Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:15, доклад
Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии.
I. Введение.
II. Содержание патриотического воспитания.
III. Формы и методы работы школы по патриотическому воспитанию (из опыта работы).
IV. Заключение.
V. Литература.
Д О К Л А Д
на районные педагогические чтения,
посвященные 185-летию К.Д. Ушинского
на тему:
«Любовь к Отечеству даёт воспитанию
верный ключ к сердцу человека»
(Патриотическое воспитание в школе)
Автор:
Воронцова Юлия
Геннадьевна
Март 2009 года
П Л А Н
I. Введение.
II. Содержание патриотического воспитания.
III. Формы и методы работы школы по патриотическому воспитанию (из опыта работы).
IV. Заключение.
V. Литература.
I. Введение.
Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии.
Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:
- расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства молодежи;
- складыванием новых отношений, вытекающих из процесса развития рыночной экономики;
- ростом нигилизма, усилением бездуховности, падением культурного уровня подрастающего поколения;
- внедрением чуждых русскому обществу ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и Концепции патриотического воспитания. Патриотизм выступает как интегрированное качество личности.
Целью воспитания гражданина и патриота являются освоение идеалов служения Отечеству через самосозидание гражданина, воспитание чувства долга, чести и достоинства, общей культуры личности, переживания сопричастности к прошлому и настоящему нашей страны.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Недооценка патриотизма приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. В системе патриотического воспитания можно выделить следующие направления: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое.
II. Содержание патриотического воспитания.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории, которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые, магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень науки. Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д.Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского общественно-педагогического самосознания.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Содержание понятия патриотизма включает в себя:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
– уважительное отношение к языку своего народа;
– заботу об интересах Родины;
– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Каждый человек любит то, что для него составляет пространство-время родного. А любовь предполагает особое состояние самоотдачи. Как Солнце отдаёт нам свои лучи, так и человек отдаёт свои силы на благо Родины и своих ближних.
Содержание патриотического воспитания и формирование опыта служения Отечеству реализуются в двух аспектах:
1) развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма, способности активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении российского общества и государства;
2) целенаправленное воспитание у учащихся готовности к успешному выполнению определенных функций по обеспечению стабильности и безопасности общества в различных сферах деятельности, особенно воинской, правоохранительной и др.
Содержание патриотического воспитания – это смысловое поле, в котором происходит обмен понятыми, принятыми и присвоенными образами мышления, сознания, поведения, отношений, деятельности человекообразующих субъектов (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально-избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности. Её приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культура.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
К основным направлениям деятельности педагога в сфере патриотического воспитания следует отнести:
изучение основных научно-теоретических источников, руководящих документов, локальных актов, материалов передового опыта по созданию условий для социального, культурного, духовного, нравственного, физического развития учащихся;
создание условий для полноценной социализации учащихся, более активного вовлечения их в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
утверждение в ученическом коллективе, в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
создание собственного проекта, программы и технологии, эффективной системы патриотического воспитания в классе, обеспечивающих оптимальные условия развития у учащихся любви к Родине (малой и большой), готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять долг и обязанности гражданина Отечества;
создание воспитательного пространства, оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания учащихся во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.
III. Формы и методы работы школы
по патриотическому воспитанию
(из опыта работы).
На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время. Внеучебная работа по патриотическому воспитанию образует совместно с обучением единую систему, в которой они связаны между собой множеством переходов (побуждения, возникающие в ходе обучения, дополнительно реализуются в ходе внеклассной работы и, наоборот, новые социальные связи, возникающие в ходе воспитательной деятельности, закрепляются в процессе обучения). Рассмотрим подробнее некоторые особенности патриотического воспитания во внеучебное время.
Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Часто результатом и одновременно стимулом дальнейших краеведческих исследований является создание, по инициативе детей и взрослых, музея, который официально становится одной из основных форм организации внеклассной краеведческой деятельности учащихся. В большинстве случаев современный школьный музей становится ядром образовательного пространства школы, играет ведущую роль в системе патриотического воспитания школьников, становится доступным способом знакомства с музейной культурой и традициями. Школьный музей сегодня – это пространство, максимально открытое для деятельности ребенка, для его творческой и созидательной активности. В школьном музее ученик не только «потребитель» музейных ценностей, но и непосредственный их создатель. Кроме того, школьный музей – это возможность широкого творческого диалога заинтересованных участников образовательного и воспитательного процесса: родителей, педагогов, музейных работников, ветеранов, общественности.
В нашей школе с 1974 году работает музей «Боевой и трудовой славы». В 2006 году музей был зарегистрирован и получил звание «Школьный музей».* Музей принимал участие в областных конкурсах «История одного экспоната», «Знакомьтесь, наш музей», «Экскурсия в историю Московии». Материалы музея, результаты поисковой работы используются в районных конкурсах исследовательских работ. В 2006-2007 учебном году в конкурсе принимали участие работы двух учащихся. Воронцова Жанна, ученица 9 класса, заняла 1 место, а Матвеев Сергей, ученик 9 класса, – 3 место. В 2007-2008 учебном году проводилась районная историческая конференция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы. С сообщением о деятельности музея по сбору сведений о ветеранах войны и участниках Сталинградской битвы выступил Жевна Денис. В 2008-2009 учебном году были подготовлены две исследовательские работы для участия в районной краеведческой конференции. Воронцова Жанна, ученица 11 класса, стала призером на секции «Военная история».
Члены кружка «Поиск» приняли активное участие в конкурсах, посвященных 65-летию Сталинградской битвы - «Спешите делать добрые дела» и «Письма с фронта». В номинации «Портрет героя» о ветеране войны Волкове В.Н. работа учащихся заняла 2 место, а в номинации «Никто не забыт, ничто не забыто» - 3 место. Эти работы были направлены для участия в областном конкурсе. В конкурсе «Письма с фронта» работы учащихся 7 и 8 классов заняли 3 место.
С 2002 года музей принимает активное участие в районном смотре-конкурсе школьных музеев в центре «Созвездие». Музей представляет выездную экспозицию об участии наших земляков в войне. В этом году были представлены материалы, посвященные 65-летию снятия блокады Ленинграда.
Во время проведения районных семинаров на базе школы проводились открытые заседания кружка «Поиск». В 2006 году в школе прошел районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе и учителей истории по теме «Школьный музей – центр работы по краеведению», в 2009 году районный семинар руководителей ШМО классных руководителей по теме «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся».
На протяжении нескольких лет члены кружка «Поиск» собирают материал о нашем земляке Герое Советского Союза маршале авиации Иване Ивановиче Борзове. В школьном музее оформлен стенд о жизни и деятельности маршала. Школа поддерживает переписку с семьей И.И. Борзова. Руководитель музея, члены кружка «Поиск» и администрация школы планируют ходатайствовать о присвоении нашей школе имени И.И. Борзова.
В школьном музее проводятся обзорные и тематические экскурсии. Наш музей посещали также учащиеся ближних школ. Были проведены экскурсии для учащихся Осановской, Радовицкой школ, дважды наш музей посещали учащиеся Голыгинской школы. Активисты нашего музея знакомились с работой музея Коробовской школы, музея Дома культуры в п. Керва. Ребята посещали музей деревянного зодчества в селе Тюрвищи Спас-Клепиковского района, историко-художественный и краеведческий музеи г. Егорьевска, музей космонавтики г. Королев. На осенних каникулах в этом учебном году учащиеся посетили краеведческий музей г. Шатуры. Экскурсии являются источником ярких впечатлений, расширяют воспитательные средства воздействия на учащихся.
Информация о работе Любовь к Отечеству даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека