Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:31, лекция

Описание работы

Обучение математике в начальных классах начинается с подготовительных занятий. Необходимость их диктуется чрезвычайной неоднородностью состава учащихся 1 класса, как по своим психофизическим данным, так и по подготовленности к обучению. Задачами подготовительного периода являются, во первых, выявление имеющихся у детей знаний, во-вторых, подготовка к изучению систематического курса математики, в третьих, усвоение правил поведения в коллективе, что создает возможность работы с классом в школе.

Содержание работы

1. Пропедевтика обучения математики.
2. Значение изучения нумерации чисел, их связь с вопросами алгебры, геометрии, измерениями величин, решении задач.
3. Основные цели и задачи изучения нумерации целых неотрицательных чисел .
4. Особенности изучения нумерации целых неотрицательных чисел по концентрам.
5. Методика изучения нумерации чисел в пределах 10.
6. Методика изучения нумерации чисел в пределах 20.
7. Методика изучения нумерации чисел в пределах 100.
8. Методика изучения нумерации чисел в пределах 1000
9. Методика изучения нумерации многозначных чисел.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 7.docx

— 24.15 Кб (Скачать файл)

Последовательность  изучения нумерации в пределах 100: повторение нумерации в пределах 10 и 20; изучения нумерации круглых  десятков: изучение нумерации чисел  от 21 до 99 (сначала устной, затем письменной).

При обучении нумерации  в пределах 1000 учащиеся получают понятия  о сотне как новой счетной  единице, учатся считать сотнями, как  раньше счетами единицами и десятками, знакомятся с десятичным составом чисел  в пределах тысячи. Изучение нумерации  в пределах 1000 вызывает не меньше трудностей, чем изучении нумерации в пределах 100. Многие учащиеся не могут представить  себе реального значения 1000, т.е. количества реальных предметов, которое обозначаются числами в пределах 1000. Как при  изучении сотни, затруднение вызывает счет с переходом к новой сотне, а также к новому десятку, например: «двести девяносто девять, двести девяносто десять, двести девяносто  одиннадцать». Счет в обратном порядке  усваивается медленнее, чем по порядку. Больше затруднений, чем при изучении сотни вызывает решение задачи назвать  число на единицу больше данного, место 600 учащиеся могут ответить: «пятьсот девяносто десять». Особенно трудно учащимся назвать число на единицу меньше данного.

По-прежнему, многих учащихся затрудняет понимание позиционного значения цифр в числе. Особенно много  ошибок встречается при записи чисел  с отсутствующими единицами того или иного разряда: вместо 805 они  пишут 85, в место 850 пишут 85. Затрудняет и чтение таких чисел. Отдельные  учащиеся записывают число, начиная  не с высшего разряда единиц, ставя  его на первое место слева. Большие  затруднения испытывают учащиеся при  усвоении десятичной системы счисления, т.е. при усвоении основы систем.

Приступая к изучению нумерации в пределах 1000, учитель  должен тщательно продумать систему  изучения нумерации, подобрать необходимые  пособия, предусмотреть практические работы для учащихся, систему упражнений по закреплению нумерации при  изучении последующих тем.

Последовательность  изучения нумерации:

1. Счет круглыми  сотнями в пределах 1000. Обозначения  круглых сотен цифрами. Образование  нового разряда - единиц тысяч.

2. Счет сотнями  и десятками, образование чисел  из сотен и десятков.

3. Счет сотнями,  десятками и единицами. Образование  чисел из сотен десятков и  единиц.

4. Письменная нумерация  в пределах 1000.

5. Закрепление последовательности  натурального рада чисел I-1000.

6. Закрепление нумерации  в процессе изучения действий.

Несмотря на то, что изучаются числа в пределах 1000, необходимость в использовании  наглядных пособий и даже предметных пособий не снимается. Наиболее распространенными  пособиями, используемыми в школах, являются: 1000 палочек, связанных в  десятки и сотни; 10 квадратов, каждый из которых разделен на 100 клеток; абак; счеты; таблицы с записью круглых  сотен, таблицы с записью круглых  десятков; разрядная сетка; таблица  метрической системы мер; мерная веревка длиной 10 м или 1000 см.

Знакомство с  устной нумерацией в пределах 1000 начинается с повторения:

1. Счета единиц  до 10. 

2. Замены 10 единиц  одним 

3. Счета десятками  до 100 десятков. 

4. Замены 10 десятков  одной сотней.

Ученики ещё раз  наблюдают образец множества, состоящего из 1000 элементов.

При знакомстве с  письменной нумерацией нужно учитывать, что большие затруднения для  учащихся вызывает запись чисел, в которых  единицы одного или двух разрядов равны 0. Поэтому здесь важно соблюдать  определенную последовательность. Сначала  следует познакомить учащихся с  записью полных трехзначных чисел, в которых все три разряда  налицо, затем с записью чисел, в которых единицы первого  или второго разряда равны  нулю. Проводится упражнения на чтение чисел в разрядной сетке. Учащиеся чертят разрядные сетки в тетрадях и записывают в них числа. В  разрядной сетке появляется четвертый  разряд единицы тысяч. Необходимо чтобы  каждый ученик записал по порядку числа от единицы до 1000. Это задание учащиеся выполняют не сразу. Они записывают сначала числа первой сотни, затем второй и т.д. в клетке тех квадратов, которые заготовляли раньше при изучении устной нумерации. Эта работа может выполняться во внеурочное время как домашнее задание.

При изучении нумерации  многозначных чисел можно выделить:

1. Знакомство с  новыми счетными и разрядными  единицами: десятком тысяч, сотней  тысяч, единицей миллионов.

2. Счет до одного  миллиона уже известными счетными  единицами новыми: десятками тысяч  и сотнями тысяч.

3. Отработка прочных  навыков в расчете чисел до  одного миллиона.

4. Знакомство с  понятием класса единиц и класса  тысяч.

5. Анализ многозначных  чисел по десятичному составу,  выделение у числа классов  и разрядов, составление числа  по данным классам разрядам.

Учащимся необходимо показать - где в практике, в жизни  используются те многозначные числа, которые  они изучают на уроках в школе. Нумерация многозначных чисел усваивается  учащимися с большим трудом. Эти  трудности связаны в первую очередь  с тем, что многозначное число  трудно контролировать. Наглядные пособия, которые используются при изучении данной темы: абак, счеты, таблица разрядов и классов.

Трудности, возникающие  у учащихся при изучении также  и темы «Нумерация многозначных чисел», неоднородны. Одни учащиеся довольно быстро усваивают нумерацию, но долго не могут постичь письменную нумерацию, для других оказывается проще  усвоение письменной нумерации, а последовательность счета, десятичный анализ чисел усваивается  медленнее с большим трудом.

Изучения нумерации  многозначных чисел не должно ограничиваться только теми уроками, которые отводятся  на первоначальное знакомство с этой темой. Упражнения на закрепление устной и письменной нумерации должны быть неотъемлемой частью почти каждого  урока математики. Их следует включать в устный счет, арифметические диктанты. От сознательного усвоения нумерации  зависит успех овладения арифметическими  действиями. Целесообразно следующая  последовательность изучения:

1. Повторения нумерации  в пределах 10,100,1000.

2. Нумерация целых  тысяч до 10 000.

3. Нумерация четырехзначных  чисел: а) счет сотнями, десятками,  единицами до 10 000; б) образование  и запись полных и неполных  четырехзначных чисел; в) анализ  чисел;  г) округление числа до указательного разряда.

В такой же последовательности изучается нумерация в пределах 100 000 и 1000 000. 

 


Информация о работе Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел