Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:11, курсовая работа
Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать проблемы средств массовой коммуникации в России и возможные пути внедрения медиаобразования в современный образовательный процесс.
Введение. 3
1. Понятие и история медиаобразования. 5
1.1. Понятие медиаобразования 5
1.2. Зарождение медиаобразования в России 7
2. Медиаобразование на современном этапе. 15
2.1. Содержание медиаобразования. 15
2.2. Проблемы медиаобразования. 19
3. Внедрение медиаобразование в современную педагогику. 22
Заключение. 24
Список источников. 26
Изменение задач обучения обостряет противоречие между ростом требований к содержанию образования и реальными способами обучения.
Эффективность
учебного процесса в наши дни зависит
не только от отбора целесообразного
состава и объема знаний, но и
от активизации познавательных процессов.
Ставка на самостоятельную
Чрезмерное обилие и разнообразие доступной информации часто заставляют подростка создавать своеобразный «информационный кокон», отсекающий «лишние» сведения и факты. Положение осложняется и тем, что становление активности личностной системы восприятия предполагает освоение подобных алгоритмов действия (выработки своеобразных информационных фильтров) для эффективности отбора и обработки информации. Таким образом, основная проблема заключается в том, чтобы сделать механизмы восприятия, интерпретации, преобразования информации подконтрольными, чтобы ученик мог использовать их сознательно.
Информационные потоки средств массовых коммуникаций оказывают огромное влияние на формирование системы знаний и эмоциональную сферу восприятия, поэтому необходимо более широко использовать внешкольную информацию в образовании. В этом случае базовой — в рамках данного предмета — для ученика становится вся информация, которую он получает, независимо от источника и носителя. Это способствует формированию у подростка позиции исследователя, помогает расширить зону ближайшего развития.
Интеграция
медиаобразования с конкретными
предметами (или предметными областями)
может послужить тем самым
звеном перехода к международным
требованиям стандарта
Современная ситуация предъявляет новые требования к познавательной деятельности учащегося — восприятие и переработка информации, поступающей по различным коммуникативным каналам, делают необходимым особый акцент на развитии критического мышления. Умения анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становятся необходимыми на всех стадиях обучения. Однако провозгласить приоритетом принцип развития критического мышления значит последовательно, поэтапно провести работу по формированию навыков и приемов работы с информацией. В частности, для начальных этапов медиаобразования в гуманитарных предметах целесообразным представляется достижение целей обучения предмету через следующий порядок формирования медиаобразовательных умений:
Следует отметить, что объектами методики преподавания при этом становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации.
В
настоящее время принято
Сооциокультурное медиаобразование, непосредственная цель которого – приобщение человека к мировой культуре через массовую печать, телевидение, радио и кино, можно считать сложившимся. Традиции социокультурного медиаобразования берут свое начало в двадцатых годах ХХ века. Тогда весьма важным было развитие восприятия; десятилетием позже стало не менее актуальным формирование основ критического мышления, однако жесткие идеологические режимы не могли себе позволить свободы восприятия и истолкования информации. Именно поэтому в тридцатые годы медиаобразование приостанавливает свой разбег и отныне получает свое развитие там и тогда, где общество заинтересовано в развитии реальной демократии.
Тенденции к появлению интегрированных курсов медиаобразования появляются в шестидесятые годы, однако это частичная интеграция – в учебный предмет вводятся специальные модули, посвященные изучению массовой коммуникации и формированию критического мышления. Вопрос об эффективности подобного подхода остается открытым до сих пор: далеко не каждая область знания может позволить себе органичное включение курса, ломающего рамки восприятия и заставляющего переосмыслить привычное. Это связано и с преобладающей парадигмой преподавания, и с тем, насколько непосредственные темы занятий далеки от материалов масс-медиа. Недаром использование массовой коммуникации как средства обучения издавна вызывало столько проблем, что было выделено в отдельную область – «использование ТСО на уроке»; однако традиции, сложившиеся в этой области, до сих пор не дают увидеть реальное положение дел. Проблема является общедидактической, она состоит не столько в «использовании техники», но прежде всего в принципах восприятия информации и коммуникативного взаимодействия в системе «ученик – учитель- средство обучения». Таким образом, на наш взгляд, пора переходить к рассмотрению этого поля проблем с точки зрения медиаобразования, что требует более широкого привлечения материалов информологии, теории коммуникации, воспитания.
Сходные проблемы определяют и рост внимания к медиаобразованию за рубежом.
По
мнению ученого и исследователя
Л. Мастермана, девяностые годы двадцатого
столетия характеризуются преобладанием
ключевых концепций медиаобразования.
Под ключевыми концепциями
Интересно отметить, что в настоящее время в Европе все большую популярность обретает «спиральный учебный план», что соответствует тенденции развития концентров в российском образовании. Именно здесь могли бы пригодиться резервы медиаобразования, поскольку оно и в самом деле затрагивает ключевые позиции взаимоотношений индивида и информации, формирования способа взаимодействия личности с миром. Развитие самого медиаобразования, как мы видим, также следует форме спирали. Следуя пути образных аналогий, можно сказать, что двойная спираль есть спираль развития: образовательная траектория самого предмета, усиленная посредством медиаобразования, дает более интенсивный результат. Эту позицию подтверждают и результаты педагогических экспериментов по интеграции медиаобразования с конкретными учебными предметами. Однако смена парадигмы восприятия и воспитания – процесс небезболезненный, и потому его темпы должны быть органичны по отношению к темпам преобразования, с одной стороны, информационно-коммуникативной среды, с другой – демократических основ общества.
О том, что медиаобразование крайне важно было понятно еще в начале прошлого века. Кинообразование, журналистика, телевидение и интернет бесспорно оказывают огромное влияние на развитие современной личности. И если этот процесс не будет контролироваться, невозможно будет контролировать и воспитание подрастающего поколения. Изучив развитие, концепцию и проблемы медиаобразования в России, я хочу предложить следующие мероприятия по внедрению этого явления в школьный процесс.
Эссе по изученной проблеме.
В
современном обществе главное не
много знать, а уметь находить знания и
пользоваться ими. Сейчас ценится не золотая
медаль или красный диплом, а способность
анализировать, критически мыслить, находить
и отфильтровывать нужную информацию.
К сожалению, сегодня в российских школах
этому мало где учат. На первом месте все
так же остаются фактические знания. Вот
итог такому подходу:
Результаты изучения сформированности некоторых информационных умений
Умение | 9 класс | 11 класс |
Выделять главное в информационном сообщении | 11,1% | 12,9% |
Приводить аргументы за и против той или иной точки зрения | 19,68% | 25,27% |
Я считаю, что для нашего времени, в котором у каждого есть доступ практически ко всем знаниям человечества и ежедневно в наш мозг поступает огромное количество неотфильтрованной информации по совершенно разным вопросам – это катастрофа.