Методика повышения квалификации педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:06, статья

Описание работы

Конец 20 века – переломный момент в истории Украины, как, в принципе, и в 14 странах постсоветского пространства. Давайте так, на минуточку, повернем время вспять и вспомним 1991г., когда украинцы на вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?», подписанного 24 августа Верховным Советом Украинской Советской Социалистической Республики, 90,32 процента однозначно ответили: «Да». С этого момента перед украинским обществом встал исконно славянский вопрос «Что делать?» Как жить дальше? Ведь теперь мы носим гордое имя Украина – независимое государство. Носим уже на протяжении 20 лет. Понятным было на тот момент только одно: быть переменам, ведь перед Украиной раскрылись новые возможности, открылось не только окно, а целые двери в Европу.

Файлы: 1 файл

повышение квалификации учителей.docx

— 465.77 Кб (Скачать файл)

Конец 20 века – переломный момент в истории Украины, как, в  принципе, и в 14 странах постсоветского пространства. Давайте так, на минуточку, повернем время вспять и вспомним 1991г., когда украинцы на вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?», подписанного 24 августа Верховным Советом Украинской Советской Социалистической Республики, 90,32 процента однозначно ответили: «Да». С этого момента перед украинским обществом встал исконно славянский вопрос «Что делать?» Как жить дальше? Ведь теперь мы носим гордое имя Украина – независимое государство. Носим уже на протяжении 20 лет.  Понятным было на тот момент только одно: быть переменам, ведь перед Украиной раскрылись новые возможности,  открылось не только окно, а целые двери в Европу.

Глобальные изменения затронули все сферы деятельности украинского общества, в том числе и систему образования, а современное переосмысление сущностей и целей образования, в свою очередь,  повлекло за собой не только пересмотр его содержания и технологий, но и изменение взглядов на деятельность учителя и на требования к его личности.

Между тем, к сожалению, ни общественность, ни чиновники, ни эксперты не могут четко и ясно сказать  о том, какая школа нужна Украине, а соответственно какие требования выдвигать современному учителю. Классическое образование или упор на высокие технологии? Единообразие ради национального сплочения-или тенденции развития  западноевропейских стран? А ведь за плечами 20 лет становления и развития независимой Украины.

Но последние годы показали, что Украина все-таки взяла курс на единое образовательное пространство, к которому стремятся наиболее развитые страны мира: Германия, Англия, США, Швейцария...

Возможно, понять направление в развитии украинского современного образования будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира. Я постараюсь кратко ознакомить вас с национальными школьными традициями Германии, Великобритании, США и Швейцарии. А затем попробую ответить на два вопроса, ответы на которые и есть целью данного выступления: Какая система больше других подходит в качестве ориентира для современной украинской средней школы и, что может позаимствовать украинский учитель для повышения своей квалификации у зарубежных коллег?

Германия

Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную  структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы, что мы наблюдаем и в украинском образовании. Хотя система образования в Германии в наши дни куда более диверсифицирована и, по отзывам ряда аналитиков, менее демократична. До сих пор в Германии существует система наказания, даже физического.

Итак, обучение в школе  начинается в возрасте 6 лет и  обязательно в течение 9, а в  некоторых землях 10 лет.

Первой ступенью в школьной системе является начальная школа: I – IV классы, в некоторых землях I – VI классы. Здесь дети учатся с 6 до 10 лет читать, считать, писать. Особенно в первые 2 года широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в III и IV классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе. Различия среди начальных школ состоят, главным образом, в наличии и качестве дополнительных занятий. Преподавание основ знаний поставлено так, что позволяет учителю самостоятельно устанавливать требования к ученикам, организовывать и проводить дифференцированное развитие понимания и речи, наблюдательности. В 3 – 4 классе переходят к оценочным занятиям (выставление оценок). Дважды в год ученик получает табель успеваемости с оценками от 1 до 6. Необходимым условием занятий является постоянное повторение и углубленное понимание упражнений. С 3 класса переходят к письменным работам, которые оцениваются отметками. Свободное место в школьном учебном плане способствует углубленным наблюдениям, встречам, беседам и организации особых мероприятий – праздников, каникул.

В конце обучения в начальной  школе оценивают знания по предметам: немецкий язык и математика.

В третьем классе родителей  информируют о возможностях выбора школы для продолжения обучения их ребёнка.  Как гласят германские законы, выбор школы происходит индивидуально  для каждого ученика в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатом приемных экзаменов. Поскольку же уровень развития и наличие рекомендаций связан с тем, в какой начальной школе учился ребенок, выбор школы часто зависит и от возможностей семьи, т.е если возможности семьи изначально были низкими и не позволяли выбрать хорошую школу, прорваться в ряды элиты чрезвычайно трудно, почти невозможно. Но не будем забывать, что образование в Германии имеет статус обязательной, поэтому приходит черед старшей школы - с 10 до 19 лет. Здесь специализация и социальное расслоение среди школ становится явным.

Итак, типы средних школ в Германии следующие: основная или народная школа – рассчитана на 5-6 лет обучения. Этот вид учебного заведения нацелен, прежде всего, на получение профессии, тоесть предполагает последующее обучение в профтехучилище; реальная школа – рассчитана на 6 лет обучения, причем высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет; Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы, в реальной преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык, так и спецкурсы. На более высоком уровне ведется преподавание математики. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии – учреждение, где дают самое основательное образование, дающее доступ  к высшему образованию. Там обучение длится 8-9 лет.

В течение учебы происходит отсев школьников, который особенно велик после X класса, а также на переходе из средней на старшую ступень  гимназии (XI – XIII классы). Оканчивают гимназию в XIII классе лишь половина из тех, кто  поступил в нее. Это не удивительно, ведь гимназия специализируется по трём основным направлениям: гуманитарному (языки, литература, искусство), общественному (общественные науки) и техническому (естественные науки, математика, техника). По окончании обучения выдаётся диплом о среднем образовании (Abitur). Немецкий Abitur является эквивалентом украинского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level.

Основные школы, реальные школы и гимназии построены на фундаменте знаний начальной школы: в 5 – 10 классах всех школ преподаются  математика, немецкий, английский, физика, химия, биология, история, социология, спорт, искусство и/или музыка, а  также религия. Общее число учебных уроков в неделю – сначала 29, в последних классах до 34.

 Кроме данных трех типов, существуют также общие школы – они сочетают различные особенности гимназий и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование.

Помимо государственных  школ, аттестаты гособразца выдают также и частные учебные заведения. Это, как правило, религиозные, элитарные, закрытые школы. Спектр образовательных услуг, которые оказывают частники, шире государственного – например, только в таких школах можно получить немецкий аттестат для школьника-иностранца.

Право на поступление в ВУЗ дают все типы школ, существующие в Германии.

 

 

 

 

 

 

 

Великобритания

Что же наблюдаем в системе  образования Англии? Ну прежде отмечу, что образование в Великобритании считается наиболее самобытным в Западной Европе и, вместе с тем, едва ли не самым престижным.

Итак, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и украинцев. С чем это связано? Ну начнем с того, что суть тщательно выстроенного британского среднего образования - «Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов»

В британском образовании  существует два сектора: государственный (бесплатный) и частный (платный). Согласно законодательству, учиться бесплатно  могут все граждане Великобритании в возрасте от 5 до 18 лет, а также  иностранцы, родители которых имеют  право на постоянное проживание в  стране.

Бесплатное среднее образование, безусловно, гарантирует государство, однако (аналогично Германии) для успешной карьеры нужно закончить «правильную» школу. А такие школы традиционно  частные (именно такова была превалирующая  форма собственности до ХХ века) и обходятся родителям достаточно дорого.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования  Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии  имеются свои традиционные особенности. Современная система образования  Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему  дальнейшего образования и высшее образование.

В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Система обязательного образования  охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания  учебы дети не сдают экзамены и  не получают свидетельств об окончании  учебного заведения. В начальной  школе основное время посвящено  изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные  часы распределены между уроками  арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

В системе среднего образования  Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также  технические и современные средние  школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них  обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают  выпускников начальных школ с  различным уровнем умственных способностей и возможностей. Объединенные школы  были организованы с целью создания равных возможностей для получения  образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. В грамматических школах дается общее  полное среднее образование и  осуществляется подготовка учащихся к  обучению в высших учебных заведениях. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

Все школьное образование  направлено на подготовку ребенка к  сдаче экзамена на британский сертификат о среднем образовании General Certificate of Secondary Education (сокращенно GCSE).Сдача экзаменов GCSE (сертификат о получении общего среднего образования) в 15–16 лет становится важной ступенькой для получения дальнейшего образования или обретения необходимой специальности. Программа GCSE включает широкий выбор гуманитарных и естественнонаучных предметов, а также разных видов искусства и спорта. Таким образом, школьники имеют возможность выявить свои реальные таланты. Наличие сертификата GCSE является обязательным для всех граждан Великобритании, но для поступления в вуз его недостаточно – необходимо иметь сертификат A-level или IB (международный бакалавриат), который школьники получают, сдавая экзамены в 17–18 лет.

Характерным для британского  среднего образования есть то, что  ученики и их родители имеют возможность  самостоятельно выбирать предметы. Также  углубленно изучается  4-6 предметов, можно освоить и другие предметы в меньшем объеме учебных часов.

Одним из самых характерных для Соединенного королевства типов средней школы – это интернат, традиция которых восходит к раннему Средневековью. Изначально эти школы появились при монастырях, в частности бенедиктинских. Хотя монастырские пансионы-школы были благотворительными, вот уже полтысячелетия британские интернаты являются платными.

Характерными для Великобритании являются и частные школы.

В Британии до сих пор  сильны традиции раздельного обучения мальчиков и девочек. Особенно хорошо это заметно в мире традиционных boarding schools, среди которых большинство именно «раздельных». Однако школы «новой формации» в основном, наоборот, смешанные.

Система дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат  большого количества разнообразных  колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Все заведения системы  дальнейшего образования находятся  под контролем местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии. По сравнению  с предыдущими годами, в общем  студенческом контингенте растет численность  учащихся дневного обучения. С 60-х годов  в системе дальнейшего образования  произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было дано право  присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием.

Информация о работе Методика повышения квалификации педагогов