Место и роль педагогической психологии в системе современного научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания.
Задачами данного исследования являются:
1.Рассмотреть предмет, задачи, структуру педагогической психологии.
2.Определить место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………..6
Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки……………………………………………………………………..6
Место и роль педагогической психологии среди других наук………12
Заключение………………………………………………………………19
Глоссарий…………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………...26
Список сокращений………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .Педагогическая психология.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

-С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.Б. Ительсон;

-исследования памяти - П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, В.Я. Ляудис, мышления Ф.Н. Шемякин, A.M. Матюшкин, В.Н. Пушкин, Л.Л. Гурова,

-восприятия - В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер,

-развития ребенка и, в частности, речевого развития (М.И. Лисина, Л.А. Венгер, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова),

- развития личности - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, B.C. Мухина,

-речевого общения и обучения речи: В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик,

-определение стадий (эр, эпох, фаз, периодов) возрастного развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский),

-особенностей умственной деятельности школьников и их умственной одаренности (А.А. Бодалев, Н.С. Лейте-с, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий).

Большое значение для педагогической психологии имели работы по психологии обучения взрослых (Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина) и др.

В современной педагогической психологии особо подчеркивается и  изучается то, что в педагогическом процессе происходит именно обмен опытом, а не просто его передача от старшего поколения к младшему. Осознание данного обстоятельства привело к изменению концепции педагогического процесса, а точнее, к изменению психологии его участников. Это изменение состоит в том, что обучающим является не только учитель, но и ученик6.

Знание педагогической психологии, как и любые знания вообще, имеет также значение  для развития интеллекта. Такое знания усиливает способности человека мыслить и узнавать. Оно повышает дисциплину ума и развивает навыки решения задач.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагогическая психология связана со многими другими науками  в силу целого ряда причин.

Во – первых, она  является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания.

Во – вторых, она  связана с другими науками  в силу того, что образовательный  процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разное знание в знаковой, языковой форме.

В – третьих, предметом  ее изучения является сам познающий  и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими науками, изучающими человека. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология. В то же время утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т. е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении.

В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т. д.) и прежде всего с возрастной психологией.

Итак, в данной работе мы ознакомились с сущностной характеристикой такой замечательной и нужной наукой, как педагогическая психология. Мы ответили на поставленные вопросы о предмете, задачах педагогической психологии, а так же ее месте среди других научных знаний. Обозначили важность применения педагогической психологии в системе современного обучения.

Психологи, которые специализируются по педагогической педагогике, преподают данный предмет в университетах и институтах, являются научными сотрудниками при исследовательских институтах и лабораториях, но в большинстве своем – это школьные психологи.

Педагоги – психологи  могут сотрудничать не только со школами и другими образовательными учреждениями, но так же и с больницами и учреждениями, которые осуществляют различного рода опеку, где они могут проводить психологические исследования, интерпретировать результаты индивидуальных и групповых тестов, занимаются консультированием по поводу разнообразных проблем, связанных с учебной деятельностью, личностной адаптацией детей и выбором профессии.

Результаты психолого–педагогических исследований используются при конструировании  содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.

Изучение педагогической психологии, в общем, не дает готового рецепта, как стать хорошим учителем или отличным психологом.

Учителю в его работе, приходиться сталкиваться с множественными ограничениями. Так, группы учащихся организованы в классы, в которых очень большое количество ребят, а само преподавание ограничивается стенами класса, школы. То, чему нужно научить, в основном заранее определяется школьной программой или его курсом, а количество времени ,отпущенное на обучение, ограничено учебными часами и календарем, исчисляемыми днями, семестрами, неделями, годами, проводимым в школе.

Учитывая все эти  ограничения, было бы трудно придерживаться формулы успешного обучения, даже если бы она и существовала на  самом деле.

Педагогическая психология изучается не для того, чтобы открыть  формулы или готовые рецепты  успеха, ее изучают для того, чтобы  познать принципы и теории человеческого  поведения, которые призваны помогать учителям и воспитателям находить наилучшие способы действий в различных ситуациях.

Таким образом, можно  сделать вывод, что педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль  знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

 

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

 

 

Гуманистическая психология

направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку

2

Депривация

сенсорная недостаточность, которая  может привести к потере ориентации

3

Когнитивный

(от лат. слова cognitio - знание, познание)

познаваемый, соответствующий познанию

4

Анализ

мыслительная операция расчленения  сложного объекта на составляющие части или характеристики

5

Бихевиористская теория

направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет  научного исследования и сводящее психику  к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма  на стимулы внешней среды

6

Гештальтпсихология

направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в.

7

Воспитание

1) целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей  и норм общества; 2) процесс социализации  индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования

8

Валидность

отражает прагматическую идею обязательной практической (применительно к науке, эмпирической) проверки качества измерения психологических свойств человека

9

Антропология

наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях  физического строения человека

10

Ассоцианизм

одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации


 

Список использованных источников

1

Зимняя И.А. Педагогическая психология:Учебник  для ВУЗов. М. 2003.

2

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 2001

3

Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006.

4

Гуревич П.С. Психология: Учебное пособие  – М. Знание, 2001г.

5

Болотова А.В., Макаров И.В.: Прикладная психология: Учебник для ВУЗов  – М. Аспект Пресс., 2001.

6

Педагогическая психология: Учебное  пособие – СПб.: Питер, 2010.

7

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998.

8

Якиманская И.С. Предмет и методы современной педагогической психологии//Вопросы  психологии.2006. №6.

9

Теории учения: Хрестоматия/Под ред. Н.Ф. Талызиной, А.И. Володарской. М., 1998.

10

Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии/ Сост. Г.И. Вергелес. СПб., 2006.

11

Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. М., 1996.


 

Список сокращений

И т. д. – и так далее;

И т. п. – и тому подобное;

Г. – год.

Приложения

 

А

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Педагогическая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2010.416 с.

2 Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,2003.

3 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 2001.

4 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов, М. 2003.

5 Реан А.А. Профессиональная Я – концепция педагога// Педагогическая социальная психология. СПб., 1998.

6 Педагогическая психология под редакцией Л. Регуш, А. Орловой: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер,2010.




Информация о работе Место и роль педагогической психологии в системе современного научного знания