|
Методика использования
картин в формировании и развитии связной
речи дошкольников |
|
|
Содержание
Введение
Проблема развития связной речи на занятиях
с картинами и картинками является очень
актуальной, так как упущенные возможности
речевого развития в дошкольном возрасте
почти не восполняются в школьные годы.
Развитие связной речи играет большую
роль в жизни человека. Каждый человек
должен в совершенстве владеть словом.
Для этого необходима большая работы и
много времени, именно поэтому связную
речь стоит развивать с детства.
Развитие связной речи является центральной
задачей лингвистического развития детей.
Одним из средств развития связной речи
является рассказывание по картине. Именно
картины служат прекрасным материалом
для этого. О том, как велика роль картины
и картинки в обучении детей рассказыванию,
говорили многие педагоги и психологи:
Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская,
Е.И. Родина, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейн,
А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др. В основе
рассказывания по картине лежит восприятие
окружающей жизни. Картина не только расширяет
представление детей о предметах и явлениях,
но и воздействует на эмоции детей, вызывает
интерес к рассказыванию, побуждает говорить
самых молчаливых и застенчивых детей,
развивает уверенность в своих силах.
А ведь это так важно! Ведь детский мир
переполнен эмоциями. Даже в самом замкнутом
и необщительном ребенке живет неповторимое
сочетание чувств и эмоций.
В процессе работы с картинами и картинками
у детей развивается активный словарь,
связная речь, умение четко и правильно
составлять предложения и т.д. Именно поэтому
воспитателям необходимо научить ребенка
рассматривать картину и правильно выражать
свои впечатления.
1. Связная речь, ее формы и особенности
ее развития в дошкольном возрасте
Под связной речью понимается
развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично,
последовательно и точно, грамматически
правильно и образно.
Развитие у детей связной выразительной
речи необходимо рассматривать как существенное
звено воспитания культуры речи в ее широком
понимании. Все последующее развитие речевой
культуры будет опираться на тот фундамент,
который закладывается в дошкольном детстве.
Развитие связной речи неотделимо
от решения остальных задач речевого развития:
обогащения и активизации словаря, формирования
грамматического строя речи, воспитания
звуковой культуры речи.
Известны два основных вида
речи: диалогическая и монологическая:
1. Форма протекания диалогической
речи (беседа двух или нескольких человек,
постановка вопросов и ответы на них) побуждает
к неполным односложным ответам. Неполное
предложение, восклицание, междометие,
яркая интонация, выразительность, жест,
мимика и т.п. – основные черты диалогической
речи. Для диалогической речи особенно
важно умение формулировать и задавать
вопрос, в соответствии с услышанным строить
ответ, дополнять и исправлять собеседника.
2. Монологическую речь характеризуют
развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь
отдельных звеньев повествования. Монолог,
рассказ, объяснение требуют от говорящего
более напряженного внимания к содержанию
речи и ее словесному оформлению; при этом
очень важно сохранить живость и непосредственность
речи.
Одной из важнейших черт монологической
речи является ее произвольность, осознанность.
Под произвольностью понимается умение
избирательно пользоваться языковыми
средствами, т.е. употреблять слова, словосочетания,
синтаксические конструкции, наиболее
точно и полно выражающие мысль говорящего.
В посвященных развитию речи
исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой,
О.И. Соловьевой и других ученых отмечается,
что умение связно говорить развивается
лишь при целенаправленном руководстве
педагога и путем систематического обучения
на занятиях.
У детей старшего дошкольного
возраста связная речь достигает довольно
высокого уровня. На вопросы ребенок, как
правило, отвечает достаточно точными,
краткими или же развернутыми (если это
необходимо) ответами. Развивается умение
оценивать высказывания и ответы товарищей,
дополнять или исправлять их. На шестом
году жизни ребенок в состоянии последовательно
и стройно составлять описательные и сюжетные
рассказы на предложенную ему тему. Однако
дети все еще нуждаются в предшествующем
образце (примере) воспитателя. Умение
преподавать в рассказе свое эмоциональное
отношение к описываемым предметам и событиям,
у них развито недостаточно.
В среднем и особенно старшем
дошкольном возрасте дети овладевают
основными типами монологической речи
– пересказом и рассказом.
Рассказ, сравнительно с пересказом,
более сложный вид связной речи, поскольку
создание нового текста намного сложнее
воспроизведения готового литературного
произведения. Развитие связной речи детей
осуществляется прежде всего при обучении
рассказыванию, которое начинается с простого
рассказа коротких литературных произведений
с несложной фабулой и доводится до высших
форм самостоятельного творческого рассказывания.
Развитие речи становится все
более актуальной проблемой в нашем обществе.
Отсюда огромная ответственность и не
меньшая важность работы педагогов, занимающихся
обучением русскому языку, формированием
речи подрастающего поколения.
Конечным результатом обучения
языку, вершиной удивительного, мощного
и сложнейшего явления, называющегося
человеческой речью, является – собственно
– связная речь.
Связная речь предполагает
овладение богатейшим словарным запасом
языка, усвоение языковых законов и норм,
т.е. овладение грамматическим строем,
а так же практическое их применение, практическое
умение пользоваться усвоенным языковым
материалом, а именно умение полно, связно,
последовательно и понятно окружающим
передать содержание готового текста
или самостоятельно составлять связный
текст.
Связная речь представляет
собой развернутое, законченное, композиционно
и грамматически оформленное смысловое
и эмоциональное высказывание, состоящее
из ряда логически связанных предложений.
2. Роль обучения рассказыванию
по картинам в развитии речи
детей дошкольного возраста
Обучение рассказыванию одна
из важнейших задач развития связанной
речи. В детском саду для обучения детей
рассказыванию используются как предметы,
так и логические картины (серии "Наша
Таня", "Зимние развлечения" О.И.
Соловьевой, "Домашние животные"
С. Веретинниковой и другие).
В старшей и подготовительной
к школе группах, в связи с тем, что возрастает
активность детей, совершенствуется речь,
появляются возможности для самостоятельного
составления рассказов по картинам. К
рассказам детей предъявляют все более
высокие требования: точная передача сюжета,
использование разнообразных языковых
средств. Рассказ-образец дается в старших
и особенно подготовительных к школе группах
для обобщенного подражания, а не для простого
воспроизведения. Используются литературные
образцы. В некоторых случаях бывает целесообразно
просто подсказать детям возможный сюжет
или же наметить основные этапы его развития.
В работе с дошкольниками широко
используются серии сюжетных картин для
составления рассказов с завязкой, кульминацией,
развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными
("Как еж спас ежика", "Медвежонок
на прогулке" и другие).
Очень важно учить детей видеть
не только то, что изображено на картине,
но и воображать предшествующие и последующие
события. В таких случаях воспитатель
ставит ряд вопросов, которые как бы намечают
сюжетную линию, выходящую за пределы
содержания картины. Придумывая начало
или конец к изображенному, ребенок приобретает
умения, необходимые для самостоятельного
рассказывания.
Детей необходимо учить замечать
в картине детали: фон, пейзаж, состояние
погоды, включать в свои рассказы описания
природы.
Задача данного этапа – научить
детей связно и последовательно, логически
стройно и законченно, точно и по содержанию,
правильно по грамматическому оформлению,
самостоятельно и свободно излагать материал,
строить высказывания.
Работа по формированию связной
монологической речи – это обучение детей
рассказыванию. Она проводится по двум
направлениям:
1. Обучение пересказу, то
есть воспроизведению услышанного
(прочитанного) текста;
2. Обучение составлению
рассказов (придумывание) по картинам,
предметам, предложенному сюжету, теме,
по данному началу и т. д.
Составление рассказов значительно
сложнее пересказа готового текста и,
в известной степени, базируется на овладении
навыками пересказа.
При составлении различных
по сложности рассказов в различной степени
усиливается удельный вес, роль и значение
самостоятельного моделирования и композиционного
оформления сюжета, самостоятельного
подбора лексики, синтаксических конструкций,
выразительных средств языка в связи с
отсутствием готовых авторских форм.
Все это требует, с одной стороны,
более высокого уровня и речевого развития,
и, прежде всего, сформированности лексико-грамматического
строя, более интенсивной познавательной
деятельности, совершенствования всех
познавательных процессов, а следовательно
усиленной и углубленной предварительной
работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную
базу для составления рассказов.
С другой стороны, составление
рассказов не только поднимает планку
речевого развития, но и способствует
совершенствованию познавательных процессов
вообще, развитию логического мышления
особенно, т.е. имеет место интенсивное
проявление двух основных проявлений
речи, а именно: выражение, образование
и развитие мыслей, в конечном счете –
значительное совпадение, слияние процессов
мышления и речи.
По ведущему виду познавательной
деятельности, преобладающему психическому
процессу в работе по составлению рассказа
различают рассказы трех видов: рассказы
по восприятию, рассказы по представлению,
рассказы по воображению.
Рассказы по восприятию имеют
большое преимущество в качестве обучающих,
по сравнению с рассказами по представлению
и по воображению, так как они значительно
легче благодаря непосредственному зрительному
восприятию опоры.
По степени сложности наглядной
опоры рассказы по восприятию подразделяются
следующим образом:
1. Повествовательные рассказы
по серии сюжетных картинок (составление
рассказов по серии сюжетных
картинок, кроме лексико-грамматических
упражнений, обязательно и включает
логические упражнения, манипуляции
с картинками):
а) расстановку их в логической
временной последовательности;
б) восстановление специально
пропущенного звена
в) придумывание дополнительной
картинки в начале или в конце серии и
т.д.
2. Повествовательные рассказы
по сюжетной картинке (лексико-грамматические
упражнения по сюжетной картинке
также сочетаются с логическими
упражнениями, придумывание предшествующей
или завершающей картинки, дополнением
рассматриваемой сюжетной картинки предметными
картинками или символами).
3. Описательные рассказы
по предметным картинкам или
предметам – опираются на наглядность:
большое внимание уделяется рассматриванию,
выделению качеств, признаков, деталей,
особенностей строения и т.д.
4. Описательные рассказы
по несложным пейзажным картинкам
– возможны на завершающем
этапе формирования монологической
речи.
3. Методика проведения занятий
по обучению детей дошкольного возраста
рассказыванию по картинкам
В методике развития речи обучения
рассказыванию по картинам (описание и
повествование) разработано в достаточной
степени детально. Здесь методика опирается
на классическое наследие западной и русской
педагогики, использованное позднее применительно
к работе с детьми дошкольного возраста
Е.И. Плехеевой, Е.А. Флериной, Л.А. Пеньевской,
Е.И. Радиной, М.М. Кониной и другими. Все
они подчеркивали большое значение картинки
как для общего развития детей, так и для
развития их речи.
Для методики обучения рассказыванию
по картине существенное значение имеет
понимание особенностей восприятия и
понимания картин детьми. Эта проблема
рассматривается в работах С.Д. Рубинштейна,
Е.А. Флериной, А.А. Любменской, В.С. Мухиной.
В исследованиях отмечается, что уже в
два года ребенок с удовольствием рассматривает
картинки и называет их вслед за взрослым.
Рассматривание картин, как считает В.И.
Тихеева, преследует тройную цель: упражнение
в наблюдении, развитие мышления, воображения,
логического суждения и развития речи
ребенка. Дети не умеют рассматривать
картины. Не всегда могут устанавливать
взаимосвязи между персонажами, иногда
не понимают способы изображения объектов.
Поэтому необходимо учить их смотреть
и видеть предмет или сюжет на картине,
развивать наблюдательность. В процессе
рассматривания активизируется и уточняется
словарь, развивается диалогическая речь:
умение отвечать на вопросы, обосновывать
свои ответы, самому задавать вопросы.
Роль картинки для детей младшего возраста
преимущественно заключается в закреплении
и углублении детского опыта и лишь в необходимой
мере в его расширении. Картинка для малышей
должна приближаться, по словам Е.А. Флериной
к упрощенной реальности. Рассматривание
начинается с внесения картины и молчаливого
и созерцания. Но поскольку малыши не могут
молча смотреть на картину, воспитатель
поддерживает разговор, обращает их внимание
на предмет или персонаж и постепенно
развертывает беседу. Так последовательно
идет восприятие картины, выделяются яркие
детали, активизируется словарь, развивается
диалог. Вопросы должны быть понятными,
направленными на установление связей
между частями картины, на постепенное
усложнение. Кроме вопросов, используются
пояснения, игровые приемы, детям предлагается
поставить себя на место ребенка, который
нарисован, дать имя персонажу.