Методика обучения аппликации в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Файлы: 1 файл

контрольная работа гоовая.docx

— 29.19 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Одним из видов  прикладного искусства, где рисунок, узор или орнамент создается путем  наклеивания или нашивки на основной фон разноцветных кусочков ткани или бумаги, является аппликация.

Своеобразие аппликации заключается как в  характере ее изображения, так и  в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью  по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используется локальный  цвет без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов  изобразительной деятельности: детей  радует яркий цвет бумаги, удачное  расположение фигур, большой интерес  вызывает у них техника вырезывания  и наклеивания.

Аппликация  как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей  определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность  усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Цель работы - рассмотреть методику обучения аппликации в старшей группе.    

 

 

 

 

 

 

1. Значение  аппликации в воспитании и  развитии ребенка-дошкольника.

 

Аппликация  считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой  воспитания и обучения в детском  саду» для дошкольников. Знакомясь  на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки  бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения  предметов, овладевают умением в  силуэтной форме, образно, творчески  перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной  деятельности: мастерят красочные настенные  панно, декорации для настольного  и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным  утренникам, украшения для участка  детского сада, подарки младшим детям, родителям.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных  и технических умений, а также  сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает  детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

 

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать  геометрические фигуры, цвета, устанавливать  соотношение частей по величине и  объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает  понятие о ритме, симметрии, гармонии.

У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать  и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный -- короткий, узкий -- широкий, высокий -- низкий, больше -- меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности [4].

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому  оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного  вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно  развивать чувство цвета как  наиболее доступное представление  о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. По принципу контрастного сопоставления  окраски выполняются такие аппликации, как «Ночь», «Поздняя осень», «Зима», «Тракторы на полях». Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов.

Гармоничные сочетания, составленные из близких  по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые  цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей. Дети должны научиться видеть красоту  и передавать ее в соразмерных  формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом  трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты).

У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются  такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным  при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной  художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном  усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается  умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и  необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование  таких черт личности ребенка, как  требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному  делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность  проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

Уровень овладения  умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет  осуществить и определить степень  готовности каждого ребенка к  успешному обучению в школе, дальнейшему  усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

 

2. Аппликация  как вид изобразительного прикладного  искусства.

 

Аппликация (от лат. appllcatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание  отдельных форм и прикрепление их к фону.

Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются  для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для  оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления) [1].

Аппликационные  вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.

Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются  только у середины, а концы его  отстают от фона. Это придает большую  выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации - вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые  геометрические формы, знакомятся с  их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.

Овладению процессом  аппликации помогает вырезывание без  наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).

В детском  саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых  форм (декоративное - из геометрических и растительных форм и предметное - из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание  форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).

Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление  предмета из отдельных частей для  них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или  лепке. Силуэтное вырезывание сложнее  для детей, так как им все время  необходимо сопоставлять общие контуры  предмета с пропорциями отдельных  его частей. Поэтому вырезывание  сложных форм предусматривается  программой только в подготовительной группе.

Аппликация  содержит большие возможности для  развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может  быть составлен как из готовых  геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование  готовых форм в декоративных работах  позволяет дошкольникам сосредоточить  все внимание на ритмичном чередовании  элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.

Навыки, приобретенные  на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным  образом в конструировании, при  изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.

Для аппликационных работ используют белую и цветную  бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу -- белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.

 

Для занятий  в средней, а иногда и в старшей  группе бумагу заранее режут на куски  определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания  домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого  цвета дети вырезывают крышу и  т. д. Такая заготовка поможет  детям сохранить форму, правильно  передать размеры и пропорции  частей домика.

Для старших  дошкольников используются формы разнообразных  цветов и оттенков, так как в  этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и  творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет  задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.

Таким образом, процесс выполнения аппликации требует  довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аппликация  как вид изобразительной деятельности  в старшей группе ДОУ (программа,  тематика занятий, материалы,  оборудование).

 

Дети пяти-шести  лет способны овладеть довольно большим  объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании  и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой  и более сложной формы и  строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций.

Наряду с  вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального  соответствия правой и левой стороны  елочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т. д.; многократно складывая  бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из бумаги ярких  расцветок с дополнительными  наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка детского сада).

Информация о работе Методика обучения аппликации в старшей группе