Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие роли и значения педагогической психологии в системе современного научного знания.
Задачами данного исследования являются:
1.Рассмотреть предмет, задачи, структуру педагогической психологии.
2.Определить место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания.
Введение…………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………..6
Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки……………………………………………………………………..6
Место и роль педагогической психологии среди других наук………12
Заключение………………………………………………………………19
Глоссарий…………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………...26
Список сокращений………………………………………………………27
-С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.Б. Ительсон;
-исследования памяти - П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, В.Я. Ляудис, мышления Ф.Н. Шемякин, A.M. Матюшкин, В.Н. Пушкин, Л.Л. Гурова,
-восприятия - В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер,
-развития ребенка и, в частности, речевого развития (М.И. Лисина, Л.А. Венгер, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Т.Н. Ушакова),
- развития личности - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, B.C. Мухина,
-речевого общения и обучения речи: В.А. Артемов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик,
-определение стадий (эр, эпох, фаз, периодов) возрастного развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский),
-особенностей умственной деятельности школьников и их умственной одаренности (А.А. Бодалев, Н.С. Лейте-с, Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий).
Большое значение для педагогической психологии имели работы по психологии обучения взрослых (Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина) и др.
В современной педагогической психологии особо подчеркивается и изучается то, что в педагогическом процессе происходит именно обмен опытом, а не просто его передача от старшего поколения к младшему. Осознание данного обстоятельства привело к изменению концепции педагогического процесса, а точнее, к изменению психологии его участников. Это изменение состоит в том, что обучающим является не только учитель, но и ученик6.
Знание педагогической психологии, как и любые знания вообще, имеет также значение для развития интеллекта. Такое знания усиливает способности человека мыслить и узнавать. Оно повышает дисциплину ума и развивает навыки решения задач.
Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин.
Во – первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания.
Во – вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разное знание в знаковой, языковой форме.
В – третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими науками, изучающими человека. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология. В то же время утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т. е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении.
В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т. д.) и прежде всего с возрастной психологией.
Итак, в данной работе мы ознакомились с сущностной характеристикой такой замечательной и нужной наукой, как педагогическая психология. Мы ответили на поставленные вопросы о предмете, задачах педагогической психологии, а так же ее месте среди других научных знаний. Обозначили важность применения педагогической психологии в системе современного обучения.
Психологи, которые специализируются по педагогической педагогике, преподают данный предмет в университетах и институтах, являются научными сотрудниками при исследовательских институтах и лабораториях, но в большинстве своем – это школьные психологи.
Педагоги – психологи могут сотрудничать не только со школами и другими образовательными учреждениями, но так же и с больницами и учреждениями, которые осуществляют различного рода опеку, где они могут проводить психологические исследования, интерпретировать результаты индивидуальных и групповых тестов, занимаются консультированием по поводу разнообразных проблем, связанных с учебной деятельностью, личностной адаптацией детей и выбором профессии.
Результаты психолого–
Изучение педагогической психологии, в общем, не дает готового рецепта, как стать хорошим учителем или отличным психологом.
Учителю в его работе, приходиться сталкиваться с множественными ограничениями. Так, группы учащихся организованы в классы, в которых очень большое количество ребят, а само преподавание ограничивается стенами класса, школы. То, чему нужно научить, в основном заранее определяется школьной программой или его курсом, а количество времени ,отпущенное на обучение, ограничено учебными часами и календарем, исчисляемыми днями, семестрами, неделями, годами, проводимым в школе.
Учитывая все эти ограничения, было бы трудно придерживаться формулы успешного обучения, даже если бы она и существовала на самом деле.
Педагогическая психология изучается не для того, чтобы открыть формулы или готовые рецепты успеха, ее изучают для того, чтобы познать принципы и теории человеческого поведения, которые призваны помогать учителям и воспитателям находить наилучшие способы действий в различных ситуациях.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Гуманистическая психология |
направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку |
2 |
Депривация |
сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации |
3 |
Когнитивный (от лат. слова cognitio - знание, познание) |
познаваемый, соответствующий познанию |
4 |
Анализ |
мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики |
5 |
Бихевиористская теория |
направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды |
6 |
Гештальтпсихология |
направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. |
7 |
Воспитание |
1) целенаправленное развитие |
8 |
Валидность |
отражает прагматическую идею обязательной практической (применительно к науке, эмпирической) проверки качества измерения психологических свойств человека |
9 |
Антропология |
наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека |
10 |
Ассоцианизм |
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации |
1 |
Зимняя И.А. Педагогическая психология:Учебник для ВУЗов. М. 2003. |
2 |
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 2001 |
3 |
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006. |
4 |
Гуревич П.С. Психология: Учебное пособие – М. Знание, 2001г. |
5 |
Болотова А.В., Макаров И.В.: Прикладная психология: Учебник для ВУЗов – М. Аспект Пресс., 2001. |
6 |
Педагогическая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2010. |
7 |
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.,1998. |
8 |
Якиманская И.С. Предмет и методы современной педагогической психологии//Вопросы психологии.2006. №6. |
9 |
Теории учения: Хрестоматия/Под ред. Н.Ф. Талызиной, А.И. Володарской. М., 1998. |
10 |
Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии/ Сост. Г.И. Вергелес. СПб., 2006. |
11 |
Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. М., 1996. |
И т. д. – и так далее;
И т. п. – и тому подобное;
Г. – год.
А
В
|
|
1 Педагогическая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2010.416 с.
2 Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,2003.
3 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 2001.
4 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов, М. 2003.
5 Реан А.А. Профессиональная Я – концепция педагога// Педагогическая социальная психология. СПб., 1998.
6 Педагогическая психология под редакцией Л. Регуш, А. Орловой: Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер,2010.
Информация о работе Место и роль педагогической психологии в системе современного научного знания