Методика повышения квалификации педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:06, статья

Описание работы

Конец 20 века – переломный момент в истории Украины, как, в принципе, и в 14 странах постсоветского пространства. Давайте так, на минуточку, повернем время вспять и вспомним 1991г., когда украинцы на вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?», подписанного 24 августа Верховным Советом Украинской Советской Социалистической Республики, 90,32 процента однозначно ответили: «Да». С этого момента перед украинским обществом встал исконно славянский вопрос «Что делать?» Как жить дальше? Ведь теперь мы носим гордое имя Украина – независимое государство. Носим уже на протяжении 20 лет. Понятным было на тот момент только одно: быть переменам, ведь перед Украиной раскрылись новые возможности, открылось не только окно, а целые двери в Европу.

Файлы: 1 файл

повышение квалификации учителей.docx

— 465.77 Кб (Скачать файл)

Профессиональное обучение осуществляется в объединённых школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятости. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.

В Британии до сих пор  сильны традиции раздельного обучения мальчиков и девочек. Особенно хорошо это заметно в мире традиционных boarding schools, среди которых большинство именно «раздельных». Однако школы «новой формации» в основном, наоборот, смешанные

Есть ли соответствие между  этапами британской и украинской образовательных систем? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Формально  сертификат GCSE в Великобритании соответствует  украинскому неполному среднему образованию (а это девять классов  средней школы). Аттестату о среднем  образовании (одиннадцать классов), в свою очередь, соответствует сертификат A-level. В действительности же, когда наших ребят принимают в английские школы, учитывается, прежде всего, их возраст, успеваемость и уровень владения английским.

США

Образование в США представляет собой сложную для освещения  тему, поскольку система образования США строится на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей.

Однако, несмотря на эту сложность, американская система образования  поддается общему описанию.

В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру  самостоятельно. От Гавайев до Делавэра, от Аляски до Луизианы в каждом из 50 штатов страны действуют свои законы в области образования. Одни из них  являются сходными для всех штатов, другие же присущи лишь тому или  иному штату. Но тем не менее:

Во-первых: во всех штатах молодежь обязана ходить в школу. Однако здесь имеются различные возрастные ограничения. В большинстве штатов молодежи положено учиться до 16 лет, а в некоторых - до 18. Таким образом, каждый ребенок в Америке получает по крайней мере 11-летнее образование независимо от пола, расы, вероисповедания, успеваемости, физических недостатков, степени владения английским языком, наличия гражданства или статуса иммигранта. (Несмотря на то, что некоторые члены Конгресса выступают за предоставление штатам полномочий отказывать детям незаконных иммигрантов в праве на муниципальное образование, внесенное предложение на этот счет не стало законом.)

Во-вторых: современная система  образования США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную  «всеохватывающую» школу (полное среднее  образование – 12 лет обучения) и  так называемые после средние  учебные заведения (профессиональные и высшие).

В-третьих: несмотря на то, что в США нет общенациональной программы обучения, некоторые предметы преподаются практически во всех начальных и средних школах страны. Так, например, почти в каждой начальной школе учащиеся проходят математику, словесность (чтение, грамматика, письмо и литература); чистописание, точные и общественные науки (включая историю, географию, права и обязанности гражданина, экономику), а также занимаются физкультурой. Во многих школах детей учат пользоваться компьютерами, которые также стали неотъемлемой частью преподавания других дисциплин.

Итак, в возрасте около 5 лет  американские дети идут в начальную (элементарную) школу, которую заканчивают к 12. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры. Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение. Это произошло из течения прогрессивного образования начала XX века, которое учило, что ученики должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий.

Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в  зависимости от школьного округа), после чего ученик идёт в среднюю  школу.

Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В  младшей средней школе (юниор  хай скул) (VII–IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных).

Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.

В средней школе также  начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые  учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий.

 

В последнее время такие  классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики  считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.

Высшая (старшая) школа (high school) — последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. Так что обычно американцы, как и украинцы, заканчивают среднее образование в 16-17 лет.

В старшей школе ученики  могут выбирать свои классы более  свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые  устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:

• 3 года естественных наук (год химии, год биологии и год  физики);

• 3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах, как  правило, делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);

• 4 года литературы;

• 2—4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю  и государственное устройство США;

• 1—2 года физкультуры.

Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2—4 года иностранного языка.

Остальные классы ученики  должны выбирать сами. Набор таких  классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового  положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:

• дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);

• иностранные языки (чаще всего испанский, французский и  немецкий; реже японский, китайский, латынь и греческий);

• изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);

• игровое искусство (театр, оркестр, танец);

• компьютерная техника (пользование  компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);

• издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);

• труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).

В некоторых случаях ученик может вообще не учиться ни в одном  из учебных классов.

Отметки, как в школе, так  и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A — лучшая отметка, F — неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно  или неудовлетворительно в зависимости  от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или  «−».

В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B — за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее.

Те, кто получил среднее образование, могут поступать в общественные колледжи, также называемые начальные колледжи , технические колледжи  или городские колледжи, которые после двухгодичного обучения, выдают степень сравнимую со средним специальным образованием.

Другая возможность продолжить обучение — поступить в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра.

Примерно 85 % детей обучаются  в государственных школах. Большая  часть остальных идут в платные  частные школы, многие из которых  — религиозные. Наиболее распространена сеть католических школ, которой положили начало ирландские иммигранты во второй половине XIX века.

Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Существуют даже интернаты, собирающие учеников со всей страны, такие как  Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире. Стоимость обучения в таких школах составляет для родителей порядка 50 000 долларов США в год.

 

Менее 5 % родителей по разным причинам решают обучать своих детей  дома. Некоторые религиозные консерваторы не хотят, чтобы их детей учили  идеям, с которыми они не согласны, чаще всего теории эволюции. Другие считают, что школы не могут удовлетворить  нужды их отстающих или, наоборот, гениальных детей. Третьи хотят защитить детей от наркотиков и преступности, которые являются проблемой для некоторых школ.

Швейцария

Конституция Швейцарии провозглашает  всеобщее обязательное среднее образование  для всех граждан с 6 до 16 лет, гарантирует  доступность и бесплатность образования  в стране, а также отвечает за соответствие дипломов о типе и уровне образования различных кантонов между собой.

Отличительной особенностью школ в Швейцарии является то, что  они ориентированы на всестороннее и гармоничное развитие детей. При  этом в процессе обучения детям предоставляется  большая степень свободы, чем  в британских школах, здесь не составляются рейтинги, и в процессе обучения не гонятся за высокими показателями успеваемости. Ведь гораздо более  важным является привить каждому  ребенку общечеловеческие ценности, расширить его кругозор, а так  же дать ему возможность изучить  одновременно несколько иностранных  языков.

Необходимо отметить, что  свобода, по-швейцарски, это, прежде всего, ответственность за свои поступки, но, ни в коем случае не разгильдяйство.

Швейцарцы справедливо считают  обучение священным процессом, в  который, прежде всего, должны быть вовлечены  душа, руки и голова человека.

Но а теперь о каждой ступеньке школьного процеса подробнее.

Начальная школа в Швейцарии  начинается рано — учиться дети начинают в 4 года. При школах, как  правило, есть подготовительное отделение. В настоящее время в Швейцарии  идет процесс присоединения дошкольных учреждений к школам.

Начальное образование в  Швейцарии обязательно и бесплатно  в государственных школах. В большинстве  кантонов начальное образование  длится 6 лет. Начальная школа общедоступна: при принятии в школу первоклашек  нет ни тестов, ни экзаменов. Учебная  программа рассчитана в среднем  на 23-32 уроков в неделю .

Сильная сторона образования  в Швейцарии — многоязычие. По стандартам государственной учебной  программы выпускники средней школы  обязаны владеть тремя языками: двумя государственными на выбор  и английским. Изучение языков начинается ещё в детском саду, а иностранный  язык в начальной школе — один из основных предметов.

Обязательное среднее  образование в Швейцарии —  это начальная школа и первая ступень среднего образования - это 3 (в некоторых кантонах 4) класса, таким образом, обязательно обучение с 6 до 15 лет.

Полное среднее образование  рассчитано на дополнительные 3-4 года обучения в старшей средней школе. Аттестаты зрелости Maturité gymnasiale ученики получают в 18-19 лет.

В конце первой ступени  среднего образования происходит разделение учеников на тех, кто способен учиться  по академической программе дальше и готовиться к учёбе в университете и на тех, кто успехов не демонстрирует. Последние уходят из школы и проходят подготовку к получению аттестата о среднем профессиональном образовании - Maturité professionnelle. Швейцарская система образования демократична — Maturité professionnelle не означает невозможность получения высшего образования. В Швейцарии высшее образование бывает двух видов: академическое (университетское) и прикладное (профессиональное). Maturité professionnelle даёт возможность поступления в прикладные вузы Швейцарии (все высшие учебные заведения кроме университетов).

Те, кто прошёл на следующий  уровень школьного образования  —полного среднего -, в течение 3 лет проходят подготовку к сдаче экзаменов на получение аттестата зрелости Maturité gymnasiale.

Особенность Швейцарии в  том, что в этой стране отсутствует  единый государственный стандарт школьного  образования. Здесь есть школы, работающие по стандарту образования как  собственно Швейцарии, так и почти  всех крупных стран мира. Это объясняется  тем, что традиционно в Швейцарии  работало очень много иностранцев, да и сама Швейцария состоит из трёх частей — немецкой, французской  и итальянской.

Информация о работе Методика повышения квалификации педагогов