Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:05, реферат
Авторы высказывают сходные точки зрения относительно механизма формирования групп. Так, немецкие специалисты в области управления В. Зигерт и Л. Ланг считают, что организация в своем развитии проходит несколько фаз:
"пионерную", которая может перерасти в фазу бурного роста (с негативными последствиями);
организации и консолидации, которая может быть продолжена фазой бюрократизации (также с негативными последствиями);
интеграции и роста.
Методика формирования коллектива учебной группы.
Развитие индивидуальности в условиях коллектива.
Авторы высказывают сходные точки зрения относительно механизма формирования групп. Так, немецкие специалисты в области управления В. Зигерт и Л. Ланг считают, что организация в своем развитии проходит несколько фаз:
А. Егоршин выделяет такие этапы развития коллективов: притирка, переворот, результативность, эффективность, мастерство, старение и смерть.
Российский исследователь В. Давыдов описывает четыре стадии развития группы:
Более подробного рассмотрения заслуживает точка зрения А. Шегды. Он считает, что все рабочие группы проходят примерно одни и те же стадии группового процесса. Чем более развита группа, тем эффективнее ее деятельность. Поэтому менеджер должен хорошо знать различные стадии развития групп и прилагать необходимые усилия, чтобы это развитие не остановилось в самом начале.
Состояние своеобразной "невесомости" устраняет человек, немногим более активный, чем другие, который вносит инициативу и стремится как-то направлять деятельность группы.
Групповой парадокс состоит в том, что подобного активиста за его спиной осуждают и критикуют, а к тем, кто полностью самоустраняется, относятся довольно доброжелательно, потому что они не доставляют хлопот. Такое состояние называется групповым позиционным негативизмом. Его необходимо преодолеть с помощью внешнего воздействия со стороны менеджера. Естественным фактором, объединяющим членов группы, является заданная работа и ее исполнение. Первым заданием для группы должна быть работа, которая всем наверняка достаточно знакома и проста. Необходимо, чтобы все могли участвовать в работе и вдохновляющая деятельность мотивировала всех.
В такой ситуации роль группы резко возрастает, индивид полностью подчиняется группе. Мнение отдельных работников не учитывается абсолютно — их даже не слушают. Зачастую к конечному результату стремятся, не обдумав характера задания. Решения принимаются преимущественно на основе голосования, а конечный результат определяется усредненным мнением.
Атмосфера деятельности в
большинстве случаев
Проблемы на этой стадии
связаны в первую очередь с
тем, что многие соглашаются на компромисс
между индивидуальностью и
Устранение подобных средств защиты в группе должно быть предметом пристального внимания менеджеров на всех стадиях группового процесса.
Порождению групповщины можно воспрепятствовать, обсуждая проблемы и стремясь найти их причины. Этого можно достичь либо чисто внешним воздействием, либо вынуждая группу постоянно квалифицировать свою деятельность.
Правда, самонаблюдение может привести к тому, что группа признает лишь свои хорошие стороны, убедится в собственном великолепии. Эту проблему призван решать менеджер.
На этой стадии проблемой может стать самоуверенность и приток новых членов.
В этом случае кажущееся равновесие нарушается, появляются "здравомыслящие", сомневающиеся, которые начинают осознавать, что одного дружелюбия недостаточно, нужно выражать и другие чувства.
В группу приходится принимать посторонних, поддерживать контакты с внешним миром. Жесткость и обособленность начинают слишком мешать. Группа на короткое время распадается. Если группа распадается окончательно, приходится создавать новую.
Развитие потенциала коллектива и отдельной личности служит основой развития общества в целом. Личность участвует в жизни коллектива, является частью его, а значит, влияет на уровень достижений и развитие коллектива. Эффективность и результат труда любой сферы деятельности определяется в соответствии с тем, насколько комфортно чувствует себя каждый представитель конкретной группы в определенной социальной ситуации.
Благоприятное становление личности и гражданина есть условие, обеспечивающее высокую результативность деятельности не только каждого индивида как личности, но и общества в целом. «Общество – это, прежде всего макросистема, действующая и живущая по своим законам, поэтому отдельно взятый человек входит в эту макросистему частичкой и в то же время сложно организованной системой».
Многовековой человеческий опыт выработал удивительные механизмы взаимоотношений в коллективе, позволяющие передавать нравственный опыт, знания, традиции от поколения к поколению. Воспитательная значимость коллективного взаимодействия личности велика и просто необходима.
Бехтерев В.М. рассматривает коллектив как нечто целое, как «собирательную личность», имеющую свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих её лиц[1, c. 46].
Макаренко понимает под «коллективом»
объединение людей для
Сухомлинский В.А., определяя коллектив,
отмечает: » Коллектив — это не какая —
то безликая масса. Он существует как богатство
индивидуальностей » [6, c. 201].
Коллектив при этом, в
понимании Макаренко А.С и
В более поздних трудах
педагогов также
Ю.К. Бабанский рассматривает
понятие коллектива в двух значениях:
- » под коллективом понимается любая организация,
группа людей (на заводе, в цехе, бригаде
ПТУ, школе, студенческой группе и др.);
- » под коллективом понимается высокий
уровень развития группы» [7, c. 231] .
Коллектив – группа людей,
взаимовлияющих друг на друга и связанных
между собой общностью
Процесс взаимодействии между членами коллектива дает возможность осмысления общих ценностей каждым его членом, тем самым развивая как личность, так и сам коллектив. » Развитие может быть двух сортов: индивидуальное и общественное. В хорошо устроенном обществе должно быть одновременно и то и другое, так как отдельно и то и другое негодно и ведет к гибели или жалкому существованию» [8].
В современном мире отношение к взаимообусловленному развитию коллектива и личности в социуме меняется, уступая место индивидуальному успеху и конкурентоспособности. В умении находить правильный баланс в отношении личности и коллектива и состоит успех развития общества. Данная мысль содержится и в исследованиях В. Франкла: » Смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества»[9, c. 170].
С изменением подхода к
пониманию значимости понятия «коллектива»
возникает потребность к
Наиболее часто встречающиеся ответы для удобства работы были занесены в таблицу.
необходимые признаки, определяющие коллектив |
общие интересы личности и коллектива |
приоритеты развития коллектива |
общность интересов |
умение находить оптимальное решение |
возможность профессионального роста |
общая деятельность |
взаимопонимание |
возможность повышения заработной платы |
наличие лидера |
самореализация |
организация отдыха |
Результаты, занесенные в
таблицу, показывают, что в определении
понятия «коллектив» студенты отмечают
необходимость совпадения целей
и наличия общих интересов; совпадение
интересов личности и коллектива
они прежде всего видят во взаимопонимании
и взаимоуважении членов коллектива;
перспективы развития коллектива на
прямую связывают с перспективой
роста будущей карьеры и
То есть воспитание личности в коллективе является актуальной проблемой.
Умение находить «свое
место» в коллективе и соответствовать
его требованиям находит свое
отражение в трудах педагогов, психологов,
социологов и т.д., как прошлого, так
и настоящего.
Развитие личности зависит от развития
коллектива, хотя их интересы не всегда
совпадают.
Появляется насущная необходимость
создания условий для гармоничного
сочетания общественных и личных
интересов, определения норм и правил
соответствующих интересам
Успех деятельности коллектива во многом
зависит от достижений каждого члена коллектива,
стремления личности активно взаимодействовать
с другими его членами.
Информация о работе Методика формирования коллектива учебной группы