Методика использования художественной литературы на уроке истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:32, лекция

Описание работы

Наша история богата и разнообразна и как здорово, что вся она отражена в не менее богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ я ввожу не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.

Содержание работы

Введение.
1. Основные цели использования художественной литературы на уроках истории.
2. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора.
3. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории.
а) литературные памятники
б) историческая беллетристика
4. Методика использования художественной литературы на уроке истории:
5. Игровые моменты на уроке истории с использованием художественных произведений.
6. Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.
Заключение.

Файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

      После войны трудился Василий  Яковлевич в родном селе. Шестнадцать  лет работал прицепщиком, десять  лет – трактористом. Вырастил  двух сыновей и дочь. Выросли  внуки, есть уже правнуки. В  свои 76 лет он старается всем  помочь.

      И за каждый раз, когда его премировали за доблестный труд, он стоял смущенный тем вниманием, речами, к которым не привык, потому что считает, что человек должен отдавать все делу, к которому приставлен. Так он поступал на фронте, таким его знали на работе. Скромным и трудолюбивым.

      Болезнь притупила память ветерану, с трудом вспоминает боевых  товарищей, их имена. Позабыл  названия поселков, городов. Да  мало ли их было на его  солдатском пути с 1943 по 1949 годы. Но ужасы войны не забыть  солдату. Может поэтому в любую погоду спешит Василий Яковлевич к стеле в честь погибших воинов односельчан.

     - О чем молчишь, о чем думаешь,  старый солдат?

      Не будем тревожить его душу. Пусть хоть на миг забудет  о войне.

      Оглянемся мысленно назад: обо  всем ли я сумела рассказать? Нет, конечно. Всего не охватишь, да и задача сложная: рассказать о жизни солдата. Но это ведь целая жизнь… А у нее должно быть только начало…»

А со 2 мая по 10 мая провожу  ежегодную «Неделю памяти»

2 мая – игра

2 мая – Работа у  памятника (уборка, посадка цветов)

3 мая – Просмотр  кинохроники и викторина по  ВО войне

4 мая – Посещение  ветеранов ВО войны и оказание  им помощи

5 мая – Посадка  деревьев в память тех, кто  умер в 2004 году

6 мая – Конкурс  патриотической песни

7 мая – Конкурс  рисунков и фотографий

8 мая – «41-45» конкурс  стихов по произведениям писателей  и поэтов, участников ВО войны.

9 мая – «Линейка  славы», концерт в СДК, спортивные  мероприятия на стадионе.

10 мая – Подведение  итогов «Недели славы»

На таких мероприятиях и межпредметная связь и нравственно ответственная личность воспитывается.

Изучая в 9 классе раздел «Новая история» на обобщающем уроке  прочла своим ученикам «Послевоенную  доктрину Алена Даллеса»:

«Посеяв в  СССР хаос, - сказал в 1945 году американский генерал Ален Даллес, руководитель политической разведки США в Европе, ставший в последствии директором ЦРУ, - мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокоренного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отлучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.

Мы будем  всячески поддерживать и понимать так  называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в  человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства –  словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводить в добродетель.

Честность и  порядочность будут осмеиваться  и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать.

И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное  положение, превратив в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».1

 Читала медленно, чтобы каждое слово было понятно ребятам. После непродолжительной паузы они вдруг сказали: «Так вы же прочитали нам о том, как мы сейчас живем». Обсуждали бурно. А главное сделали вывод: «Нельзя уничтожить страну, где народ не утратил свои нравственные ценности: чувство собственного достоинства, чувство долга, патриотизм».

Чтобы эти ценности сберечь, надо знать историю своего Отечества, любить свой народ, беречь свои традиции.

 

 

 

1 «Послевоенная доктрина Америки» по мат. публик. на www.forumhistori.ru

Заключение.

Для меня история –  это наука без знания которой, просто трудно дышать. Она воспитывает  человека, гражданина, патриота. Наша история  богата и разнообразна и как здорово, что вся она отражена в не менее  богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ я ввожу не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.

В.А.Сухомлинский считал чтение обязательной составной частью воспитания и обучения учащихся. Он писал: «Трудно представить полноценное  воспитание без того, чтобы ребенок  не зачитывался до полуночи книгой о нравственном величии, чтобы его сердце не забилось учащенно от чувства восторга. Нравственный идеал рождается в сердце тогда, когда человек как бы всматривается в самого себя, сравнивает себя с тем, кто является в его представлении образцом моральной красоты – верности убеждениям, мужества, стойкости, непоколебимости перед трудностями».1

Я считаю, синтез истории  с литературой интересен и  весьма полезен для учителя и  учащихся. Проверен собственным многолетним  опытом, хотя любой учитель, может  свой урок творчески переструктурировать.

 

 

 

 

 1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.

Литература.

 

1. Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. – стр.9

2. Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 2000г изд.Вагриус, стр. 528-529

3. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 2002

4. Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1996. - стр. 220

5. Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1991

6. Ворожейкина Н.И., Егорова В.И., Клокова Г.В. и др. 1000 вопросов и ответов по истории. -  М. «АСТ» 1999.

7. Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №8, 1994

8. Колесниченко Н.Ю. Методическое пособие по истории России конец XVI-XVIII века. - Волгоград, издательство «Учитель» 2005.

9. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М. «Просвещение» 1983.

10. Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского.- М.: Просвещение, 1989

11. Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №5-6, 2001

12. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории 8 класс. – М. «ТЦ Сфера» 2002.

13.Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173

14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.

15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. «Владос» 2000.

16. Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах.- М.: Просвещение, 1999изд. дом ТТТ. - стр. 432

17. «Послевоенная доктрина Америки» по мат. публик. на www.forumhistori.ru

1 Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1996. - стр. 220

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173


Информация о работе Методика использования художественной литературы на уроке истории