Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:32, лекция
Наша история богата и разнообразна и как здорово, что вся она отражена в не менее богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ я ввожу не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.
Введение.
1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории.
2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора.
3. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории.
а) литературные памятники
б) историческая беллетристика
4. Методика использования художественной литературы на уроке истории:
5. Игровые моменты на уроке истории с использованием художественных произведений.
6. Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.
Заключение.
лан.
Введение.
1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории.
2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора.
3. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории.
а) литературные памятники
б) историческая беллетристика
4. Методика использования
5. Игровые моменты
на уроке истории с
6. Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.
Заключение.
“Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.”
В.О.Ключевский
художественной литературы
на уроках истории.
Остановимся на конкретном примере. Есть в курсе истории 5 класса тема “Брестская крепость”. На уроке мы с ребятами говорим о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, я зачитываю отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.
“Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.
И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.
Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.
Возле машины.
Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки… Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.”1
Мне никогда не забыть широко раскрытых детских глаз, в которых в этот момент можно было прочитать все: восхищение, страх, ненависть, гордость. И я спрашиваю себя в этот момент: “Разве бы мог школьный учебник вызвать у ребят такую бурю чувств, такой интерес к теме, такое понимание?” И сама себе отвечаю: “К сожалению, нет”.
Ну, как здесь обойтись без примера? И в пятом, и в седьмом классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.
“На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва…”1
Методика использования
художественной литературы
на уроке истории.
Игровые моменты на уроке истории с использованием художественных произведений.
Игра для ребенка
в любом возрасте интересна. Она
должна постоянно пополнять знания,
быть средством всестороннего
Но самое важное – это то, что по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала. Она заставляет учащихся мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее - отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. Сейчас очень много выпущено задачников по истории, всевозможные тесты. Любимые игры у моих ребят на компьютере «Цивилизация», «Кто хочет стать миллионером?». При всей сегодняшней технике, я все же хочу, чтобы мои ребята любили книгу. Поэтому использую опять таки художественные произведения. Например, игра «Поймай дату».
1)1147 год.
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог.
______________________________
2)1380 год.
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И, хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!..
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрием Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
С помощью стихотворной
формы можно «воспроизвести» и события
1242,1480,1606-1607,1649,1667-
Существует еще немало игр: игра по истории нашего края, с использованием художественных произведений Носова, Гайдара, игра «Ветер в рукописи».
Хотелось бы подчеркнуть еще одну важную черту познавательных игр, превращающих себя в орудие воспитания. Они всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся мобилизуют свои знания, обращаются к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащают себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.
Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.
Изучая раздел IV Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945гг), в свои уроки обязательно включаю стихи О.Берггольц, Б.Окуджавы, К. Симонова, Седьмую симфонию Д. Шостаковича и многие другие произведения. Большие возможности к сближению истории с литературой открывают многообразные формы внеклассной работы с учащимися: исторический кружок, тематические выставки и вечера, встречи, поездки, экскурсии и т.д. Поэтому использую уроки- повторения, кружок, внеклассную работу. Особенно в этом 2005 году, в год 60-летия Великой Победы. Весь год насыщен подготовкой к празднику. Это урок – блок по музыке «Песни, опаленные войной», урок – блок по рисованию «Война глазами советских художников». Конкурс рисунков «Тебе мой защитник, посвящается». Встреча с ветеранами ВО войны «Живые, пойте о нас», встреча со вдовами «Еще не погасла свеча». Уроки – блоки по истории «Дорогами войны», «Курская огненная», «Это надо не мертвым, это надо живым»… Составление интервью «Мой разговор с участником войны».
«Каждый участник Великой Отечественной войны свой рассказ о боевом прошлом начинает по-разному. Память солдатская особенная, необычно восприимчивая. Она не просто заполнялась неожиданными, острыми впечатлениями фронтового быта. У этих фронтовых впечатлений, как у осколков снарядов, у разрывных пуль, «режущие края». Забыть эти врезавшиеся в душу суровые картины невозможно порой и много лет спустя.
Василий Яковлевич Полянский-ветеран той жестокой войны - исключительно интересный собеседник. О своих друзьях, о своем селе может говорить долго, а вот о себе все больше умалчивал.
Родился Василий Яковлевич 14 января 1925 года в селе Шевелево, Обоянского района, Курской области. Семья Полянских – надежного крестьянского рода. Отца своего он не помнит. Рос с отчимом. Учиться в школе не довелось.
Василий Яковлевич – один из Обоянских юношей, кто ушел на фронт в свои неполные 18 лет. Ему было всего 16, когда в село ворвалось это жуткое слово «война». Плакали женщины, поникли старики. А они, мальчишки, разносили повестки на фронт по селу и хуторам.
В 1943 году Василий Яковлевич сам получил повестку. В это время он болел тифом. Дали отсрочку. А 20 мая 1943 года повезли новобранца Полянского в далекую Чувашию. Два месяца готовили простого крестьянского парнишку владеть оружием. А потом повела его судьба фронтовыми дорогами: Москва, Киев, Днепр. Полтора года служил в зенитной части на Днепре. Немец уже отступал, но постоянно совершались налеты на Киев. Задача зенитчиков – сохранить мосты через Днепр. Здесь и получил Василий Яковлевич свое первое боевое крещение. Два легких ранения в левую руку. Зацепило осколком, но в госпиталь не поехал, остался в строю.
- Знаете, даже трудно выделить какой – то бой. Дни как – то похожи, сливались воедино. Все время на передовой стоит в воздухе гул, идет стрельба. К этому не привыкнешь. Но надо идти вперед, отвоевывать каждую пядь земли, - говорит ветеран.
Довелось воевать Василию Яковлевичу в Румынии, Венгрии, Австрии. Суждено было стать пулеметчиком.
По – дружески звал он своего
верного помощника « Максимкой»
- Закончится бой, кричу: «Жив, Серега?»
- Живой.
В Австрии еще одно легкое ранение. Медсанбат. И снова в бой.
… В
тот день фашисты были
Тихо сказал сам себе: «Не подведи,
Максим!». И застрочил из
Война близилась к концу.
И только в апреле 1949 года вернулся Василий Яковлевич на Родину.
Поездом до Бреста, с Киева
через Ржаву на Обоянь. Вот
они родные до слез его
Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроке истории