Методика преподавания юридических дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Традиционные методы обучения правовым дисциплинам. Их виды, положительные и отрицательные стороны.

Файлы: 1 файл

методика преподавания правовых дисциплин.docx

— 31.42 Кб (Скачать файл)

Вариант 10

 

  1. Теоретический вопрос:

Традиционные  методы обучения правовым дисциплинам. Их виды, положительные и отрицательные стороны.

 

Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное  усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил  и творческих способностей.

Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин преподаванием  следует считать условным, поскольку  учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и  воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что  дано преподаванием, это сложный  процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого  опыта, накопленного человечеством  в виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями и способами.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах  деятельности и социальных взаимоотношений  учащихся (производительный и общественно  полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

Процесс познания учащихся протекает  в совместной деятельности с учителем, под его руководством. Учитель  направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями  и особенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое обоснование  знаниям, которым овладевают учащиеся, он изыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями, нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки.

Процесс обучения происходит в постоянном общении учащихся с  учителем, что оказывает большое  влияние на характеры протекания познавательной деятельности.

Познавательная деятельность учащихся протекает также в общении  со сверстниками. На базе этого создаются  многообразные отношения, которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену и научной информацией, поддержке  и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов учебного труда.

В современном понимании  для обучения характерны следующие  признаки:

цель (общая как приспособление к жизни), задачи;

совместная деятельность учителей и учащихся;

преподавание (руководство  со стороны учителя);

учение (самостоятельная  работа учащихся);

организация процесса;

соответствие закономерностям  возрастного развития учащихся;

сочетание технологичности  и творчества учителей и учащихся;

соответствие требованиям  жизни;

одновременное осуществление  воспитания, развития, формирования учащихся.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлению к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект  специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной  деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Необходимость комплексной  реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического  процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают  функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При  этом образовательная функция связана  с расширением объёма, развивающая  – со структурным усложнением, а  воспитывающая – с формированием  отношений (В.В.Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции  состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков  с целью их использования на практике.

Научные знания – главный  компонент образования включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В  соответствии с образовательной  функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Конечным результатом  реализации образовательной функции  является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способности  мобилизовать прежние знания для  получения новых, также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного  действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия  учебной деятельности и предусматривают  её постепенное усложнение. Для выработки  навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция. Воспитывающая функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации  общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать  определённых взглядов, убеждений, отношений, качеств к личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция. Правильно  поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной  направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществления развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления.

Процесс обучения учащихся в  школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Управление процессом обучения предполагает прохождение определённых этапов в  соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой  педагогической деятельности:

планирование;

организация деятельности учащихся;

регулирование (стимулирование) процесса обучения;

контроль (стимулирование активности и самостоятельности);

оценивание;

анализ результатов решения  педагогической задачи.

Исторически первым известным видом  систематического обучения является широко применявшийся древнегреческим  философом Сократом и его учениками  метод отыскания истины путём  постановки наводящих вопросов. Он получил название метод сократической  беседы – постановкой вопроса  учитель возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика  и сам, рассуждая, в поисках ответа на него вёл мысль ученика по пути познания.

Догматическое учение – первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главными видами были слушание и механическое заучивание.

Объяснительно – иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебный процесс  наглядности. Основная цель этого обучения – формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционной школы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.

Самостоятельное добывание  знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом  это выглядело так: на вводном  занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания, отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематичность обучения

Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала

Нерациональное распределение  времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в  материале, а достижение высоких  уровней предполагается за счет домашних заданий.

Организационная четкость

Отсутствие самостоятельности

Постоянное эмоциональное воздействие  личности педагога

Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Слабая обратная связь, усредненный  подход, отсутствие индивидуального  обучения


 

 

  1. Практическое задание:

Составить конспект занятия по праву.

Методика  обучения – метод проектов. Возраст учащихся – 11 класс. Предмет (тема) – на усмотрение студента.

.

План урока

Тема: Административное правонарушение.

Учебный предмет: Основы права

Ожидаемые результаты:

В ходе занятия  учащиеся смогут:

Получить знания о действующем  законодательстве в области административного  права;

Совершенствовать умения работы с   текстом КоАП;

Анализировать жизненные ситуации и сравнивать их с нормами административного права;

Совершенствовать навыки распределения обязанностей при работе в группе; 

 

В результате занятия учащиеся смогут:

Расширить представления о правовой культуре в области административного  права;

Уметь правильно поступать в  жизненных ситуациях, связанных с совершением или предотвращением административных правонарушений;

Описание  идеи занятия: занятие проводится в 11 классе (профиль – социально-правовой), 2 год обучения по курсу: Основы права. 

В процессе работы по данному курсу были выявлены проблемы:

Проведение входной диагностики  и результаты психологического мониторинга  по блоку – «Интеллект» показали, что у учащихся  данного класса повышенный уровень инфантилизма и слабая мотивация в получении учебных результатов.

Аттестация в 11 классе и результаты промежуточной аттестации показали удовлетворительный уровень коммуникативных навыков

Подготовка  к итоговой аттестации и успешная социализация выпускников;

Данный урок является вторым уроком по теме: Административное право

На уроке  работа учащихся организуется следующим  образом:

- работа  в малых группах для обсуждения  проблемы;

- работа  с текстом документа с целью  выделить существенные признаки

Административного правонарушения 

- представление  результатов работы с целью  совершенствования навыков публичного  выступления и организации активного  слушания с выполнением работы  по заполнению таблицы;

- самооценка  деятельности.

А для создания комфортного эмоционального настроя  определяется работа, которая вызвала  интерес у класса и поощряется устными комментариями участников обсуждения.  

Основные  понятия:

Правонарушение – виновное общественно вредное деяние.

Субъект правонарушения – это тот, кто совершает проступок.

Объект  правонарушения – это общественные отношения, на которые направлено противоправное посягательство. Это могут быть и определенные ценности, значимые для общества, и жизнь, здоровье людей, общественный порядок.

Вина – психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деяние – осознанное поведение в форме действия или бездействия.

Действие – сознательное, волевое, активное поведение человека.

Бездействие – пассивное поведение, которое может быть противоправным

Административное  правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов Федерации установлена административная ответственность. (Певцова Е.А. Основы правовой культуры. Учебное пособие для 10-11 классов. Москва,Русское слово, 2006г.)

Вопросы занятия:

·        Существуют ли правонарушения не опасные для общества?

·        Чем правонарушение отличается от преступления?

·        Чем административные правонарушения отличаются от других видов правонарушений?

·        Что такое деяние? 

 

Материалы:  

Информация о работе Методика преподавания юридических дисциплин