Методика использования художественной литературы на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:32, лекция

Описание работы

Наша история богата и разнообразна и как здорово, что вся она отражена в не менее богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ я ввожу не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.

Содержание работы

Введение.
1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории.
2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора.
3. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории.
а) литературные памятники
б) историческая беллетристика
4. Методика использования художественной литературы на уроке истории:
5. Игровые моменты на уроке истории с использованием художественных произведений.
6. Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.
Заключение.

Файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 



лан.

 

Введение.

 

1. Основные цели использования  художественной литературы на  уроках истории.

 

2. Место художественной  литературы на уроке истории  и принципы ее отбора.

 

3. Классификация произведений  художественной литературы для  уроков истории.

а) литературные памятники

б) историческая беллетристика

 

4. Методика использования художественной  литературы на уроке истории: 

 

5. Игровые моменты  на уроке  истории с использованием  художественных   произведений.

 

6. Роль художественной  литературы в раскрытии темы  Великой Отечественной войны  на уроках и во внеурочное  время.

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.”

 

В.О.Ключевский

 

Основные цели использования

художественной литературы

на  уроках истории.

 

Остановимся на конкретном примере. Есть в курсе истории 5 класса тема “Брестская крепость”. На уроке  мы с ребятами говорим о начале Великой Отечественной войны, о  тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, я зачитываю отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.

 

“Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно  ориентируясь по звуку работавшего  мотора. И все стояли на своих  местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как  на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Страшно, в  голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки…  Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.”1

 

Мне никогда не забыть широко раскрытых детских глаз, в  которых в этот момент можно было прочитать все: восхищение, страх, ненависть, гордость. И я спрашиваю себя в  этот момент: “Разве бы мог школьный учебник вызвать у ребят такую бурю чувств, такой интерес к теме, такое понимание?” И сама себе отвечаю: “К сожалению, нет”.

Ну, как здесь обойтись без примера? И в пятом, и в  седьмом классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.

 

“На берегу пустынных  волн

Стоял он, дум  великих полн,

И вдаль глядел…

И думал он:

Отсель грозить  мы будем шведу.

Здесь будет  город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь  нам суждено

В Европу прорубить  окно,

Ногою твердой  стать при море.

Сюда по новым  им волнам

Все флаги  в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто  лет, и юный град,

Полнощных стран  краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

В гранит оделася  Нева;

Мосты повисли  над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись  острова,

И перед младшею  столицей

Померкла старая Москва…”1

 

 

 

 

Методика  использования

художественной  литературы

на  уроке истории.

 

Игровые моменты  на уроке  истории с использованием художественных   произведений.

 

Игра для ребенка  в любом возрасте интересна. Она  должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь ребенка интересным содержанием. Игра – это путь детей к познанию. Причем она не похожа на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение знаний, установление сходства и различия между отдельными событиями.

Но самое важное –  это то, что по желанию самих  учащихся во время учебных игр  происходит многократное повторение предметного  материала. Она заставляет учащихся мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее - отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. Сейчас очень много выпущено задачников по истории, всевозможные тесты. Любимые игры у моих ребят на компьютере «Цивилизация», «Кто хочет стать миллионером?». При всей сегодняшней технике, я все же хочу, чтобы мои ребята любили книгу. Поэтому использую опять таки художественные произведения. Например, игра «Поймай дату».

 

1)1147 год.

Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном – тын, за домом дом

Росло на берегу твоем

Начало будущей столицы.

Ты отражала в глади  вод

Тот первый Кремль и город  новый,

Что строил русский наш  народ

Под первою стеной сосновой…

Вот этот первый городок

На перекрестке всех дорог.

 


______________________________________________________________________

 

2)1380 год.

Как мне о битве  на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть кого спроси, -

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Стоял такой великий  стон,

Шел бой с такою  кровью,

Что был в багрец окрашен  Дон

До самого низовья…

А князя Дмитрием Донским

С тех пор прозвал  народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.

 

С помощью стихотворной формы можно «воспроизвести» и события 1242,1480,1606-1607,1649,1667-1671 годов.

Существует еще немало игр: игра по истории нашего края, с  использованием художественных произведений Носова, Гайдара, игра «Ветер в рукописи».

Хотелось бы подчеркнуть  еще одну важную черту познавательных игр, превращающих себя в орудие воспитания. Они всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся мобилизуют свои знания, обращаются к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащают себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.

 

Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой  Отечественной войны  на уроках и  во внеурочное  время.

 

Изучая раздел IV Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945гг), в свои уроки обязательно включаю стихи О.Берггольц, Б.Окуджавы, К. Симонова, Седьмую симфонию Д. Шостаковича и многие другие произведения. Большие возможности к сближению истории с литературой открывают многообразные формы внеклассной работы с учащимися: исторический кружок, тематические выставки и вечера, встречи, поездки, экскурсии и т.д. Поэтому использую уроки- повторения, кружок, внеклассную работу. Особенно в этом 2005 году, в год 60-летия Великой Победы. Весь год насыщен подготовкой к празднику. Это урок – блок по музыке «Песни, опаленные войной», урок – блок по рисованию «Война глазами советских художников». Конкурс рисунков «Тебе мой защитник, посвящается». Встреча с ветеранами ВО войны «Живые, пойте о нас», встреча со вдовами «Еще не погасла свеча». Уроки – блоки по истории «Дорогами войны», «Курская огненная», «Это надо не мертвым, это надо живым»… Составление интервью «Мой разговор с участником войны».

  1. Этап. Составление плана:  О чем я хочу узнать?
    • о семье
    • о наградах
    • о роде войск, в котором служил
    • о самом близком друге на войне
    • самый страшный случай на войне
    • самый забавный случай на войне
  2. Этап. Формулировка вопросов.
    • где родились?
    • как узнали о войне?
    • где воевали?
    • как часто писали письма с фронта?
    • где встретили победу? и т.д.
  3. Этап. Конкурс статьи о ветеране. «Расскажи о жизни ветерана ВО войны» (лучшие посылаю в районную газету). Вот одна из них:

        «Каждый участник Великой Отечественной войны свой рассказ о боевом прошлом начинает по-разному. Память солдатская особенная, необычно восприимчивая. Она не просто заполнялась неожиданными, острыми впечатлениями фронтового быта. У этих фронтовых впечатлений, как у осколков снарядов, у разрывных пуль, «режущие края». Забыть эти врезавшиеся в душу суровые картины невозможно порой и много лет спустя.

       Василий  Яковлевич Полянский-ветеран той жестокой войны - исключительно интересный собеседник. О своих друзьях, о своем селе может говорить долго, а вот о себе все больше умалчивал.

       Родился  Василий Яковлевич 14 января 1925 года  в селе Шевелево, Обоянского района, Курской области. Семья Полянских – надежного крестьянского рода. Отца своего он не помнит. Рос с отчимом. Учиться в школе не довелось.

      Василий  Яковлевич – один из Обоянских  юношей, кто ушел на фронт в  свои неполные 18 лет. Ему было  всего 16, когда в село ворвалось это жуткое слово «война». Плакали женщины, поникли старики. А они, мальчишки, разносили повестки на фронт по селу и хуторам.

      В 1943 году  Василий Яковлевич сам получил  повестку. В это время он болел  тифом. Дали отсрочку. А 20 мая  1943 года повезли новобранца Полянского в далекую Чувашию. Два месяца готовили простого крестьянского парнишку владеть оружием. А потом повела его судьба фронтовыми дорогами: Москва, Киев, Днепр. Полтора года служил в зенитной части на Днепре. Немец уже отступал, но постоянно совершались налеты на Киев. Задача зенитчиков – сохранить мосты через Днепр. Здесь и получил Василий Яковлевич свое первое боевое крещение. Два легких ранения в левую руку. Зацепило осколком, но в госпиталь не поехал, остался в строю.

    - Знаете, даже трудно выделить какой – то бой. Дни как – то похожи, сливались воедино. Все время на передовой стоит в воздухе гул, идет стрельба. К этому не привыкнешь. Но надо идти вперед, отвоевывать каждую пядь земли, - говорит ветеран.

      Довелось  воевать Василию Яковлевичу в Румынии, Венгрии, Австрии. Суждено было стать пулеметчиком.

      По – дружески звал он своего  верного помощника « Максимкой». И вот уж как получилось, что  трое друзей: Анапенко Сергей  из Киева, Андросов (имени не  помнит) из Курской области прошли  всю войну вместе. На войне  такое редко.

    - Закончится  бой, кричу: «Жив, Серега?»

    - Живой.

     В Австрии еще одно легкое  ранение. Медсанбат. И снова  в бой.

  … В  тот день фашисты были особенно  агрессивны. Атака за атакой. Немцы  пошли в атаку, но у молодого  бойца хватило выдержки подпустить  их на близкое расстояние. И вот Василий Яковлевич уже четко видел довольные рожи наступающих.

      Тихо сказал сам себе: «Не подведи,  Максим!». И застрочил из пулемета. Через две – три минуты цепь  залегла, фрицы стонали. Тяжелейший  бой, казалось, длился вечность. Не  достигнув успеха, гитлеровцы отступили. Вместе с другими пулеметчиками Василий Яковлевич отсекал пехоту от танков. После боя построили бойцов для поверки и награждения. Многие были награждены орденами и медалями посмертно. За мужество, стойкость проявленные в данном бою Василий Яковлевич получил орден Славы 3 степени.

      Война близилась к концу. Каждый  солдат мечтал дойти до стен  Рейстага. Мечтал об этом и  Василий Яковлевич. Однако их  молодых, горячих чуть придерживали. Для него война закончилась  в Австрии на границе с Германией. Весть о Победе молниеносно разнеслась по части. В этот день бойцам вручали медали «За победу над Германией». Радости не было предела: «Домой!» Да нет судьба распорядилась по – иному: шесть месяцев в Германии в саперной роте , не меньше в Румынии, затем снова Германия.

      И только в апреле 1949 года вернулся  Василий Яковлевич на Родину.

     Поездом до Бреста, с Киева  через Ржаву на Обоянь. Вот  они родные до слез его Курские  соловьиные края, вот за леском  его малая родина – село  Шевелево. Как долго длилась разлука с родными и как сладка радость встречи! Ему было всего двадцать четыре, а он уже пол- Европы прошагал. В боях за безымянные высотки, небольшие населенные пункты под его огнем нашли бесславный конец десятки вражеских солдат и офицеров. Вот это судьба: трудная, горькая не многовато ли для одного Полянского? Да уж, постарались с лихвой и ведь не убила в человеке самого главного – веру в жизнь. На фронт шел с верой в победу, сидел в лютый мороз в траншее – с верой, раненый – верил, и вот так всю жизнь.

Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроке истории