Методика обучения пению детей младшего и старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Пение - один из основных видов музыкальной деятельности…………4
Возрастные характеристики особенностей развития слуха и голоса.....8
Необходимость бережного отношения к голосу ребенка……………..11
Разнообразие методов и приемов обучения пению……………………11
Заключение……………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

музыка.docx

— 36.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………...3
  2. Пение - один из основных видов музыкальной деятельности…………4
  3. Возрастные характеристики особенностей развития слуха и голоса.....8
  4. Необходимость бережного отношения к голосу ребенка……………..11
  5. Разнообразие методов и приемов обучения пению……………………11
  6. Заключение……………………………………………………………….19
  7. Список литературы………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение - один из основных видов музыкальной деятельности.

Пожалуй, не найдется такого человека, особенно ребенка, который не любил бы петь. Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого качества – голосом. Важно только научиться правильно им владеть.

Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма. Кроме этого развивается речь, укрепляются легкие и весь голосовой аппарат. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе пения у детей формируется много личностных качеств: чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной стороне.

К сожалению, в современном мире наблюдается явная недооценка хорового пения. Отсюда отслеживается недостаточное эмоциональное воспитание молодого поколения. А ведь раньше в общее образование обязательно входило и музыкальное, что сейчас редкость. И, если в детском дошкольном возрасте на это еще обращается внимание, то уже в школе уроки музыки не всегда считаются значимыми. Знаю это по опыту своей работы в школе. Уроки музыки до сих пор являются “необязательными”, на них отводится минимальное количество учебных часов и находятся они на периферии школьной жизни.

Будучи дирижером-хормейстером и, проработав более 20 лет музыкальным руководителем в детском саду, конечно, уделяю особое внимание развитию певческих способностей детей. Дети поют с большим удовольствием любые песни, важно только правильно помочь им в овладении простейших певческих навыков. Раскрепощаются самые застенчивые и малоактивные дети.

Несомненно, работа над формированием певческих навыков – процесс кропотливый и сложный. Голосовой аппарат ребенка-дошкольника еще не сформирован, голосовые связки тонкие и хрупкие. Поэтому важно относиться к этому бережно: не требовать громкого пения, следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Ежегодно на родительских собраниях разъясняю вопросы охраны детского голоса. Обращаю внимание на излишнее увлечение эстрадными песнями, не соответствующими детскому неокрепшему голосовому аппарату, непонятными детям по смыслу и сомнительными по этическому содержанию.

Проведенный опрос родителей “Какие песни мы поем дома?” выявил, что более 70% современных родителей (а это, как правило, молодежь до 30 лет) не знают колыбельных песен, около 80% этих же родителей не знают и не поют народные песни! А ведь это наша культура. Воздействуя песней на чувства ребенка, мы хотим воспитать у него эмоционально положительное отношение к действительности. Ребенок, выросший на колыбельных, народных протяжных песнях, становится эмоционально устойчивым. Это не означает, что нельзя петь современные и эстрадные песни. Важно только из огромного потока песен выбирать те, которые доступны и понятны детям, а мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей (их диапазону).

При работе над формированием певческих способностей детей важна последовательность и систематичность. Здесь решается несколько задач:

  • формирование у детей певческих навыков, способствующих выразительному исполнению и пению в коллективе;
  • развитие ладового, метроритмического чувства, музыкального слуха;
  • формирование естественного звучания детского голоса, расширение певческого диапазона;
  • воспитание певческого дыхания, дикции;
  • развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения.

Чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обучить детей умениям, которые включают в себя певческую установку, вокально-хоровые навыки. Здесь я применяю различные приемы, доступные детям. Чтобы воздействие песни стало эффективным и понравилось детям, необходимо первое знакомство с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности. Главное – увлечь, заинтересовать детей, добиться, пусть пока, минимального успеха в их творческом самовыражении. Можно в игровой форме использовать различные образы, игрушки, пособия и др.

После знакомства с песней начинается этап разучивания. И здесь есть разнообразие приемов. Вот некоторые из них:

  • пение вслух и “про себя”;
  • контрастное пение – тихо и громко (игра “Эхо”);
  • пение “цепочкой”;
  • пение с движением, с хлопками, с инструментами и т.д.;
  • с закрытым ртом;
  • пение вокализом;
  • пение на распев слогов (игра “Настройщик”);
  • распевка на слоги;
  • пение на одном звуке;
  • пение по сигналу;
  • пение “по секрету”, шепотом;
  • транспонирование в другую тональность;
  • скороговорки; проговаривание стихотворения;
  • пение а-капелла;
  • сольное или ансамблевое пение;
  • пение по рядам, по подгруппам, соло;
  • инсценировка песни;
  • “сыграть” на инструментах мелодию песни (игра “Оркестр”);
  • хор и дирижер; хор и солист;
  • найти попевку по карточке и спеть ее.

На занятиях пою песню или читаю стихотворение, показывая движения, отражающие характер музыки или персонажей, а также высотное положение звуков. Дети зрительно воспринимают рельеф мелодии, ее настроение, точно повторяя движения. В результате устанавливается координация восприятия звучания с двигательным, голосовым и зрительным аппаратами. Таким образом, в процессе пения участвует весь организм, скоординированный как единое целое. Очень помогают в работе использование различных пальчиковых игр с пением (Л.Гусева “Музыкальная радуга”).

Использование всех приемов и методов исключает однообразное повторение, развивает слух, голос, восприимчивость детей к обучению, развивает их духовно, физически и, что очень важно, творчески. Дети пытаются сочинять свои мелодии и маленькие песенки (“Убаюкай мишку”, “Куколка, попляши”, песни на стихи А.Барто, “Придумай песенку по картинке” и т.д.).

Последнее десятилетие наблюдаю тенденцию частого заболевания детей, особенно простудного характера, снижения иммунитета. И это не только из-за климатических условий Крайнего севера.

Чтобы хоть как-то помочь детям меньше болеть, стала вводить на занятиях (например, вместо распевок) дыхательные упражнения (“Шорох листьев”, “Хитрая змея”, дыхательные упражнения из программы М.Картушиной “Зеленый огонек здоровья”, а также распевки на звуки и слоги (игра “Как поет ветер”, “Песенка скрипки”, “Играй, гармонь” и др.). Особое внимание уделяю протяжным песням, как народным, так и современным. Поскольку сама пою в хоровом народном коллективе, замечаю, что при пении протяжных песен развиваются не только легкие, расширяется диапазон голоса, укрепляется певческий аппарат, голосовые связки, активизируются мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата, что дает возможность противостоять простудым и легочным заболеваниям.

За последние несколько лет сочинила более 25 песен и музыкальных игр для детей (сборник “Звонкие капельки”), часть из которых представлены в Приложениях (приложение1, приложение2, приложение3).

Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности. Важно, чтобы дети не потеряли к песне интерес. А эта задача не только музыкального руководителя, но и воспитателей, и родителей, формирующих целостную личность ребенка.

 

Возрастные характеристики особенностей развития слуха и голоса.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки "про себя", с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: "Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны".

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы "подравниваясь" к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.

Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Информация о работе Методика обучения пению детей младшего и старшего дошкольного возраста