Механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, так как в нем задействовано более миллиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повышение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвязано с определением новых парадигм будущего общества. Образование имеет огромное значение в процессе становления личности человека современного общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Дидактические принципы в педагогической практике……………...4
1.2 Методы и формы обучения…………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

Тема 12. Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обучения.

Контрольная работа по дисциплине «Педагогика»

 

 

 

Исполнитель: Мокроусова Е.Н.

 

Студент группы: ФК-11 КФ

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная оценка: _____________

 

Допуск к защите:_____________________

 

Дата защиты: _______________________

 

Оценка:_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

                                      Екатеринбург 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Дидактические принципы в педагогической  практике……………...4

1.2 Методы и формы обучения…………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, так как в нем задействовано более миллиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повышение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвязано с определением новых парадигм будущего общества. Образование имеет огромное значение в процессе становления личности человека современного общества. Это целенаправленный процесс (или деятельность) воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.  
     Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли реконструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуально-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенствование, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Именно благодаря образованию и целенаправленному обучению происходит формирование человеческой личности, ее духовно-ценностных ориентаций.  
     Научной педагогической сферой, которая бы логично и последовательно изучала особенности целенаправленного процесса систематического образования и обучения подрастающего поколения, определяя его специфику и закономерности, является исторически сложившаяся в процессе эволюции человеческой цивилизации наука – дидактика.   

              1. Дидактические принципы в педагогической практике

 

Педагогика - это наука о закономерностях и методах обучения, воспитания и развития людей. Основные составные части педагогики - это изучение процесса образования, обучения (дидактика) и процесса формирования, воспитания как отдельной личности, так и социальной общности в целом.

В данной контрольной последовательно рассматрим:

общие дидактические  принципы, лежащие в основе всего  образовательного процесса в связи  с условиями их практической реализации и в их проекции на методы и формы  обучения;

методы  и формы организации обучения;

влияние процесса обучения на воспитание личности и их обратная связь;

основные  виды воспитательного процесса в  единстве их формы и содержания и  в функциональном проявлении.

Принципы обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Дидактика - это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения, теория обучения.

История дидактики характеризуется  настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие  требования, соблюдая которые преподаватели  могли бы достигать высоких и  прочных результатов.

Современные принципы дидактики обусловливают  требования ко всем компонентам учебного процесса – логике обучения, целям  и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:

-сознательность и активность;

-наглядность;

-системность и последовательность;

-прочность;

-научность;

-доступность;

-связь теории с практикой.

В своей  совокупности принципы современной  педагогики образуют единую системную  целостность.

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная  активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т. п.

Практическая  реализация принципа сознательности и  активности осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения.

  1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы, ее важности и значения - необходимое условие сознательного обучения.
  2. Необходимо обучать так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать и никогда не выполнял учебных действий механически, предварительно глубоко не осознав их.
  3. Осмысление каждого слова, предложения, понятия, раскрытие их. Не следует вводить понятий, которые в дальнейшем не будут раскрыты.
  4. Использование силы взаимообучения учащихся, создание условий для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше, чем объяснение учителя.
  5. Неизвестное необходимо логически увязывать с известным: где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
  6. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
  7. Ничему не следует учить, опираясь только на авторитет, но необходимо всему учить при помощи доказательств, основанных на чувстве и разуме.
  8. Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения.
  9. По-настоящему знает материал не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет его на практике.

10.Необходимо постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы учащихся, развивать и направлять их таким образом, чтобы они согласовались с личными и общественными потребностями.

11.Приучать думать и действовать самостоятельно. Не допускать подсказывания, пересказывания и копирования.

12.Развивать творческое мышление посредством всестороннего анализа проблем,  познавательные задачи решать несколькими логически  различающимися способами, чаще практиковать задания.

13.Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы - одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос - такой ответ, как учитель слушает ученика - так ученик слушает учителя.

Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

 Практика  обучения выработала большое  количество правил, раскрывающих  применение принципа наглядности. Вот некоторые из них.

  1. Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинке или в моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  2. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное осязанию - путем осязания.
  3. Никогда не ограничиваться наглядностью - наглядность не цель, а средство обучения.
  4. Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
  5. Наблюдения должны быть систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
  6. Применяя наглядные средства, следует рассматривать их сначала в целом, потом - главное и второстепенное, а затем - снова в целом.
  7. Используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание и мешает воспринимать главное.
  8. Необходимо использовать современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию.

Применение наглядных средств  воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления.

Принцип системности и последовательности. Человек только тогда обладает научным знанием, когда оно четко отражает картину внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования  научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения - это получение знаний в системе,  их последовательное усвоение.

В практической деятельности принцип систематичности  и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения. Важнейшими являются следующие правила.

  1. Использование схем, планов. Необходимо разделять содержание изучаемого материала на логически завершенные части.
  2. Основательное раскрытие и рассмотрение каждого вопроса, пункта плана.
  3. Надо помнить: то, что является элементарным и простым с точки зрения истории и логики, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения.
  4. Следует составлять «опорные» конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
  5. Чаще повторять ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
  6. Проводить повторение изученного не только в начале урока, занятия и не только в конце с целью закрепления полученной информации, но также по завершении каждого логически законченного отрезка           обучения.
  7. Следить за способом и формой выражения мыслей.
  8. Понимание системы требует логики, а формирование ее - чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.
  9. В конце раздела, курса обязательны обобщения и систематизация.

10.Важно приучаться к систематическому анализу собственных ошибок.

Сформировавшаяся  система знаний - важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее - с большим трудом. Я. А. Коменский отмечал: все должно вести в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

Принцип прочности - основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

  1. Следует не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
  2. Хорошо запоминается сознательно усвоенное, осмысленное.
  3. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее.
  4. Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы  с психологическими закономерностями забывания.
  5. Следует использовать для запоминания механизмы непроизвольного внимания, стимулировать возникновение интереса. Большое значение имеют слова педагога, используемые им увлекательные «отклонения», домашние заготовки, экспромты, притчи, легенды, шутки.
  6. Важно работать в соответствии с индивидуальным оптимальным темпом деятельности, преодолевать лень.
  7. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
  8. Необходимо пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
  9. Следует избегать легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют.

Принцип доступности обучения - это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.

Информация о работе Механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности