Методика обучения аппликации в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Файлы: 1 файл

контрольная работа гоовая.docx

— 29.19 Кб (Скачать файл)

Для усиления выразительности некоторых образов  воспитатель должен умело использовать прием обрывной аппликации. Так, дошкольники  могут изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака.

В начале учебного года следует закреплять приобретенное  умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит  форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины).

Задачами  обучения аппликации в старшей группе являются следующие (Косминская В.Б.):

- развивать  умение вырезывать, пользуясь разнообразными  приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

 

- развивать  умение составлять предмет из  нескольких частей и компоновать  узоры на круге, квадрате, прямоугольнике  из геометрических и растительных форм;

- использовать  новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные  оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для  изображения предметов, имеющих  различные очертания.

Вначале вырезывание  прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней  группе, но с большим количеством  деталей (снеговик в шапке, с лопатой  в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях  и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).

В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы  из бумаги, сложенной вдвое, что требуется  при изображении, например, ветки  с листьями, ушей у зайца. Использование  этого приема экономит время и  позволяет создать интересные и выразительные композиции.

Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как  требует развитого восприятия и  аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы -- вазы, листья, овощи и фрукты.

Аппликация дошкольника. Обучение.

В старшей  группе дети знакомятся с приемом  создания формы путем обрывания  краев бумаги, что дает возможность  передать особенности фактуры - пушистость снега, меха.

Развитию  навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность  дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.

 

4. Методы  и приемы обучения аппликации в старшей группе.

 

Основная  задача обучения аппликации детей шестого  года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники  изображают предметы, имеющие различные  очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении  или с передачей несложного движения.

Опираясь  на представления детей и используя  натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.

Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать  натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством  деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки  и т. д. Образец используют в старшей  группе в тех случаях, когда дошкольники  впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять  детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Если детям  дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой  или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик  или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а  затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. [4]

 

Как правило, новые приемы старшие дошкольники  осваивают по показу воспитателя.

Наиболее  сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого  восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

В старшей  группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все  части впоследствии объединяются на общем фоне [3].

Распределение работы между детьми воспитатель  делает в соответствии с их желаниями.

Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники  объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Аппликация - один из видов изобразительной  техники, основанной на вырезании, наложении  различных форм и закреплении  их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы  создания художественных произведений из различных по своим свойствам  и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые  оказывают определяющее влияние  на технику выполнения аппликации.

Полученный  детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью  готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а так же формирования предпосылок сюжетного рисунка  и развития речи на более поздних возрастных этапах.

Занятия аппликацией  при правильном использовании соответствующих  возрасту методов и приемов не только развлекают, но и обучают  и развивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1. Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987. - 289 с.

2. Игнатьев  Е.И. Психология изобразительной  деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

3. Комарова  Т.С. Методика обучения изобразительной  деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991 г. - 369 с.

4. Комарова  Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 305 с.

5. Косминская  В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 388 с.

6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2001.

7. Фрил К. Художественное творчество и ребенок/ Под. ред. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Значение  аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника

2. Аппликация  как вид изобразительного прикладного искусства

3. Аппликация  как вид изобразительной деятельности  в старшей группе ДОУ (программа,  тематика занятий, материалы, оборудование)

4. Методы  и приемы обучения аппликации в старшей группе

Заключение

Список литературы

Приложение


Информация о работе Методика обучения аппликации в старшей группе