Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания.
Задачами данного исследования являются:
1.Рассмотреть предмет, задачи, структуру педагогической психологии.
2.Определить место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания.
Введение…………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………..6
Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки……………………………………………………………………..6
Место и роль педагогической психологии среди других наук………12
Заключение………………………………………………………………19
Глоссарий…………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………...26
Список сокращений………………………………………………………27
Версия шаблона |
2.2 |
Филиал |
Владимирский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Педагогическая психология |
Тема |
Место и роль «психологической
педагогики» в системе |
Фамилия студента |
Коренева |
Имя студента |
Ольга |
Отчество студента |
Влвдимировна |
№ контракта |
155000907014566 |
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых источников……………………………………...26
Список сокращений…………………………………
Приложения……………………………………………………
Педагогическая психология
рассматривается как
Педагогическая психология
представляет собой самостоятельную
отрасль, которая изучает
Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которой является решение практических проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.
Термином педагогическая психология обозначаются две разные науки. Одна из них является ветвью психологии. Это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.
Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса обучения. Ее центральной проблемой является выявление условий, которые обеспечивают успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения.
Педагогическая психология как отрасль психологической науки возникла во второй половине девятнадцатого века. Ее развитие шло в неразрывной связи с развитием психологии в целом и определялось, прежде всего, теоретико-методологическими основами последней. Этапы развития педагогической психологии описаны в приложении А.
Педагогическая психология основана на знании возрастной, социальной психологии, общей психологии, психологии личности, теоретической и практической психологии. Психология труда и психология влияния также тесно связаны с педагогической психологией.
По П.П. Блонскому, педагогическая психология является ветвью прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения. Это наука о законах изменения человеческого поведения в процессе обучения.
Профессиональная подготовка учителя невозможна без изучения педагогической психологии. Она позволяет учителю правильно разрабатывать циклы обучения, анализировать трудности учащихся, которые возникают в ходе усвоения, а также проводить требующуюся коррекционную работу и решать множественные профессиональные задачи.
В настоящее время
психологическая наука
- бихевиористическое;
-когнитивном;
- деятельностном.
Отличия между теориями определены тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выступает в качестве предмета учения, в каких единицах проводится анализ данного процесса.
В наше время в России постепенно растет штат практических психологов, которые знакомят родителей и педагогов с достижениями психологической науки. За рубежом такая прикладная область психологии называется школьной психологией. Профессиональная педагогическая деятельность предполагает хорошее знание учителем современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе. Это означает, что подготовка преподавателя должна включать изучение прикладного курса педагогической психологии. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания.
Задачами данного исследования являются:
1.Рассмотреть предмет, задачи, структуру педагогической психологии.
2.Определить место
и роль «психологической
Педагогическая психология – это отрасль психологии, предметом которой являются психические явления, проходящие в процессе обмена опытом людей. Данные процессы всегда имеют двойственную направленность, так как обмен опытом происходит между человеком, который его передает (учитель, воспитатель), и принимающим (воспитанником, учащимся). Главной отличительной особенностью психических проявлений людей, которые участвуют в данном обмене, является то, что любой акт психической жизни одного человека должен учитывать психические особенности другого:
-объяснение – понимание, восприятие;
-оценка – вызываемое ею психическое последствие (эмоции, самооценка и т.д.);
- отношения – взаимоотношения;
-установки на восприятие;
- запоминание – избирательность;
- постановка целей – возможность их реализации;
- способности; актуальный уровень развития.
Объект педагогической психологии - это человек, а предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в процессе образования.
Педагогическая психология занимается изучением процесса учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Она, так же, исследует еще индивидуальные и возрастные особенности обучения. Значительное место занимает изучение условий, в которых происходит наибольший эффект развития.
В процессе учения человек принимает не только интеллектуальный опыт, но и другие разновидности опыта: нравственный, эстетический, и так далее. Когда же речь идет об усвоении данных видов опыта, то такой процесс называется воспитанием. Таким образом, объект педагогической психологии - это всегда процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же.
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.
Объект науки - это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела, процессы; живые, биологические и абстрактные системы; биологические организмы разной степени сложности. В качестве объекта научного (теоретического и эмпирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д1.
Каждый объект (и человек как объект научного познания) может изучаться множеством наук. Так, человек изучается в антропологии, физиологии, психологии, социологией, педагогикой и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте. Возрастная и педагогическая психология, например, имеют общий объект изучения — человека, но предметы этих наук разные. Для возрастной психологии это закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости, для педагогической — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. Очевидно, что общность объекта изучения обусловливает тесную, внутренне нерасторжимую связь психологии и педагогики, возрастной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов.
Многокомпонентный состав образовательного процесса в педагогической психологии рассматривается и с функциональной точки зрения как взаимодействие факторов. Эффективность учения зависит от согласованности действий этих факторов, т.е. «от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают» При этом исследователями образовательного процесса подчеркивается равная важность всех составляющих его компонентов. Сложность самого образовательного процесса, механизмов освоения обучающимся социокультурного опыта и организации этого освоения обучающим определяет и многоплановость предмета педагогической психологии.
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В частности, педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания то есть, формирование психических новообразований2.
В широком смысле слова, предметом науки является то, что она изучает в объекте. Приведенное определение красноречиво свидетельствует о сложности, многоаспектности и неоднородности предмета педагогической психологии. На современном этапе развития педагогическая психология становится еще более объемной.
В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
— определение механизмов и закономерностей освоения учащимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения и укрепления в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
— определение связи
между уровнем интеллектуальног
— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
— изучение психологических
основ деятельности педагога, его
индивидуально-психологических
— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
— разработка психологических
основ дальнейшего
Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее структурную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя. Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной психологией. Студенческий возраст как особый жизненный период рассматривается отдельно (в частности, психологической школой Б.Г. Ананьева)3.
В связи с тем, что предмет педагогической психологии мы трактуем расширенно, включая в него особенности и самого образовательного процесса как единства учебной деятельности ученика и педагогической деятельности педагога, а также характеристики каждой из них и их субъектов в целях определения психологических закономерностей позитивного развития личности обучающегося. Структура данной науки может быть представлена и с другой позиции, которая определена следующими соображениями:
- во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педагогической науки как междисциплинарной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Соответственно, в этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии. Но поскольку эти аспекты рассматриваются применительно к процессу и результату образования, они и составляют предмет педагогической психологии. Такое толкование педагогической психологии может быть соотнесено с современным рассмотрением всего многообразия ее предмета отраслью знаний, называемой психологией образования или теорией обучения, где само обучение понимается как двусторонний процесс преподавания и обучения.
Информация о работе Место и роль педагогической психологии в системе современного научного знания