Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:23, контрольная работа
История вопроса. Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остросоциальной во всех странах мира проблема детского травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы. Они же во многих случаях приводят к инвалидности. В США, например, ежегодно госпитализируется около 300 тыс. детей, получивших травму головы, и примерно 20 тыс. из них всю жизнь страдают от ее последствий.
Меры предупреждения несчастных случаев и травматизма в детском учреждении и семье.
1. История вопроса. Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остросоциальной во всех странах мира проблема детского травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы. Они же во многих случаях приводят к инвалидности. В США, например, ежегодно госпитализируется около 300 тыс. детей, получивших травму головы, и примерно 20 тыс. из них всю жизнь страдают от ее последствий.
В Западной Европе и США профилактикой травматизма у детей начали заниматься с 30-х гг. нашего столетия. Все попытки снизить процент детского травматизма не имели успеха. Отсутствовала система в работе. Только в 1951 г. в Нью-Йорке в "День здоровья" была принята программа, предусматривающая воспитание медицинских кадров, изучение природы несчастных случаев у детей, а также воспитание родителей. А позже, в 1954 г., организована комиссия по борьбе с детским травматизмом.
В России, еще на заре Советской власти, когда создались крайне тяжелые условия жизни в стране, в феврале 1919 г. декретом Совета народных комиссаров был учрежден Совет защиты детей, призванный уберечь подрастающее поколение от голода, разрухи и болезней. В 1936 г. при Харьковском горисполкоме впервые создается комиссия по борьбе с детским травматизмом, а в 1947 г. в Москве состоялось Первое Всероссийское совещание ортопедов-травматологов, где обсуждалась проблема детского травматизма. При Ленинградском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера был организован методический центр.
В 1960 г. в Москве создается научно-методический
центр ортопедии и травматологи
С 1972 г. при Министерстве здравоохранения СССР действует Всесоюзная межведомственная комиссия по борьбе с детским травматизмом, а с 1983 г. - Всесоюзный научно-организационный центр по профилактике бытового и детского травматизма при Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова.
При Центре организован общественный совет, в состав которого помимо представителей общественных организаций входят работники народного образования и здравоохранения, министерств и ведомств, телевидения, печати и других организаций. На заседаниях совета обсуждается деятельность различных организаций, заслушиваются результаты их работы, вносятся предложения в адрес отдельных учреждений и организаций. Цель - активизировать профилактическую работу заинтересованных ведомств по снижению всех видов детского травматизма.
За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Расширились и укрепились деловые контакты органов народного образования и здравоохранения с Государственными автомобильной и пожарной инспекциями; к работе подключились средства массовой информации, общественность.
Повысилась эффективность
Научно-исследовательские и
Тем не менее уровень детского травматизма в стране, особенно в крупных городах, продолжает оставаться высоким.
В настоящее время бытовые
2. Классификация травм, их причины и последствия.
Травмы детей можно
по возрастному принципу
грудного возраста
от 1 до 3 лет
от 3 до 7 лет
от 7 до 15 лет
по характеру повреждений
сотрясения мозга
переломы
прочие
Из таблицы видно, что 22% детей, получивших повреждения, составляют дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Только в Москве ежегодно лечебные учреждения регистрируют примерно 136 тыс. травм. Конечно, не все дети получают серьезные травмы. По имеющимся данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% детей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7% детей, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% детей отмечаются эпилептические припадки.
В каждой семье, где ребенок перенес
травму, нарушен нормальный ритм жизни.
Все подчинены положению постра
Тяжелыми по своим последствиям и массовости являются случаи воднотранспортного травматизма, которые нередко кончаются гибелью или оставляют детей инвалидами на всю жизнь.
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.
Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.
Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров.
Существуют объективные
На первый взгляд кажется, что травма ребенка - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых.
Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.
По видам:
падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
ушибы от избытка движения (об угол, о дверь, столкновения друг с другом);
занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
Травмоопасные ситуации:
в процессе подвижных игр ("Салочки", "Прятки", "Жмурки", бег наперегонки, спрыгивания и т.д.);
в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
при катании на качелях, каруселях;
при катании на велосипеде, самокате;
при купании в водоемах;
во время игр на проезжей части.
Основными причинами возникновения повреждений у детей в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.
3. Профилактика травматизма в ДОУ.
В настоящее время 17,3 млн. детей охвачены общественным дошкольным воспитанием. В этой связи резко возрастает необходимость в проведении в дошкольных учреждениях профилактической работы по предупреждению детского травматизма.
Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды.
Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.
Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения.
Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.
Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.
Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.
Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.
На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.
Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения.
Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями.
Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей.
Работники дошкольного учреждения должны поставить перед собой задачу - сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в стенах своего учреждения, но и дома, на улице, на отдыхе в лесу, парке и т.п.
Администрация дошкольного учреждения должна создать травмобезопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.
Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.
4. Профилактика травматизма в семье.
Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.
Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.
Не следует диктовать