Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:15, доклад
Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии.
I. Введение.
II. Содержание патриотического воспитания.
III. Формы и методы работы школы по патриотическому воспитанию (из опыта работы).
IV. Заключение.
V. Литература.
Учащиеся школы продолжают поисковую работу, они собирают сведения о жителях села, чье детство прошло в годы войны, заполняют анкеты ветеранов войны и труда, знакомятся с историей школы. В 2008 году хозяйство «Спартак» отмечало 45 лет с момента создания. В музее была оформлена экспозиция «Передовики производства хозяйства «Спартак». Школьный музей принимал участие в районном конкурсе «Человек труда».
В нашей школе используются различные формы патриотической работы. Среди наиболее распространенных форм важное место занимают уроки мужества. В ходе подготовки и проведения уроков мужества учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа. В школе стали традиционными уроки мужества, посвященные Московской битве, Сталинградской битве, Дню защитника Отечества, Дню победы. Раньше на уроках мужества присутствовали ветераны войны, которые делились со школьниками своими воспоминаниями. В настоящее время в нашем селе и ближних деревнях проживает 6 ветеранов войны.
Опыт воспитательной работы свидетельствует о том, что пропаганда героических традиций становится более эффективной, если она опирается на местные факты, преломляется через традиции родного края. Использование местного материала делает исторические события более близкими и понятными, развивает у школьников интерес к героическому прошлому и настоящему своего родного края, к своей Родине. Результаты поисковой работы учащихся используются при проведении школьных ученических конференций. Подготовка и проведение конференции учат учащихся анализировать теоретические проблемы, ясно высказывать и аргументировано отстаивать свои мысли, пользоваться разнообразными источниками при подготовке выступлений и докладов, способствуют развитию организаторских навыков, единству теории и практики. Воспитательное же значение конференции заключается в том, что на ней идет коллективное обсуждение проблемы, раскрываются возможности самих учащихся. Они учатся не только отстаивать свои взгляды и убеждения, но и получают ответы на волнующие их вопросы, растут духовно. В своей школе мы проводили краеведческие конференции по темам: «Наш край в начале войны», «Предприятия нашего округа в годы войны», «Наши земляки – участники Московской битвы», «На защите Сталинграда», «Вклад работников сельского хозяйства в победу в войне». Важно, чтобы богатство содержания рассматриваемых вопросов сочеталось с яркостью выступлений, эмоциональностью самой атмосферы, в которой проходит конференция. Этому способствует наличие плакатов, прослушивание песен, показ видеофрагментов, использование мультимедийной установки.
Разнообразные формы и методы воспитательного воздействия, направленные на формирование у учащихся любви и преданности Родине, позволяют использовать устные журналы. Выпуск устного журнала может быть приурочен к знаменательной дате, годовщине исторического события или носить тематический характер. Программа журнала, как правило, состоит из 4-5 страниц. Программа строится так, чтобы название страниц, «статей» журнала и их содержание позволяли раскрыть тему в определенной логической последовательности, использовать разнообразные формы и методы подачи материала. Приведу примеры некоторых тем устных журналов: «Мой край родной Шатурский», «Дети и война», «История села Середниково», «Маршал морской авиации И.И. Борзов». В октябре 2008 года прошел устный журнал, посвященный 90-летию комсомола с приглашением ветеранов комсомола, которым были вручены памятные знаки. Главная задача организаторов – привлечь как можно больше ребят к подготовке устного журнала, добиться, чтобы он был построен живо, разнообразно.
В нашей школе еженедельно проводятся общешкольные линейки. В связи с государственными праздниками, днями воинской славы проходят тематические линейки: «День народного единства», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Снятие блокады Ленинграда», «День памяти воинов-интернационалистов», «День Победы» и другие.
Одной из распространенных форм воспитания являются литературно-музыкальные композиции. Чтение стихов, постановка театрализованных представлений, инсценировок, демонстрация документальных, художественных фильмов, исполнение песен вызывают чувство сопереживания, причастности к героическим событиям. Это такие композиции, как «Обнимая небо крепкими руками» - о маршале Борзове, «В белоснежных полях Подмосковья», «Меч победы ковал Сталинград», «Я говорю с тобой из Ленинграда».
Воспитанию чувства гражданской ответственности, привитию учащимся социально значимых ценностей способствуют такие формы общепатриотической работы, как утренники, конкурсы стихов, конкурсы сочинений, конкурсы патриотической песни. Например, ко Дню защитника Отечества в этом учебном году в школе прошел конкурс инсценированной песни «Песни, опаленные войной».
В последнее десятилетие одной из новых сфер гуманитарного образования, развивающихся главным образом в системе дополнительного образования детей, стало историко-генеалогическое краеведение. Область практической генеалогии обладает огромным воспитательным потенциалом и может быть эффективным средством формирования глубоких патриотических чувств, ценностного отношения к истории не только своей семьи, но и к опыту предшествующих поколений, к историческому прошлому страны. В рамках Года семьи в 2008 году прошел районный конкурс «Моя родословная», для участия в котором были представлены 4 работы учащихся нашей школы. Работа ученика 6 класса Огурцова Никиты заняла 1 место в средней группе и была направлена на областной тур.
В своей работе педагоги школы много внимания уделяют вопросам гражданско-правового просвещения и воспитания учащихся. Учащиеся школы получают общие знания о правах человека, о правовой ответственности. В рамках празднования Дня народного единства в школе проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия. В библиотеке была организована выставка, посвященная истории этого праздника. В Середниковском ДК проводился торжественный вечер «Главное – мы вместе».
В связи с 60-летием принятия Всеобщей декларации прав человека во всех классах прошли уроки «Права человека». В начальных классах затем был организован конкурс рисунков, посвященный защите прав человека. Среди учащихся среднего и старшего звена была проведена правовая викторина. К 15-летию принятия Конституции РФ среди старшеклассников был проведен брейн-ринг по материалам Конституции.
Формированию нравственно-волевых качеств способствует организация спортивно-оздоровительной работы. В школе проводятся спортивные соревнования, осенние и весенние легкоатлетические кроссы, спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья». Команда школы принимала участие в районной военно-спортивной игре «Зарница» в прошлом учебном году, но в связи с небольшой численностью учащихся в этом году в игре не участвовала. Второй год команда подросткового спортивного клуба «Ровесник», в котором занимаются учащиеся школы, стала победительницей в районной военно-спортивной игре «Высота», проводимой в канун Дня Защитника Отечества.
В настоящее время учащиеся школы собирают сведения об участниках локальных войн и конфликтов, о воинской службе выпускников школы. Ко Дню защитника Отечества проводится операция «Долг», учащиеся поздравляют ветеранов войны, а также направляют поздравительные открытки и письма выпускникам, находящимся на действительной службе в армии. Ежегодно 9 мая проходят митинги у памятника погибшим односельчанам, посвященные Дню Победы. Учащиеся стоят в почетном карауле, возлагают к памятнику гирлянды, цветы. В течение учебного года учащиеся следят за памятником.
Вопросы патриотического воспитания школьников как важного слагаемого всей воспитательной работы рассматриваются на педагогическом совете школы, на заседаниях секции классных руководителей, на совещаниях при директоре. Проблемы патриотического воспитания находят отражение в планах работы школы, классных руководителей, в темах по самообразованию учителей.
IV. Заключение.
Основным критерием результативности патриотического воспитания является уровень патриотизма как одна из ведущих характеристик отдельной личности и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.
«Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовывать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки».*
Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.
V. Литература.
1. Вырщиков А.Н. и др. «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников», Москва «Глобус», 2007 г.
2. Вырщиков А.Н. и др. «Уроки служения Отечеству. Сталинградская битва», Москва «Глобус», 2008 г.
3. Методическое издание «Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы», Москва, 2004 г.
4. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 5 2008 г., Мичеева Н. «Патриотическое воспитание через изучение истории региона».
5. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 8 2008 г., Зяблова В. «Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания».
6. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 9 2008 г., Александрова Н. «Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в области историко-родословного краеведения».
7. Чекмарёва Н.С. «Школьные музеи Подмосковья: из опыта работы», 2005 г.
2
Информация о работе Любовь к Отечеству даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека