Методика обучения детей лепке в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы обучения дошкольников лепки
1.1 Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников
1.2 Развитие изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности творческой изобразительной деятельности дошкольников
1.4 Скульптура, её специфика, материалы и оборудование для лепки
2. Содержание обучения лепки детей дошкольного возраста
2.1 Виды лепки
2.2 Содержание и задачи обучения в старшей группе
2.3 Методы и приемы обучения лепки на занятиях
3. Опытно-экспериментальная работа по обучению дошкольников лепки

Файлы: 1 файл

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

Например, дети лепят уточку-свистульку по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы  знаком детям, поэтому воспитатель  показывает лишь, как из овала вытягивается шея, голова и хвост.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении  образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки.

Для создания отчетливых представлений  нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить  с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и  рассматривать иллюстрации, а также  скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т.д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее  изображение.

Воспитатель, например, говорит: «Дети, мы скоро будем лепить по сказке «Колобок» - про то, как колобок  встречал разных зверей. Я вам прочту сказку и покажу картинки, а вы будьте внимательными, старайтесь запомнить, с кем встречался колобок, - иначе  вам будет трудно лепить.

Сюжетная лепка также  требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с  этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к  занятию может заключаться в  рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Например, дети будут лепить кошку с котятами. Нужно решить, какой должна быть подставка, в каком  положении могут быть котята и  кошка. Следует поощрять интересные композиционные решения.

В процессе занятия воспитатель  следит за каждым ребенком, за тем, как  создается форма предмета, как  передаются пропорции, действия, композиция. Вопросами и советами воспитатель  направляет детей на правильное интересное решение темы. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить играющих котят, вылепил  их в статичном положении, воспитатель  говорит: «Подумай, что нужно сделать  с фигурками, чтобы они были похожи на играющих котят».

Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет свой вопрос: «Подумай, в каком положении могут быть лапы у котят, когда они играют друг с другом». Подобные вопросы  не дают прямых советов, но приучают детей  думать во время занятий над образами.

В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, можно прибегнуть к индивидуальной работе: показать ребенку картинку, уточнить его представления; в крайнем случае, показать способ лепки на отдельном куске глины.

Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые  создаются воспитателем.

Например, перед занятием детям говорят, что вылепленную  посуду они смогут использовать для  игры. Воспитатель добавляет, что  обожженная в муфельной печи посуда очень украсит кукольную столовую, а, следовательно, каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.

Для игры дети используют также  вылепленных птиц, зверей, делая  для них из картона загоны и  клетки. Ситуации могут быть и другого  характера. Детям говорят, что они  будут лепить фигурки для предстоящей  выставки или сделают броши, бусы для мам к празднику 8 Марта.

Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия  может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для  того, чтобы создать у детей  хорошее настроение и направить  их внимание с начала занятия на обдумывание образа. Стихи и загадки  должны давать яркую характеристику образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.

Большое значение для детей  старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который  организуется в виде беседы. Воспитатель  задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нарезана форма, какими способами  лепили.

Иногда оценку работам  дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой.

Работы, выполненные по замыслу  детей, анализируются несколько  иначе: сначала рассматривается  замысел в целом, а потом разбирается  форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих  местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к  себе отдельных детей, и они анализируют  чью-то работу; все изделия размещаются  на специальном столе, воспитатель  и дети стоят около стола, рассматривают  их и беседуют о качестве работ.

Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

Во второй главе мы рассмотрели  виды лепки: Лепка отдельных предметов, сюжетная лепка, декоративная лепка.

Изучили содержание и задачи обучения в старшей группе. Ребенок  на шестом году жизни может анализировать  форму, части предмета и запоминать их. Дети этого возраста намного  самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.

Таким образом, нами сформулированы общие задачи по лепке в этой группе: необходимо у детей развивать  любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представления  о форме предметов, их различии и  сходстве, характерных признаках, положении  в пространстве. Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность.

Известно, что на развитие изобразительной деятельности детей  влияют знание формы предметов, их строение, но не меньшее значение имеет овладение  техническими и изобразительными средствами лепки. В старшей группе усиливается  внимание к умению передавать характерные  особенности формы, а также к  изображению динамики.

Рассмотрели методы и приемы обучения на занятиях: с первых этапов обучения используется натура, что  для детей довольно сложно, так  как ребенку приходится все время  сравнивать с ней свое изделие.

Для создания отчетливых представлений  нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель должен проводить  с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и  рассматривать иллюстрации, а также  скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т.д.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении  образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки.

Сюжетная лепка также  требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с  этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к  занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин.

Большое значение для детей  старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который  организуется в виде беседы.

Работы, выполненные по замыслу  детей, анализируются несколько  иначе: сначала рассматривается  замысел в целом, а потом разбирается  форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Опытно-экспериментальная  работа по обучению дошкольников  лепки

 

Имя

Лепка из целого куска

Лепка из нескольких частей

Лепка с натуры

 

Налепы

Кол-во

баллов

и %

 

Уровень

1

София

3

3

3

2

11

высокий

2

Ваня

2

3

3

2

10

высокий

3

Ксюша

1

2

3

2

8

средний

4

Рома

1

1

1

2

5

низкий

5

Юля

2

3

1

3

9

средний

6

Кирилл

3

2

3

1

9

средний

7

Семен

1

1

2

2

6

средний

8

Василиса

3

3

3

2

11

высокий

9

Даня

2

1

2

3

8

средний

10

Андрей

3

1

3

2

9

средний

итог

Высокий

3

30%

Средний

6

60%

Низкий

1

10%

 

Критерии:

12-10 – высокий

9-6 – средний

5 - низкий

 

~ ~


Информация о работе Методика обучения детей лепке в дошкольном возрасте