Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:32, лекция
Наша история богата и разнообразна и как здорово, что вся она отражена в не менее богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ я ввожу не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.
Введение.
1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории.
2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора.
3. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории.
а) литературные памятники
б) историческая беллетристика
4. Методика использования художественной литературы на уроке истории:
5. Игровые моменты на уроке истории с использованием художественных произведений.
6. Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.
Заключение.
После войны трудился Василий
Яковлевич в родном селе. Шестнадцать
лет работал прицепщиком,
И за каждый раз, когда его премировали за доблестный труд, он стоял смущенный тем вниманием, речами, к которым не привык, потому что считает, что человек должен отдавать все делу, к которому приставлен. Так он поступал на фронте, таким его знали на работе. Скромным и трудолюбивым.
Болезнь притупила память
- О чем молчишь, о чем думаешь, старый солдат?
Не будем тревожить его душу. Пусть хоть на миг забудет о войне.
Оглянемся мысленно назад: обо всем ли я сумела рассказать? Нет, конечно. Всего не охватишь, да и задача сложная: рассказать о жизни солдата. Но это ведь целая жизнь… А у нее должно быть только начало…»
2 мая – игра
2 мая – Работа у памятника (уборка, посадка цветов)
3 мая – Просмотр кинохроники и викторина по ВО войне
4 мая – Посещение ветеранов ВО войны и оказание им помощи
5 мая – Посадка деревьев в память тех, кто умер в 2004 году
6 мая – Конкурс патриотической песни
7 мая – Конкурс рисунков и фотографий
8 мая – «41-45» конкурс
стихов по произведениям
9 мая – «Линейка славы», концерт в СДК, спортивные мероприятия на стадионе.
10 мая – Подведение итогов «Недели славы»
На таких мероприятиях и межпредметная связь и нравственно ответственная личность воспитывается.
Изучая в 9 классе раздел «Новая история» на обобщающем уроке прочла своим ученикам «Послевоенную доктрину Алена Даллеса»:
«Посеяв в СССР хаос, - сказал в 1945 году американский генерал Ален Даллес, руководитель политической разведки США в Европе, ставший в последствии директором ЦРУ, - мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокоренного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отлучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и понимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводить в добродетель.
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать.
И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».1
Читала медленно, чтобы каждое слово было понятно ребятам. После непродолжительной паузы они вдруг сказали: «Так вы же прочитали нам о том, как мы сейчас живем». Обсуждали бурно. А главное сделали вывод: «Нельзя уничтожить страну, где народ не утратил свои нравственные ценности: чувство собственного достоинства, чувство долга, патриотизм».
Чтобы эти ценности сберечь, надо знать историю своего Отечества, любить свой народ, беречь свои традиции.
1 «Послевоенная доктрина Америки» по мат. публик. на www.forumhistori.ru
Заключение.
Для меня история – это наука без знания которой, просто трудно дышать. Она воспитывает человека, гражданина, патриота. Наша история богата и разнообразна и как здорово, что вся она отражена в не менее богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ я ввожу не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.
В.А.Сухомлинский считал
чтение обязательной составной частью
воспитания и обучения учащихся. Он
писал: «Трудно представить
Я считаю, синтез истории с литературой интересен и весьма полезен для учителя и учащихся. Проверен собственным многолетним опытом, хотя любой учитель, может свой урок творчески переструктурировать.
1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.
Литература.
1. Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. – стр.9
2. Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 2000г изд.Вагриус, стр. 528-529
3. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 2002
4. Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1996. - стр. 220
5. Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1991
6. Ворожейкина Н.И., Егорова В.И., Клокова Г.В. и др. 1000 вопросов и ответов по истории. - М. «АСТ» 1999.
7. Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №8, 1994
8. Колесниченко Н.Ю. Методическое пособие по истории России конец XVI-XVIII века. - Волгоград, издательство «Учитель» 2005.
9. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М. «Просвещение» 1983.
10. Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского.- М.: Просвещение, 1989
11. Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №5-6, 2001
12. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории 8 класс. – М. «ТЦ Сфера» 2002.
13.Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.
15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. «Владос» 2000.
16. Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах.- М.: Просвещение, 1999изд. дом ТТТ. - стр. 432
17. «Послевоенная доктрина Америки» по мат. публик. на www.forumhistori.ru
1 Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1996. - стр. 220
1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173
Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроке истории