Методика использования картин в формировании и развитии связной речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат прекрасным материалом для этого. О том, как велика роль картины и картинки в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЛЮДМИЛЫ РОМАНОВОЙ.docx

— 39.32 Кб (Скачать файл)

Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием все детей. В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины. Одни из них даются только для рассматривания и последующего рассказывания. Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В картине «Собака со щенятами» например, обращается внимание не только на собаку и ее щенят, но и на воробьев, их действия.

Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картин, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием. Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов – повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям.

Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривая картины и рассказывания по ней. Занятие должно быть не сложное для детей. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально. Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия.

По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Он дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается под одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не пользоваться или заменяться литературным тестом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми.

 

Заключение

Таким образом, решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / Алексеева М.М., Яшина В.И. // Учебное пособие. – М.: 1997. - 400с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи, речи детей / Бородич А.М.. – М.: 1981. – 255с.
  3. Павлова, Л. Е.И. Тихеева: воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. / Л. Павлова. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С. 90. [Электронный ресурс]. URL: http://periodika.websib.ru/node/11007
  4. Поддъяков, Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.С. Ушаковой // Проблемы изучения речи дошкольника. – М., 1994. – 196 с.
  5. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/314076
  6. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии – Т.1 – М., 1989. – 570с.
  7. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Тихеева Е.И.. – М., 1981. – 159с.
  8. Ушакова, О.С.  Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: 1993. – 271с.
  9. Ушакова, Т.Н. Речь человека в общении / Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.Д.. – М.: 1989. – 192с.
  10. Флоренская, Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности / Флоренская Т.А. // Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995. – 247с.
  11. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / Фомичева М.Ф.. – М.: 1989. – 239с.
  12. Эльконин, Д.Б. Развитие речи и обучение чтению / Эльконин Д.Б. // Избр. психол. труды. – М., 1989. – 489с.

 

 

 


Информация о работе Методика использования картин в формировании и развитии связной речи дошкольников