Методика формирования коллектива учебной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Авторы высказывают сходные точки зрения относительно механизма формирования групп. Так, немецкие специалисты в области управления В. Зигерт и Л. Ланг считают, что организация в своем развитии проходит несколько фаз:
"пионерную", которая может перерасти в фазу бурного роста (с негативными последствиями);
организации и консолидации, которая может быть продолжена фазой бюрократизации (также с негативными последствиями);
интеграции и роста.

Файлы: 1 файл

Методика формирования коллектива учебной группы.docx

— 35.01 Кб (Скачать файл)

 

Практическая часть: План работы с группой

 

Данная программа разработана  для реализации образовательного направления  программы содействия социальной самореализации студенческой молодежи «Студенческий  совет». Она адресована менеджерам учебных групп, осуществляющих официальное  регулирование взаимоотношений  между студентами группы и администрацией колледжа. Программа рассчитана на 36 часов и реализуется в каникулярное время и во время учебного года.

Цель программы: подготовка управляющего (менеджера) учебной группы для оптимизации процесса управления учебной группой в системе общеколледжного студенческого самоуправления.

Учебно-тематический план

Содержание учебного материала

Количество часов

Лекция

Практическое  занятие

1.

Основы и принципы студенческого  самоуправления

2 ч

2 ч

2.

Особенности развитие студенческого  коллектива

2 ч

2 ч

3.

Конфликты в студенческой среде  и проблемы межличностного общения

2 ч

2 ч

4.

Формирование мотива группового действия

2 ч

2 ч

5.

Организационные основы эффективного управления

2 ч

2 ч

6.

Управление общением

2 ч

2 ч

7.

Основы делопроизводства

2 ч

2 ч

8.

Нормативно-правовые основы в управлении студенческой группой

2 ч

2 ч

9.

Принципы и методические основы планирования работы

2 ч

2 ч

 

Всего

18 ч

18 ч


Программа подготовки менеджера учебной группы

 

Занятие 1. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Основы и принципы студенческого самоуправления

Содержание: Понятие студенческого самоуправления. Задачи, функции, формы и структуры студенческого самоуправления. Способы и принципы организации органов самоуправления.

Практическое  занятие: Сюжетно-ролевая игра «Конференция».

 

Занятие 2. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Особенности развития студенческого коллектива

Содержание: Понятие коллектива. Стадии формирования и развития коллектива. Студенческий коллектив. Модель развития группы. Особенности взаимоотношений студентов учебной группы на различных стадиях развития коллектива.

Практическое  занятие: Тренинг «Командное взаимодействие»

 

Занятие 3. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Конфликты в студенческой среде и проблемы межличностного общения.

Содержание: Конфликт. Структура. Динамика. Способы выхода из конфликта. Особенности межличностного общения подростков. Формы контактов. Механизмы взаимного влияния. Средства психологического воздействия

Практическое  занятие: Конфликтологический тренинг

 

Занятие 4. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Формирование мотива группового действия.

Содержание: Понятие перспективы. Виды перспектив. Методика развития временной перспективы и способности к целепологанию. Выдвижение идей. Формирование мотива группового действия.

Практическое  занятие: Метод «Дерево целей»

 

Занятие 5. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Организационные основы эффективного управления.

Содержание: Понятие и виды функций управления. Понятие организации. Содержание основной деятельности по управлению студенческой группой. Основные пути повышения эффективности организационно-исполнительской деятельности. Основные правила распределения прав, полномочий и ответственности.

Практическое  занятие: Модель распределения полномочий внутри студенческой группы.

 

Занятие 6. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Управление общением

Содержание: Понятие общение. Функции общения. Эффективные приемы совершенствования устной речи и навыки убедительных публичных выступлений. Технология взаимодействия менеджера со студентами группы на разных стадиях общения.

Практическое  занятие: Моделирование системы общения менеджера с группой на предстоящую деятельность.

 

Занятие 7. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Основы делопроизводства

Содержание: Виды документации. Организационные документы. Информационно-справочные документы. Подготовка и оформление документов. Организация работы с документами.

Практическое  занятие: Ведение документации учебной группы

Занятие 8. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Нормативно-правовые основы  управления студенческой группой

Содержание: Конвенция ООН «О правах ребёнка». Конституция РФ. Законы РФ и Смоленской области в области образования и молодёжной политики. Устав колледжа. Нормативные документы по студенческому самоуправлению.

Практическое  занятие: Использование информационно-правовых систем: «Гарант», «Консультант Плюс»

 

Занятие 9. (лекция - 2 часа, практическое  - 2 часа)

Тема: Принципы и методические основы планирования работы

Содержание: Понятие планирования как функции управления. Требования к планированию. Виды планов. Алгоритмы планирования. Особенности коллективного планирования.

Практическое  занятие: Проектировочная деятельность менеджера и планирование работы в учебной группе на учебный год.

 

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Школа  Жизни. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 98 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер ,2000. - 304 с.

3. Варламова А.Я. Педагогика: Учебно-методическое пособие. - Волгоград:  Изд-во ВолГУ, 2004. -74 с.

4. Гребенюк О.С. Общая  педагогика: Курс лекций. - Калининград:  Калиниградский университет, 1996. - 107 с.

5. Зуева И.В. Теория  воспитательного коллектива в  отечественной педагогике 1946-1991 гг.: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 . - М.: РГБ, 2004.

6. Казакина М.Г. Взаимосвязь  процесса развития коллектива  и нравственного формирования  личности. Л. - 1983. С. 19.

7. Караковский В. А. , Новикова  Л . И . , Селиванова И . Л . Воспитание ? Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных  систем . - М .: Новая школа , 1996. - 160 с.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров  А.Ю. Педагогический словарь - М.: Педагогика, 2000. - 219 с.

9. Лишин, О. В. Педагогическая  психология воспитания / О. В. Лишин. - М.: Академкнига, 2003. - 336 с.

10. Луначарский А.В. О  воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

11. Макаренко А.С. Коллектив  и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.

12. Методики социально-психологического  исследования личности и малых  групп. //Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М., ИП РАН, 1995.

13. Моргаевская А.Н. Развитие  теории коллектива в отечественной  педагогике : Автореферат дисс…  канд. пед наук: 13.00.01. - СПб., 2009. - 22 с.

14. Морено, Я. Л. Социометрия:  Экспериментальный метод и наука  об обществе / Пер. с англ. А.  Боковикова. -- М.: Академический Проект, 2001. - 383 с.

15. Мудрик А.В. Личность  школьника и ее воспитание  в коллективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

16. Немов Р.С., Кирпичник  А.Г. Путь к коллективу: Книга  для учителей о психологии  ученического коллектива. - М.: Педагогика, 1988. -144 с.

17. Новикова Л . И .Педагогика  детского коллектива . - М . : Педагогика , 1978. -144 с.

18. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. -- М.: Политиздат, 1982. -- 255 с.

19. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2007 - 464 с.

 

 


Информация о работе Методика формирования коллектива учебной группы