Методика общеразвивающих упражнений в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:27, реферат

Описание работы

Положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения называются исходными. Они имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость. Изменение исходного положения ведет к перестройке структуры движения. В общеразвивающих упражнениях для дошкольников используются ис
ходные положения для туловища - стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на одном, двух коленях, на четвереньках, а приседе и разнообразные исходные положения для рук и ног.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….1
1. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений..5
2.Исходные положения…………………………………………………...6
3. Правила записи общеразвивающих упражнений ………….………...9
4. Методика обучения упражнениям в младшей группе…....................13
Вывод…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Методика общеразвивающих упражнений в детском сад1.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

 Введение………………………………………………………………….1

1. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений..5

2.Исходные положения…………………………………………………...6

3. Правила записи общеразвивающих упражнений ………….………...9

4. Методика обучения упражнениям в младшей группе…....................13

 Вывод…………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

  • Общеразвивающие упражнения - специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
  • Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, поэтому ему необходимо большее количество кислорода. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию), т.к. значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. При общеразвивающих упражнениях тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений

Основная характеристика общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражнения указанных групп могут быть направлены:

~ На развитие отдельных  двигательных качеств и способностей - силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т.д.;

~ На развитие свойств  психики - внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во  времени и пр.;

~ На повышение функционального  уровня систем организма - упражнения  для тренировки дыхательной, сердечно - сосудистой системы, активизации обменных процессов.

Все общеразвивающие упражнения


   

могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Общеразвивающие упражнения могут выполняться:

* При свободном построении  в звенья, в круг,

* При построении в колонны (передача предметов друг другу), в кругу с большой веревкой,

* Группами с большими  гимнастическими обручами, веревками,

 

2. Исходные положения

Положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения называются исходными. Они имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость. Изменение исходного положения ведет к перестройке структуры движения. В общеразвивающих упражнениях для дошкольников используются ис

ходные положения для туловища - стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на одном, двух коленях, на четвереньках, а приседе и разнообразные исходные положения для рук и ног.

Положение ног

 Основная стойка - пятки вместе, носки врозь, положение рук может быть различным - употребляется как организующий момент перед началом и по окончании упражнений в средней и старшей группах;

 Стойка ноги сомкнуты - носки и пятки вместе;

 Стойка ноги слегка  расставлены (на ширину ступни) для  дошкольников наиболее целесообразна, т.к. обеспечивает устойчивость;

 Стойка ноги врозь - ноги расставлены на ширину  плеч, шага;

 Стойка ноги шире  плеч - ноги широко разведены, носки  слегка развернуты;

 Стойка ноги врозь, правая (левая) впереди - ноги на ширине  ступни, шага, носки слегка развернуты;

 Стойка на коленях - колени, голени и носки опираются  о пол всей длиной, носки вытянуты, руки вниз;

 Стойка в упоре на  коленях - тело опирается на кисти  рук и ноги, согнутые в коленях, колени, голени и носки опираются  о пол всей длиной, носки вытянуты, голова вперед.

Положение рук .

 Руки вперед - прямые  руки подняты на высоту и  ширину плеч, пальцы сомкнуты, ладони  обращены друг к другу;

 Руки вверх - прямые  руки подняты вверх на ширину  плеч и отведены назад до  отказа, ладони обращены внутрь;

 Руки в стороны - прямые  руки подняты на высоту плеч, слегка отведены назад, ладони  обращены вниз;

Руки на пояс - кисти рук опираются о гребень подвздошной кости четырьмя пальцами вперед, локти и плечи отведены назад так, чтобы лопатки сохраняли нормальное положение;

 Руки назад - прямые  руки отведены назад до отказа  на ширине плеч, ладони внутрь;

 Руки перед грудью - согнутые в локтях руки подняты  так, чтобы кисти были продолжением  предплечья, ладони обращены книзу, локти на высоте плеч;

 Руки за голову - согнутые  руки расположены так, что пальцы  касаются затылка, локти отведены  назад, ладони обращены вперед;

 Руки к плечам - согнутые  в локтях руки касаются пальцами  середины отведенных назад плеч, локти у туловища;

Руки перед грудью - согнутые руки находятся на высоте плеч, одно предплечье над другим, кисти согнуты в кулак.

Исходные положения, сидя .

 Сидя ноги вперед - сидя, ноги прямые сомкнуты, носки  оттянуты, слегка развернуты;

 Сидя ноги врозь - ноги  прямые разведены на 30-40, носки  оттянуты, слегка развернуты;

 Сидя ноги сомкнуты - ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу;

 Сидя по-турецки - ноги  согнуты в коленях, одна перед  другой;

 Сидя на пятках - голени  и носки опираются на пол, носки  повернуты внутрь, ягодицы на  пятках, туловище вертикально.

Исходные положения лежа.

* Лежа на спине - ноги  прямые, сомкнуты, носки слегка развернуты, руки вдоль тела ладонями вниз, туловище прямо;

* Лежа на животе - ноги  прямые сомкнуты, руки согнуты  в локтях, ладони (одна на другой) перед собой на полу;

* Лежа на правом (левом) боку - положение с опорой одним  боком, ноги прямые сомкнуты, руки  обычно вытянуты вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правила записи общеразвивающих  упражнений

     Запись общеразвивающих  упражнений ведется в соответствии  с принятой в гимнастике терминологией. Правильная запись содействует  четкости педагогического процесса, облегчает ведение педагогической  документации. Запись упражнения  должна быть краткой, точно отражать  структуру движения, подчеркивая  главное.

     Запись может  быть обобщенной  и конкретной. В обобщенной записи  не указывается  способ выполнения. Например, «стоя, повороты в сторону  с отведением  руки». В конкретной  записи должна  быть дана последовательность  движений, краткая характеристика  некоторых из них:

- исходное  положение;

- направление,  амплитуда  движения тела, рук  и ног;

- способ  выполнения (с  напряжением, расслаблено,  плавно, резко);

- последовательность  движений (сочетание элементов в  комбинированных  движениях);

- темп  и ритм движения, которые обозначаются  соответствующими словами или отражаются в подсчете воспитателя (обозначаются арабскими цифрами: «1—3 – присесть, 4— выпрямиться»);

- конечное  положение  тела, занятое ребенком  после  выполнения упражнения;

- сочетание  фаз дыхания  с частями упражнения.

     Своеобразие  содержания общеразвивающих упражнений  для дошкольников накладывает  отпечаток и на их запись. В  имитационных упражнениях для  детей младшего и среднего  дошкольного возраста название  дается в виде какого-либо образа: «Птички», «Маятник» и так далее. Описание способа выполнения  упражнения также сопоставляется  с образом: присели на корточки, выпрямились, поднимая руки вверх, - «елочки были маленькие, стали  большие». Иногда описание дается  в разговорной форме: «Попрыгаем  как мячики». Такая форма используется  в описании упражнений с предметами: «Показали погремушки – спрятали».

     В упражнениях  для детей среднего  и старшего  дошкольного возраста  чаще всего  дается конкретная  запись.

 Вначале целесообразно  назвать  упражнение («Раскачивание  рук», «Футбол») – это создает  целевую установку,  так как  в движении сразу  выделяется  главное.

     Для краткости  записи используются  сокращения: исходное положение  – и.п.; основная  стойка – о.с.

     Общепринятая  терминология также  позволяет  дать лаконичную и  четкую запись  без особого  разъяснения деталей  техники  каждого упражнения. При  описании исходных положений (стоя, сидя, лежа, на коленях) там, где не  указано, в каком положении находятся  руки, подразумевается – руки  вниз.

     В записи  исходного положения  описание  дается в следующей  последовательности: сначала положение  тела (стоя  отсутствует), ног, затем  рук (руки  с предметом), место  нахождения  предмета.

     Для описания  пути, совершаемого  телом, руками  и ногами, существует  ряд терминов.

     Круг – круговые  движения рук, ног, туловища, головы  по окружности на 3600. Например, из  «и.п. руки к плечам, круги кверху».

     Дуга – движение, выполняемое менее чем на 3600 по  окружности. Например, «дугами вверх».

     Сед (сидя) углом  – сидя с приподнятыми вперед  прямыми ногами, образующими с  туловищем угол, с опорой на  поставленные сзади руки, голова  прямо. Другое положение рук указывается  дополнительно.

     Присед –  полное сгибание ног, опора на  носках.

Полу присед – приседание на половину амплитуды. Угол присев – присед, колени вместе, руки опираются на пол около носков снаружи, голова прямо.

     Наклон –  сгибание туловища в любом  направлении с полной амплитудой  движения в тазобедренных суставах; при наклоне вперед указание  о направлении можно опустить.

     Наклон прогнувшись  – наклон вперед под углом 900, спина прогнута, голова приподнята.

     Наклон вперед-книзу  – туловище наклонено под углом 450.

     Полу наклон – туловище слегка наклонено, голова прямо.

     Наклон с  захватом – наклон вперед, при  котором руки захватывают голеностопные  суставы с подтягиванием коленей.

     Поворот –  вращательное движение тела вокруг  вертикальной оси.

     Мах – обозначает  резкое движение ногами, руками  в каком-либо направлении с  полной амплитудой.

     Пружинистый  наклон – наклон вперед, выполняемый  несколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между наклонами.

     Выпад –  движение с выставлением и  сгибанием ноги.

     Упор на  коленях – туловище опирается  на кисти рук, колени, носки оттянуты, голова прямо.

     Упор на  предплечьях – туловище обращено  к полу, опора на предплечья  и ноги, носки оттянуты, голова  прямо.

     Характер упражнения, степень мышечного  напряжения  указываете дополнительно, если они необычны. Например, «руки плавно вниз».

     Ритм упражнения  описывается  при помощи цифр. Например, «и.п.: о.с. руки на пояс. 1—2 – присесть, спина прямая; 3—4 – и.п.». Две цифры подряд показывают, что движение выполняется медленно. Фаза дыхания указывается в  том случае, если нужно обратить  на это особое внимание. Длительность  вдоха и выдоха также обозначается  несколькими цифрами. При произвольном  дыхании указание о нем можно  опустить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методика обучения упражнениям в младшей группе.

Младший дошкольный возраст Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.31. Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Для выполнения упражнений малышам легче встать в круг. Разбор и раздача пособий должны проводиться очень быстро. Воспитатель заранее готовит пособия, иногда педагог сам раздает предметы. Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат, как их брать, держать. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа. Все упражнения усваиваются только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде.

Информация о работе Методика общеразвивающих упражнений в детском саду