Методика обучения детей лепке в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы обучения дошкольников лепки
1.1 Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников
1.2 Развитие изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности творческой изобразительной деятельности дошкольников
1.4 Скульптура, её специфика, материалы и оборудование для лепки
2. Содержание обучения лепки детей дошкольного возраста
2.1 Виды лепки
2.2 Содержание и задачи обучения в старшей группе
2.3 Методы и приемы обучения лепки на занятиях
3. Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников лепки

Файлы: 1 файл

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

             КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

            Государственное бюджетное образовательное  учреждение 

                         среднего  профессионального образования        

                 Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга 

                                                                                           

 

 

Защищена с оценкой___________

Протокол №____от____________

 

 

Курсовая работа

 

Методика обучения детей лепке в дошкольном возрасте

 

             

 

     

 

 

 

 

 

студентки 151 группы

Воробьевой Анны Владимировны

специальность 050704

«Дошкольное образование»

                                                                                Руководитель: Семенова Е.В

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

 

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы обучения дошкольников лепки.
    1. Значение изобразительной деятельности для всестороннего

 развития дошкольников……………………………………………….6

    1. Развитие изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного возраста………………………………………………...13
    2. Особенности творческой изобразительной деятельности

дошкольников………………………………………………………....16

    1. Скульптура, её специфика, материалы и оборудование

           для лепки………………………………………………………………19

  1. Содержание обучения лепки детей дошкольного возраста.
    1. Виды лепки……………………………………………………………25
    2. Содержание и задачи обучения в старшей группе…………………28
    3. Методы и приемы обучения лепки на занятиях…………………....31
  2. Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников

лепки…………………………………………………………………...36

 

     Литература………………………………………………………………….

    

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  проблемы: Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что  «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым  поверхностям предметов, всегда более  или менее скрытым от глаз, и  к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное  изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать  углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это  возможно лишь тогда, когда в опыте  ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение  этих качеств предмета в отличие  от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков.

Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно  теми частями, за которые ребенок  его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку  сведения об отдельных свойствах  предмета, в целостный образ они  не объединяются. Но для изображения  предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет  в совокупности его свойств и  качеств.

Процесс лепки требует  тончайшего анализа и синтеза  объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Своеобразие лепки как  одного из видов изобразительной  деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая  включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).

Дошкольникам доступно овладение  приемами работы лишь с мягкими пластическими  материалами, легко поддающимися воздействию  руки, - глиной и пластилином. Дети лепят  людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как  и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику  овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании.

Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет  в статичном положении, а затем  сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке  также упрощается - объекты, как в  реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы  в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения  в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию  руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные  глиняные работы могут храниться  длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне  групповых занятий.

 

 

Цель исследования: Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме обучения дошкольников методики лепки;
  • Изучить теоретические основы обучения дошкольников лепки;
  • Рассмотреть содержание обучения лепки детей дошкольного возраста;
  • Провести практическое исследование по определению уровня владения приемами лепки и эффективности подобранной методики для детей старшего дошкольного возраста;
  • Определить выводы по дипломной работе;
  • Разработать рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

 Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что обучение старших дошкольников лепки будет наиболее эффективным если педагог:

систематически проводит практическое исследование по определению  уровня владения приемами лепки;

владеет эффективной методикой  обучения дошкольников лепки;

учитывает индивидуальные и  возрастные особенности дошкольников;

Объект исследования: старшие дошкольники на занятиях лепки.

Предмет исследования: методика обучения лепки.

Организация исследования: Дошкольное образовательное учреждение №31 «Аленушка» г. Бугульма, дети старшей возрастной группы (20 человек).

Теоретическая и  практическая значимость исследования: Систематизирован теоретический и практический материал по методике обучения старших дошкольников лепки.

 

 

 

1. Теоретические  основы обучения дошкольников  лепки

 

1.1 Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников

 

Занятия по изобразительной  деятельности, кроме выполнения учебных  задач, являются важным средством всестороннего  развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому  и физическому воспитанию дошкольников. Значение изобразительной деятельности для умственного воспитания Изобразительная  деятельность тесно связана с  познанием окружающей жизни. Вначале  это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи  действий с полученным результатом.

В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет  обусловлен стремлением передать в  изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. О значении рисования для умственного  развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А  это значит, что он глубже проникнет  в самую суть предмета».

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление  о нем, т.е. видеть характерные черты  предмета, их соотношение друг с  другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько  наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными.

Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными  деталями. В результате целенаправленного  обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процессе изобразительной  деятельности уточняются и углубляются  зрительные представления детей  об окружающих предметах. Детский рисунок  иногда говорит о неверном представлении  ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о  правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений  опережает развитие изобразительных  умений и навыков.

Кроме того, иногда дошкольники  сознательно нарушают размеры и  цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры  командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в  яркие цвета и т.п. Чтобы ребенок  мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании  одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи  с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных  форм мышления, связанных непосредственно  с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень  развития мышления - наглядно-образный.

Ребенок на основе умственных операций может представить результат  своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.

Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал.

Последние исследования в  этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется  уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе.

Исследование В.А. Езикеевой  показывает, как изменяется образ, создаваемый  детьми 5-7 лет, в связи с приобретением  ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества.

Значение изобразительной  деятельности для нравственного  воспитания:

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач  нравственного воспитания. Эта связь  осуществляется через содержание детских  работ, закрепляющих определенное отношение  к окружающей действительности, и  воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и  выполнять задание, доводить начатую  работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые  потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение  к изображаемому, так как ребенок  вновь переживает те чувства, которые  испытывал при восприятии этого  явления.

Поэтому большое влияние  на формирование личности ребенка оказывает  содержание работы. Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство  глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного  сближения с коллективом, средством  через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

Информация о работе Методика обучения детей лепке в дошкольном возрасте