. Призывы отдельных учителей и родителей организовывать обучение без домашнего задания - результат  модных влияний, не учитывающих реалий практической работы в школе. Учеба  без домашнего задания резко  снижает качество обучения, поэтому  отказаться от многовековой практики нельзя. Дело в том, что познание идет не по кругу, а по спирали и  каждое последующее обращение к  изучению одного и того же материала  открывает в нем новые грани  и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации  домашней учебной работы. На уроках, как бы ни хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, что так же требует организации их домашней работы. Таким образом, домашняя работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

2. Экскурсия.

Наряду с уроками учебная  работа в школе проводится в форме экскурсий.

Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) инепосредственного ознакомления с ними.

Функции экскурсий:

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.

Экскурсии являются весьма эффективной  формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют  ряд существенных дидактических  функций:

• с помощью экскурсий реализуется  принцип наглядности обучения, ибо  в процессе их учащиеся непосредственно  знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;

• экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять  его связь с жизнью, с практикой;

• экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность  знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

• экскурсии играют важную роль в  профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и  ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского  хозяйства.

3. Дополнительные занятия.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой  учащихся с целью восполнения  пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного  интереса к учебному предмету. Обычно они организуются для небольшой  группы учеников или индивидуально, которые могут носить добровольный или обязательный характер.

Чаще всего дополнительные занятия  проводятся с отстающими в учебе  учащимися. Тогда целью этой формы  работы будет предупреждение отставания учащихся и преодоление неуспеваемости. При отставании в учебе, прежде всего, необходимо вскрыть характер и причины  отставания каждого ученика, что  и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. Преодоление неуспеваемости – это, прежде всего, долг учителя.

Для удовлетворения познавательного  интереса и более глубокого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых  решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые  выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

Нельзя оставлять весь класс  на дополнительные занятия.

Дополнительные занятия не должны превышать более чем 2 раза в неделю по полчаса. Перед экзаменами дополнительные занятия дают мало эффекта, а эффективно проводить консультацию.

4. Консультации.

С дополнительными занятиями тесно  связаны консультации. В отличие  от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и  обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся  в постоянном общении и имеют  возможность оговорить время  проведения консультаций по мере необходимости.

5. Факультативы.

Эффективной формой дифференцированного  обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов  учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она  является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.

6. Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

Формы обучения (на примере  организации обучения природоведению)

Типология уроков природоведения:

Комбинированный урок (распр.) – подготовка к усвоению новых знаний, усвоение новых знаний и умений, их закрепление и систематизация, применение на практике;

Урок формирования умений и навыков (попул.) – Н: топографический (ориентировка в пространстве по местным признакам и компасу, чтение плана и карты);

!!! Предметный урок (сугубо естествоведческая разновидность) – обоснован во 2 половине 19 века А.Я Гердом.   

Сущность предметного урока:

Источником знаний является практическая деятельность самих учащихся. Его проведение направлено на формирование определённых практических умений и творческих исследовательских навыков. Традиционно работа осуществляется в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному педагогом.

Структура предметного урока:

Адаптационный этап (актуализация опорных знаний и практического опыта шк-в, сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности детей);

Основной этап (дети получают объект для изучения; инструктаж: обсуждение учителем задания с классом, разъяснение этапов работы; самостоятельное выполнение задания, параллельное консультирование учителем; обсуждение и оценка полученных результатов, отчёт учащихся о выполненных заданиях (фиксация знаний));

Творческий этап (введение полученных данных в систему имеющихся знаний о природе; подведение итогов урока; домашнее задание).

Особенности методов, используемых на предметных уроках: словесный метод (инструктаж), наглядный (демонстрация объекта или явления природы, либо его изображения), ОСНОВА – практический (ценно).

Функциональная значимость: оперативная обратная связь, возможность вносить необходимые коррективы, расширение диапазона использования теоретических знаний для решения конкретных практических задач.

Урок-экскурсия – форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника. «Природа изучается в Природе»

Методика проведения исследовательской  экскурсии:

Подготовительный этап

Подготовка учителя: определение  темы, цели, задач предстоящей экскурсии; ориентировочный выбор места  проведения экскурсии, разработка маршрута; предварительное прохождение маршрута, фиксирование основных объектов наблюдения; проверка длительности экскурсии в  реальных условиях; сбор и проверка необходимого оборудования; подбор необходимого дидактического материала; подготовка помощников (родители, старшеклассники  и др.)

Подготовка учащихся: ознакомление с правилами поведения на природе; накануне экскурсии: постановка учителем цели, темы, места проведения работы, приблизительного маршрута, соответствующей  амуниции.

Основной этап:

Выход класса к месту наблюдения; ориентирование на местности (определение  времени и места, сезона, характеристика ландшафта); повторное озвучивание  темы экскурсии, определение основных заданий; стадия фронтального наблюдения («Посмотрите вокруг… направо… налево» и т.д.); самостоятельная  работа детей (до 25 минут): групповые  наблюдения и анализ природных объектов и явлений, индивидуальная работа; 15 беседа по материалам детских работ; фаза игры; подведение итогов (5 минут); выявление эмоционального состояния детей; припоминание цели, оценка результатов её достижения; путь до школы.

Постэкскурсионный этап:

Итоговая беседа на закрепление  или отчёт; выполнение рисунков, плакатов, оформление стенда; использование природного материала на уроках труда и во внеурочной работе; проведение внеклассной  работы, основанной на результатах  экскурсии.

Вопрос №2

Основные задачи предмета намечают работу в двух направлениях: совершенствование умения читать и развитие умения анализировать, что вызывает у учителей-практиков сетование на нехватку времени именно в отработке навыка чтения и достаточные временные затраты на усвоение литературоведческих понятий, сведений, средств.

Действительно, анализ художественного произведения занимает центральное место и является основной деятельностью учащихся на уроке литературного чтения. С другой стороны, понятно, что анализу прочитанного следует учить, и полноценный анализ невозможен без качественного прочтения произведения.

Условия эффективности  анализа прочитанного, на наш взгляд, следующие:

осознание учителем необходимости  развития аналитических умений младших  школьников и вычленение такой работы в отдельную задачу урока;

умение учителя организовать деятельность учащихся по анализу прочитанного (для  этого учителю важно владеть  разными видами и приёмами анализа);

умение выстроить урок не в вопросно-ответной форме, а в режиме диалога ученика  с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного  текста (диалог, дискуссия обеспечивают живое общение, обратную связь, совместное осмысление прочитанного).

Вдумчивое чтение по сути своей диалогично, так как представляет беседу автора с читателем. Очень важно научить  современного школьника видеть диалог в художественном произведении и  вступать в диалог с автором. От учителя  зависит обучение школьников приёмам  такого диалога.

К наиболее эффективным приёмам анализа художественного произведения в диалоговом режиме можно отнести:

Информация о работе Литературное чтение и педагогика