Механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природного, так и социального характера. Третье тысячелетие выделяет образование в качестве одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, так как в нем задействовано более миллиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повышение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвязано с определением новых парадигм будущего общества. Образование имеет огромное значение в процессе становления личности человека современного общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Дидактические принципы в педагогической практике……………...4
1.2 Методы и формы обучения…………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

Опорный конспект как метод обучения обеспечивает взаимодействие  учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Метод широко применим при изучении материала, требующего  твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может схематизировать, формализировать знания,  привести к их бездумному, механическому усвоению. Обучающее значение  опорных конспектов состоит в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и обеспечивают возможность развертывания учебного материала во всей его полноте с помощью опорных сигналов.  Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет  интенсивной  интеллектуальной деятельности учащихся, необходимости  постоянного обобщения, свертывания знаний и их развертывания,  воспроизведения в сознании в случае необходимости.

Опросно-ответный метод представляет собой способ обучающего обратно-информационного взаимодействия учителя и учащихся. Функция опроса состоит в выявлении уровня обученности и развития учащихся, закреплении их знаний. Метод позволяет осуществлять коррекцию процесса обучения, организовать систематический контроль за всей учебной деятельностью, обучает приемам и логике устного и письменного изложения знаний. В практике опросно-ответный метод применяется по всем предметам, на всех этапах обучения путем проведения фронтального опроса, привлечения всех учащихся к работе по дополнению ответов основных опрашиваемых, по анализу качества обсуждаемой информации. Опрос интенсивно совершенствует такие психические процессы,  как память, воображение, мышление, речь.

Метод контрольных проверочных  работ позволяет диагностировать уровень знаний на основе самостоятельного, индивидуального, группового или коллективного выполнения заданий по всем предметам учебного плана. Полученная обратная информация используется педагогом в целях коррекции обучающе-познавательной деятельности, обеспечения проверки и самопроверки.

Зачетно-экзаменационный метод обеспечивает взаимодействие учителя с учащимися в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса с помощью монологических ответов, собеседования, ответов учащихся на заранее заготовленные вопросы, задания. Функции метода заключаются в том,  чтобы установить степень глубины и прочности усвоения изученного материала,  в организации интенсивной самостоятельной  работы по закреплению и систематизации знаний, умений, навыков. В зачет идет работа, выполненная на хорошем, качественном уровне. В зависимости от характера, содержания работы зачет может быть индивидуальным, групповым или коллективным.

Все рассмотренные методы этапа усвоения-воспроизведения  обеспечивают прочное и глубокое усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных способностей. Однако этим не заканчивается процесс  обучающего познания и развития личности. Он подходит к высшей, кульминационной  точке - к воспроизведению усвоенных знаний, умений и навыков путем самостоятельного творческого выражения, включения индивидуального начала в творческую деятельность.

К методам этапа воспроизведения-выражения относятся: самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности.

Самостоятельный поиск представляет собой метод обучения, который позволяет  преподавателю,  опираясь на имеющийся у учащихся багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Такие задания применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся пишут обзоры научно-популярной литературы,  сочинения на свободную тему, готовят доклады по осмыслению исторических событий или литературно-критическим источникам, разрабатывают схемы действия приборов, машин. Огромное значение самостоятельного поиска состоит в том, что он - наиболее четкий и бесспорный показатель глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности  учителя и учащихся, осуществляемой в определенном режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения.  По месту учебы различают аудиторные и внеаудиторные  формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), лекции, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории, в компьютерном классе и т. п., а ко вторым - домашняя самостоятельная работа, экскурсии,  занятия на предприятиях и т. п. По длительности времени обучения различают классический урок (40 или 45 мин), спаренное занятие, как правило, применяемое в вузе (80 или 90 мин), а также занятия, уроки «без звонков» произвольной длительности.

История развития школы  знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации.  Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Разработал ее теоретические основы и воплотил в жизнь Я. А. Коменский.

Классно-урочную форму  организации обучения отличают следующие  особенности:

постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

каждый класс работает в соответствии со своим годовым  планом (планирование обучения);

учебный процесс осуществляется в виде взаимосвязей  частей (уроков);

каждый урок посвящается  только одному предмету;

постоянное чередование  уроков (расписание);

руководящая роль учителя (педагогическое управление);

применяются различные  виды и формы познавательной деятельности учащихся.

Классно-урочная форма организации  учебной работы имеет ряд преимуществ  по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она  отличается  более строгой  организационной  структурой; она экономична, поскольку  один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимного обучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся, вместе с тем данная форма не лишена недостатков, главный среди которых - ориентация на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма  организации обучения является главной  в организации учебной деятельности как в школе, так и в вузе. Кроме нее, в современной школе используются и другие формы, называемые  по-разному - вспомогательными, внеклассными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных участках, труд в мастерских, спортивные соревнования на стадионах и спортплощадках и т. д.

Ключевым компонентом  классно-урочной системы организации  обучения является урок. Урок - это законченный в смысловом, временном, организационном отношении этап, элемент учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок является сложным и ответственным этапом учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем  мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать  хороший, качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
     Если учесть все знания об обучении, накопленные педагогикой, определить современный научный уровень дидактики, ее функции, возможности, а главное – задачу научного обоснования практики обучения, то есть практической деятельности учителей, тогда получится такое представление о предмете дидактики, которое позволит направить исследовательскую работу в единое русло так, чтобы такая работа одновременно и обогащала педагогическую науку, и помогала правильно организовать педагогическую практику. 
     Однако дидактика не может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов. Процесс познания бесконечен. Любая наука развивается через преодоление трудностей и противоречий. Дидактика дает учителю материал для размышлений о собственной деятельности, сопоставления действительного с желаемым и тем самым помогает ему улучшить дело. Однако сфера влияния педагогической теории обучения в частности не должна ограничиваться ее применением к деятельности учителя, так как педагогическая практика охватывает многие виды деятельности в данной области как обширной сферы жизни общества. Именно в широком русле социальной практики разрабатывается общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты педагогических процессов, готовятся учебные материалы и т.д. Задачей теории должно быть обоснование всех этих материалов и их использования в практике. Поэтому необходима теория практической деятельности, в данном случае теория деятельности обучения.  
     Дидактика рассматривает обучение как средство передачи социального опыта. В результате обучения та часть опыта, которая входит в содержание образования и составляет содержательную сторону обучения, становится достоянием ученика. С помощью обучения осуществляется подготовка молодежи к жизни.  

Список используемой литературы: 
1.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1.;

2.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкисистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.;

3. Учебное пособие. Психология и педагогика.Исполнители:  д.соц.н.,  проф.Заборова Е.Н.,к.филос.н., доцент Качалова Н.Г., к.ист.н , доцент Черданцев В.В.

 

 

 


Информация о работе Механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности