Методика обучения рассказыванию по картине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Методика проведения занятий имеет свою специфику, однако они содержат обязательные структурные части — организацию восприятия, рассмотрение детьми картины и обучение составлению рассказа по ее содержанию. Производительность второй части занятия определенной степени зависит от результативности первой, т.е. от того, насколько эффективно организован процесс восприятия. Итак, педагог для осуществления правильного управления умственной и речевой деятельностью детей на этих занятиях должен овладеть методикой обучения рассмотрения картины и методикой обучения рассказа по ее содержанию.

Содержание работы

1.Значение картины для развития мышления и речи ребёнка
2.Понимание особенностей восприятия картин детьми, его тенденции, согласно Е.А. Флёриной
3.Типы картин, используемых в процессе обучения рассказыванию, требования к их отбору
4.Виды рассказов детей по картинам, их особенности
5.Методика обучения описательным рассказам по содержанию картин, методические приёмы, способствующие пониманию художественного замысла, средств художественной выразительности, актуализации опыта наблюдений
6.Специфика обучения детей сюжетными рассказами по содержанию картин. Возрастной аспект в обучении рассказыванию по картине
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрольня работа МРР .doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Методика обучения  описательным рассказам по содержанию картин, методические приёмы, способствующие пониманию художественного замысла, средств художественной выразительности, актуализации опыта наблдений.

 

   Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

   Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и   давать положительные результаты.

   Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.

 

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной  речи на основе отображения увиденного.

 

Виды описательного  рассказа:

- фиксация изображенных  на картине объектов и их  смысловых взаимосвязей;

- описание картины  как раскрытие заданной темы;

- развернутое описание  конкретного объекта; 

- словесно-выразительное  описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

 

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

 

Виды рассказов:

- фантастическое преобразование  содержания;

- рассказ от имени  изображенного (представляемого)  объекта с заданной или самостоятельно  выбранной характеристикой. 

   Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

   Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

 

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

·   самостоятельного анализа ситуации или объекта;

·   развития децентрации (умения менять точку отсчета);

·   развития замыслов-идей будущего продукта.

6. Специфика обучения детей сюжетными рассказами по содержанию   картин. Возрастной  аспект в обучении рассказыванию по картине

   Картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

   Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1. упражнение способности к наблюдению;

2. поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);

3.развитие языка ребенка.

 

    Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельности. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.

   Большая радость, которую доставляют ребенку, начиная со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятий у него проявляются уже начатки функций высшей формы — чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста.

   Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая сюжетную картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

   При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.

   По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей.

   Надо стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали развитию в детях эстетического чувства.

   Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворить все запросы текущей работы. Помимо картин, назначаемых для вывешивания на стене, должен быть подбор сюжетных картин, классифицированных по темам, назначение которых — служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Воспитательницы, владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами.

   Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

   К четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность, готовить детей к составлению небольших связных повествований.(27,98)

   Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связанно пересказать или составить собственный рассказ, можно использовать наглядный план, который готовится воспитателем. На плане изображают последовательность основных эпизодов (3-4 ключевых эпизода) рассказа, к каждому из которых могут быть нарисованы или нанесены условно (схематически) главные персонажи, объекты (человек, животное, дерево). Такой план помогает ребенку соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем.

   Основным достижением в речевом развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передней план выдвигается общение со сверстниками.

 

Для удовлетворения своих  деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует всю палитру имеющихся у него средств: и ситуативные непроизвольные высказывания, и неречевые средства (жесты, мимику, движения, и контекстную понятную на основе использованных языковых средств) речь.

   В старшем дошкольном возрасте трудно переоценить роль наглядности. В частности, рассказывание по серии сюжетных картин оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи. В этом возрасте дети уже умеют правильно воспринимать содержание картины и создавать по ней связный рассказ.

   В подготовительной группе используются все разновидности рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин.

   В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.

   Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин следует начинать с младшего дошкольного возраста проходя путь от простого к более сложному. (23,78)

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1.Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: пособие для студ. Сред. пед. учеб.заведений /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160 с.

2.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400с.

3.Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: пособие для воспитателей детского сада/Э.П.Короткова. -М.: Просвещение, 1982.-128с.

4.Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада; под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984.-223с.

5.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебн. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/Н.А. Стародубова. -М.: Академия, 2006.-256с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика обучения рассказыванию по картине