Литературное чтение и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 02:04, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Формы организации обучения в начальной школе.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
Основная форма обучения – урок.
Дополнительные формы обучения – экскурсии, домашняя работа, дополнительные занятия, факультативы, консультации, кружковая работа, лекции, семинарские занятия.

Содержание работы

1. Формы организации обучения в начальной школе.
2. Основные направления анализа текста художественного произведения на уроках литературного чтения в начальных классах.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка.docx

— 30.76 Кб (Скачать файл)

определение темы чтения по фамилии  автора или названию текста;

чтение текста частями с предугадыванием  дальнейшего развития сюжета;

выдвижение гипотез, поиск ответа на проблемный вопрос к тексту;

обсуждение каких-либо утверждений, вопросов, предположений в паре, в группе;

формулировку вопросов по прочитанному учителю, учащимся, автору произведения;

дискуссию, спор с автором, с оппонентами;

озаглавливание прочитанного текста;

выбор заглавия к прочитанному из нескольких предложенных;

трансформацию текста (дополнение начала или конца, сжатие текста, перестановка частей текста местами);

видоизменение сюжета (перенос места  действия в другое место или в  другое время, изменение обстоятельств  или характера героя, отсутствие одного из героев, ввод героя из другого  произведения);

творческие работы на основе прочитанного (все виды плана и пересказа, раскадровка диафильма и рекламы, составление отзыва,аннотации, сочинение по прочитанному).

Виды анализа художественного  произведения:

сюжетно-образный;

проблемный;

стилистический;

сопоставительный.

В первом виде важно рассмотреть  сюжетную и образную стороны произведения. Рассмотрим элементы сюжета: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка. Вступление и концовка состоят из 2-3 предложений и не содержат никаких событий. Их функция – мотивация на чтение, сосредоточение внимания читателя. При повторном чтении целесообразно дать учащимся задание определить границы элементов сюжета и зачитать. Хорошо способствует укреплению навыка чтения просмотровое и поисковое чтение. Такие виды чтения следует использовать при поиске ответов на вопросы к тексту. Таким образом анализ прочитанного будет сопряжён с совершенствованием навыка чтения.

Работая с системой образов, необходимо рассмотреть в совокупности мысли  и чувства, мотивы и поступки, характер и функцию героя и взаимосвязи  с другими героями в произведении.

Проблемный анализ представляет собой дискуссию по поиску ответа на проблемный вопрос. Учителю важно сформулировать проблему или подвести к ней, обеспечить наличие разных мнений. Постепенно возможно привлекать учащихся к постановке проблемных вопросов. «Положительный или отрицательный герой Иванушка в сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?» « Дойдёт ли письмо к дедушке в рассказе А. П. Чехова «Ванька?» Хорошо, если свои ответы учащиеся подкрепляют зачитыванием соответствующих отрывков из текста.

Эффективным средством развития аналитических  умений учащихся является сопоставительный анализ. Для сравнения могут быть взяты произведения как одного, так и разных авторов. Непременное условие отбора текстов для такого урока – наличие в них помимо противопоставлений черт сходства темы, чувств, настроений, смысла. Сопоставительный анализ может проводиться на прозаических и поэтических произведениях. Главная цель урока заключается в поиске на основе анализа различий объединяющего фактора в сопоставляемых произведениях. Как правило, общим будет идейный смысл исследуемых произведений.

Целью стилистического или языкового анализа является выявление индивидуального стиля автора, представляющего собой « совокупность средств и приёмов художественной выразительности, характерных для данного автора». Перечень средств художественной выразительтности, с которым нужно ознакомить учащихся, содержится в программе. Находить изобразительные средства в читаемом тексте – сложная, но увлекательная работа, раскрывающая секреты мастерства писателя. Например, динамизм рассказам Л. Н. Толстого придаёт обилие в них глаголов, а образность поэзии С. Есенина – удачные метафоры и олицетворения. Особенно интересен стилистический эксперимент. Это намеренное искажение текста с целью выявить, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания столь яркого образа. Лучше проводить эксперимент на 2-3 урок изучения произведения, когда дети хорошо знают текст. Можно дать текст с искажениями или с пробелами. Неточности исправляются на слух или в напечатанном отрывке. « Прилетал папа, приносил букашек Пудику и говорил:

Чив ли я?

Мама-воробьиха говорила:

-Чив, чив.

А Пудик глотал букашек и думал: « Чем гордятся – червяка с  ножками дали, - чудо!» И всё  выглядывал из гнезда, всё выглядывал.

Пудик, - говорила мама, - смотри – упадёшь!

Чем, чем? – спрашивал Пудик.

Да не чем, а упадёшь на землю, кошка и скушает тебя, - объяснял отец, улетая на охоту…»

 

В этом отрывке из сказки М. Горького « Воробьишко» убраны все стилистически окрашенные слова, что, несомненно, уменьшает комизм и трагизм данного произведения и убеждает читателя в особой роли эмоционально окрашенной (экспрессивной) лексики в художественном произведении. Следует заметить, что стилистический эксперимент применим далеко не к каждому произведению!

Об особенностях анализа прочитанного можно говорить много, и учесть их в рамках одного урока сложно. Самым важным, на наш взгляд, в разборе читаемого является настрой, атмосфера, душа, пусть один, но оригинальный, выигрышный приём. Так учитель выбрал темой и музыкальным сопровождением урока по рассказу А. П. Чехова « Ванька» слова: « Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко», - и соответствующую песню. А дети в результате анализа пришли к мысли о том, что А. П. Чехов протестует против бедственного положения детей его времени и надеется на хорошее будущее Ваньки, веря в «чистый исток» его деревенской души.

Таким образом, мы рассмотрели различные  аспекты анализа художественного  произведения в начальных классах. Самым важным из современных подходов к разбору прочитанного является совместная деятельность учителя и  учащихся и постепенное обучение последних приёмам анализа, что  даст возможность к 3-4 классу самостоятельно анализировать и полноценно воспринимать читаемое.


Информация о работе Литературное чтение и педагогика