Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 00:01, контрольная работа
Методика проведения занятий имеет свою специфику, однако они содержат обязательные структурные части — организацию восприятия, рассмотрение детьми картины и обучение составлению рассказа по ее содержанию. Производительность второй части занятия определенной степени зависит от результативности первой, т.е. от того, насколько эффективно организован процесс восприятия. Итак, педагог для осуществления правильного управления умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях должен овладеть методикой обучения рассмотрения картины и методикой обучения рассказа по ее содержанию.
1.Значение картины для развития мышления и речи ребёнка
2.Понимание особенностей восприятия картин детьми, его тенденции, согласно Е.А. Флёриной
3.Типы картин, используемых в процессе обучения рассказыванию, требования к их отбору
4.Виды рассказов детей по картинам, их особенности
5.Методика обучения описательным рассказам по содержанию картин, методические приёмы, способствующие пониманию художественного замысла, средств художественной выразительности, актуализации опыта наблюдений
6.Специфика обучения детей сюжетными рассказами по содержанию картин. Возрастной аспект в обучении рассказыванию по картине
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
План
1.Значение картины для развития мышления и речи ребёнка
2.Понимание особенностей восприятия картин детьми, его тенденции, согласно Е.А. Флёриной
3.Типы картин, используемых в процессе обучения рассказыванию, требования к их отбору
4.Виды рассказов детей по картинам, их особенности
5.Методика обучения описательным рассказам по содержанию картин, методические приёмы, способствующие пониманию художественного замысла, средств художественной выразительности, актуализации опыта наблюдений
6.Специфика обучения детей сюжетными рассказами по содержанию картин. Возрастной аспект в обучении рассказыванию по картине
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются
мыслительные операции, появляются новые
знания и умения, а значит, совершенствуется
и речь. Однако мыслительные и языковые
навыки дети приобретают лишь в общении
с окружающими. По мере того, как ребенок
растет, общение усложняется по своему
содержанию, что в свою очередь влечет
за собой усложнение речевых форм, в которых
оно протекает.
"Изменение образа жизни ребенка, возникновение
новых отношений со взрослыми и новых
видов деятельности приводит к дифференциации
функций и форм речи. Возникают новые задачи
общения, заключающиеся в передаче ребенком
взрослому своих впечатлений, полученных
вне непосредственного контакта со взрослыми.
Возникает форма речи -сообщения в виде
монолога-рассказа о пережитом и виденном".
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний
- сложный и длительный процесс, требующий
умелого педагогического воздействия
и руководства.
Развитие речи ребенка дошкольника
осуществляется в процессе повседневной
жизни, а также на занятиях.
В свою очередь постепенное овладение
связной речью существенно влияет на интеллектуальное
развитие малыша: он все совершеннее пользуется
речью как средством общения и мыслительно-познавательной
деятельности.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют.
Ученые определяют ряд факторов, влияющих
на глубину и адекватность восприятия
детьми картин. Из них: уровень художественно-эстетического
восприятия ребенка, его жизненный и художественный
опыт, доступные для понимания содержание
и тематика картины, а также правильно
организованный процесс рассматривания
картины. Особенности восприятия и осознания
детьми картин учитываются в методике
обучения рассказывания по содержаниюкартины.
Методика проведения занятий имеет
свою специфику, однако они содержат обязательные
структурные части — организацию восприятия,
рассмотрение детьми картины и обучение
составлению рассказа по ее содержанию.
Производительность второй части занятия
определенной степени зависит от результативности
первой, т.е. от того, насколько эффективно
организован процесс восприятия. Итак,
педагог для осуществления правильного
управления умственной и речевой деятельностью
детей на этих занятиях должен овладеть
методикой обучения рассмотрения картины
и методикой обучения рассказа по ее содержанию.
2. Понимание особенностей восприятия картин детьми, его тенденции, согласно Е.А. Флёриной.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
В методике развития речи обучение рассказыванию по картине (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.
Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.
Е.А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму, построение).
Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей 3 – 6 лет); затруднения при восприятии светотеневого рисунка; затруднения малышей 3–5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
3. Типы картин, используемых в процессе обучения рассказыванию, требования к их отбору.
Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.
При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося действия. Широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О.И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.
Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.
Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п.
Общие требования к организации работы с картиной:
1.Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3.После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4.Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5.Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Занятия по картине имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.
В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.
На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.
Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.
Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».
Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
4. Виды рассказов детей по картинам, их особенности.
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.
2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3. Рассказ по последовательной
сюжетной серии картин. По существу
ребенок рассказывает о
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины И передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей (корова и лошадь, корова и теленок, свинья и поросенок).
Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.
Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»)
Информация о работе Методика обучения рассказыванию по картине