Место и роль педагогической психологии в системе современного научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания.
Задачами данного исследования являются:
1.Рассмотреть предмет, задачи, структуру педагогической психологии.
2.Определить место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………..6
Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки……………………………………………………………………..6
Место и роль педагогической психологии среди других наук………12
Заключение………………………………………………………………19
Глоссарий…………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………...26
Список сокращений………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .Педагогическая психология.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.2

Филиал

Владимирский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания.

Фамилия студента

Коренева

Имя студента

Ольга

Отчество студента

Влвдимировна

№ контракта

155000907014566


 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………..6

  1. Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки……………………………………………………………………..6
  2. Место и роль педагогической психологии среди других наук………12

Заключение………………………………………………………………19

Глоссарий…………………………………………………………………22

Список используемых источников……………………………………...26

Список сокращений………………………………………………………27

Приложения……………………………………………………………….28

Введение

Педагогическая психология рассматривается как самостоятельная  отрасль общепсихологического знания, выделенная преимущественно по основанию  «конкретная деятельность», в которой  находят отражение и два других его аспекта. Данное утверждение означает, что в фундаменте педагогической психологии находятся общепсихологические закономерности  и механизмы самой образовательной деятельности, или, по определению одного из родоначальников педагогической психологии П.Ф. Каптерева, образовательного процесса.

Педагогическая психология представляет собой самостоятельную  отрасль, которая изучает психологические  проблемы, разрабатывает психологические  основы обучения и воспитания, выявляет закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения.

Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической  психологии, эту область иногда относят  к прикладным отраслям психологии, целью которой является решение  практических проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований  и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории. 

Термином педагогическая психология обозначаются две разные науки. Одна из них является ветвью психологии. Это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием  «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса обучения. Ее центральной проблемой является выявление условий, которые обеспечивают успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения.

Педагогическая психология как отрасль психологической  науки возникла во второй половине девятнадцатого века. Ее развитие шло  в неразрывной связи  с развитием  психологии в целом и определялось, прежде всего, теоретико-методологическими основами последней. Этапы развития педагогической психологии описаны в приложении А.

Педагогическая психология основана на знании возрастной, социальной  психологии, общей психологии, психологии личности, теоретической и практической психологии. Психология труда и психология влияния также тесно связаны с педагогической психологией.

По П.П. Блонскому, педагогическая психология является ветвью прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии  к процессу воспитания и обучения. Это наука о законах изменения человеческого поведения в процессе обучения.

Профессиональная подготовка учителя невозможна без изучения педагогической психологии. Она позволяет учителю правильно разрабатывать циклы обучения, анализировать  трудности учащихся, которые возникают в ходе усвоения, а также проводить требующуюся коррекционную работу и решать множественные профессиональные задачи.

В настоящее время  психологическая наука развивается  по нескольким принципиально разным теоретическим направлениям. В области педагогической психологии следует остановиться на трех типах теорий учения:

- бихевиористическое;

-когнитивном;

- деятельностном.

Отличия между теориями определены тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выступает в качестве предмета учения, в каких единицах проводится  анализ данного процесса.

В наше время в  России постепенно растет штат практических психологов, которые   знакомят родителей и педагогов с достижениями психологической науки. За рубежом такая прикладная область психологии называется школьной психологией. Профессиональная педагогическая деятельность предполагает хорошее знание учителем современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе. Это означает, что подготовка преподавателя должна включать изучение прикладного курса педагогической психологии. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания.

Задачами данного исследования являются:

1.Рассмотреть предмет,  задачи, структуру педагогической  психологии.

2.Определить место  и роль «психологической педагогики»  в системе современного научного  знания.

 

 

 

 

 

Основная часть

1 Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки.

Педагогическая психология – это отрасль психологии, предметом которой  являются психические явления, проходящие в процессе обмена опытом людей. Данные процессы всегда имеют двойственную направленность, так как обмен опытом происходит между человеком, который его передает (учитель, воспитатель), и принимающим (воспитанником, учащимся). Главной отличительной особенностью психических проявлений людей, которые участвуют в данном обмене, является то, что любой акт психической жизни одного человека должен учитывать психические особенности другого:

-объяснение – понимание, восприятие;

-оценка – вызываемое  ею психическое последствие (эмоции, самооценка и т.д.);

- отношения – взаимоотношения;

-установки на восприятие;

- запоминание – избирательность;

- постановка целей – возможность их реализации;

- способности; актуальный уровень развития.

Объект педагогической психологии - это человек, а предмет  - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в процессе образования.

Педагогическая психология занимается изучением процесса учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Она, так же, исследует еще индивидуальные и возрастные особенности обучения. Значительное место занимает изучение условий, в которых происходит наибольший эффект развития.

В процессе учения человек принимает не только интеллектуальный опыт, но и другие разновидности опыта: нравственный, эстетический, и так далее. Когда же речь идет об усвоении данных видов опыта, то такой процесс называется воспитанием. Таким образом, объект педагогической психологии - это всегда процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же.

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.

Объект науки - это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела, процессы; живые, биологические и абстрактные системы; биологические организмы разной степени сложности. В качестве объекта научного (теоретического и эмпирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д1.

Каждый объект (и человек  как объект научного познания) может изучаться множеством наук. Так, человек изучается в антропологии, физиологии, психологии, социологией, педагогикой и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте. Возрастная и педагогическая психология, например, имеют общий объект изучения — человека, но предметы этих наук разные. Для возрастной психологии это закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости, для педагогической — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. Очевидно, что общность объекта изучения обусловливает тесную, внутренне нерасторжимую связь психологии и педагогики, возрастной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов.

 Многокомпонентный  состав образовательного процесса в педагогической психологии рассматривается и с функциональной точки зрения как взаимодействие факторов. Эффективность учения зависит от согласованности действий этих факторов, т.е. «от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают» При этом исследователями образовательного процесса подчеркивается равная важность всех составляющих его компонентов. Сложность самого образовательного процесса, механизмов освоения обучающимся социокультурного опыта и организации этого освоения обучающим определяет и многоплановость предмета педагогической психологии.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В частности, педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания то есть, формирование психических новообразований2.

В широком смысле слова, предметом науки является то, что она изучает в объекте. Приведенное определение красноречиво свидетельствует о сложности, многоаспектности и неоднородности предмета педагогической психологии. На современном этапе развития педагогическая психология становится еще более объемной.

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и  воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения учащимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения  и укрепления в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение связи  между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических  основ деятельности педагога, его  индивидуально-психологических и  профессиональных качеств;

— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;

— разработка психологических  основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Предмет каждой отрасли  научного знания определяет и ее структурную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя. Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной психологией. Студенческий возраст как особый жизненный период рассматривается отдельно (в частности, психологической школой Б.Г. Ананьева)3.

В связи с тем, что предмет педагогической психологии мы трактуем расширенно, включая в него особенности и самого образовательного процесса как единства учебной деятельности ученика и педагогической деятельности педагога, а также характеристики каждой из них и их субъектов в целях определения психологических закономерностей позитивного развития личности обучающегося. Структура данной науки может быть представлена и с другой позиции, которая определена следующими соображениями:

- во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педагогической науки как междисциплинарной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Соответственно, в этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии. Но поскольку эти аспекты рассматриваются применительно к процессу и результату образования, они и составляют предмет педагогической психологии. Такое толкование педагогической психологии может быть соотнесено с современным рассмотрением всего многообразия ее предмета отраслью знаний, называемой психологией образования или теорией обучения, где само обучение понимается как двусторонний процесс преподавания и обучения.

Информация о работе Место и роль педагогической психологии в системе современного научного знания