Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:02, реферат
В своих трудах по «Системе» К.С. Станиславский писал: «На нашем актёрском языке «понять» - означает: «почувствовать». Это говорит о том, что знание теоретических положений системы К.С. Станиславского приобретают какое-либо значение для актёра только тогда, когда он умеет применить его на практике. А для этого актёру необходим регулярный психофизический тренинг, вырабатывающий необходимые профессиональные навыки и умения. Поэтому практические занятия для воспитания актёра занимают главное место. И это одинаково справедливо для любой из театральных дисциплин:
- и для актёрского мастерства,
- и для сценической речи,
- и для сценического движения.
Государственное
образовательное бюджетное
среднего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»
(ГОБУ СПО «ИОКК»)
РЕФЕРАТ
Методика преподавания театральных дисциплин
Выполнила: студентка 3 ЭТ Малгатаева В.Ю.
Проверила: Аюрова Б.Ц.
Иркутск 2013 г.
1. Типовая структура урока театральных дисциплин.
В своих трудах по «Системе» К.С. Станиславский писал: «На нашем актёрском языке «понять» - означает: «почувствовать». Это говорит о том, что знание теоретических положений системы К.С. Станиславского приобретают какое-либо значение для актёра только тогда, когда он умеет применить его на практике. А для этого актёру необходим регулярный психофизический тренинг, вырабатывающий необходимые профессиональные навыки и умения. Поэтому практические занятия для воспитания актёра занимают главное место. И это одинаково справедливо для любой из театральных дисциплин:
- и для актёрского мастерства,
- и для сценической речи,
- и для сценического движения.
Каждая из этих дисциплин призвана формировать психофизический аппарат актёра своими специфическими средствами:
- сценическая речь –
через его вербальное
- сценическое движение
– через его невербальное
- актёрское мастерство
– через его психические
Таким образом, все театральные дисциплины имеют:
- общий объект воздействия
(психофизический аппарат
- общую генеральную форму обучения (практические занятия);
- общую главную цель (умение действовать в образе).
А это значит, что в театральной педагогике вполне правомерны и возможны:
- комплексные тренинговые уроки (совмещающие упражнения по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению);
- универсальные упражнения
(в частности – актёрские
- общая типовая структура урока.
Согласно общей типовой структуре урок по театральным дисциплинам делится на три неравные по продолжительности части:
1) Настройка психофизического
аппарата ученика на
2) Содержательная часть
урока (упражнения – тесты,
проверяющие степень
3) Закрепление вновь в
творческом акте (в упражнении
– импровизации, в подготовленном
этюде, в этюде – импровизации)
В зависимости от конкретного назначения урока продолжительность его, а так же временные пропорции его частей могут варьироваться.
Так, например, если это урок
по освоению нового материала, то оптимальная
продолжительность его
Если же это – зачётный урок по конкретной теме, тогда часть I займёт 10 – 15 минут, часть II – от 60 минут до 90 минут, а часть III отсутствует.
Если это разминочный тренинг перед репетицией спектакля, то он будет состоять из части I и части III в пропорции 10 минут к 20 минутам (и в этом случае тренинг будет комплексным – сразу по трём дисциплинам; актёрское мастерство, сценическое движение и сценическая речь).
Если это разогревающий тренинг перед спектаклем – он будет состоять только из части I и длиться 10 – 15 минут.
2. Методика проведения уроков актёрского мастерства.
Результатом творческой работы актёра является сценический образ, в котором актёр живёт на сцене подлинными сценическими переживаниями (эмоциями). Но создать сценический образ можно только погрузившись в состояние творческого вдохновения, т.е. подсознательного процесса, неподвластного воле человека. Равно как и подлинную эмоцию человек не может вызвать по собственной воле, потому, что и эмоция приходит к человеку невольно, как результат подсознательных процессов. (Сознательно человек может только изобразить эту эмоцию).
Итак, вмешиваться в работу своего подсознания человек не может. Но научиться увлекать своё подсознание творческой работой в нужное для себя время человек, как это выяснилось, способен. И главной целью системы К.С. Станиславского явилось – выработать систему сознательных приёмов, способную включать в работу творческую природу человека (Станиславский сформулировал девиз: «От сознательных приёмов - к подсознательному творчеству!»).
При этом главным возбудителем
подлинного сценического переживания
К.С. Станиславский назвал действие
(которое является так же и главным
материалом актёрского искусства). Вот
почему главной педагогической задачей
уроков актёрского мастерства является
воспитание в ученике умения действовать
в образе. Но эту задачу можно
решить только посредством последовательного
развития в ученике таких
- чувственное восприятие и память чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, мышечных ощущений);
- воображение и фантазия;
- актёрская наивность
(вера в художественный
- сценическое общение и взаимодействие с партнёрами;
- нацеливание всего творческого
процесса на выполнение
- подчинение своего
Ну а для развития в ученике всех вышеуказанных навыков Константин Сергеевич (а позднее – его последователи) придумал целый ряд психофизических упражнений и этюдов.
Итак, методика проведения уроков актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского заключается в том, чтобы:
1) обрести рабочее самочувствие
(концентрация внимания, снятие мышечных
«зажимов», приведение
2) настроиться на подлинное
(органичное, целенаправленное, целесообразное
и продуктивное) действие в предлагаемых
обстоятельствах роли (при помощи
включения всех актёрских
3) поддерживать это подлинное
действие (при помощи внимания, логики
и последовательности простых
действий, актёрской наивности и
т.д.) до момента достижения
А программа обучения должна быть составлена так, чтобы от урока к уроку ученик осваивал по одному – двум навыкам:
- сначала научиться обретать рабочее самочувствие,
- потом осваивать навыки
к воспроизведению памяти
- характерность роли (внешняя и внутренняя).
При составлении программы отдельных уроков полезно исходить из принципов:
а) выполнение упражнения учениками по словесному заданию педагога (для развития «экрана внутренних видений ученика);
б) комплексность педагогических
задач в каждом упражнении и уроке
(что позволяет развивать
в) контрастность упражнений
(по принципу: одиночное - групповое, физическое
– интеллектуальное, быстрое –
медленное и т.д.) для поддержания
работоспособности ребят и
г) последовательность и плавность перехода от лёгких упражнений к трудным (что уменьшает риск возникновения «актёрских вывихов»).
3. Методика проведения уроков сценической речи.
Три главные театральные дисциплины (актёрское мастерство, сценическая речь и сценическое движение) имеют одну общую цель: научить будущего актёра действовать в образе на сцене. Но у каждой из этих дисциплин есть своё особой назначение, свой подход к решению этой задачи. Актёрское мастерство воспитывает в первую очередь внутреннюю (психическую) технику ученика. Сценическая речь и сценическое движение воспитывают в ученике, прежде всего внешнюю технику, позволяющую ему сделать видимым и слышимыми внутренние душевные движения сценического образа.
Таким образом, дисциплина «Сценическая
речь» предназначена для
- слышна и благозвучна,
- внятна,
- понятна по мысли каждому из зрителей, сидящих в зале.
Поэтому сценическая речь, прежде всего, учит правильному звучанию (фонационный тренинг), грамотному и внятному произношению (дикционный тренинг), грамотному построению фразы, умению не терять речевых характеристик (громкости звучания и разборчивости речи) во время различных физических действий (рече-двигательная координация).
И только тогда, когда ученик освоил в достаточной степени эту, техническую, сторону владения речью, можно приступать к освоению элементов словесного действия:
- передаче при помощи
речи внутренних видений (
- передаче мысли (на
материале публицистической
- овладению подтекстом (на материале авторской сказки);
- овладению образностью слова (на материале тех же сказок, а так же стихов).
И тогда, когда ученик в должной степени овладел всеми элементами словесного действия по отдельности, необходима работа, в которой должны быть использованы все элементы словесного действия одновременно. Как правило, учебным материалом для этого можно использовать событийный отрывок из прозаического произведения, или небольшой по объёму рассказ, или достаточно крупный монолог из драматургического произведения.
При этом, в отличие от уроков актёрского мастерства, преимущественно проходящих в форме групповых и малогрупповых занятий, преимущественной формой уроков сценической речи являются индивидуальные занятия. А самостоятельную работу по сценической речи гораздо эффективнее проводить не поодиночке, а в паре с кем-нибудь из соучеников.
Работа над голосом
и дикцией, с которой начинается
курс сценической речи, не прекращается
в течение всего периода
а) комплексности педагогических задач в каждом упражнении,
б) контрастности упражнений,
в) последовательности и постепенности в переходе от наиболее лёгких к более трудным упражнениям.
4. Методика проведения уроков сценического движения.
Три главные театральные дисциплины (актёрское мастерство, сценическая речь и сценическое движение) имеют одну общую цель: научить будущего актёра действовать в образе на сцене. Но у каждой из этих дисциплин есть своё особой назначение, свой подход к решению этой, общей для них, задачи. Актёрское мастерство воспитывает в первую очередь внутреннюю (психическую) технику ученика. Сценическая речь и сценическое движение воспитывает в ученике, прежде всего, внешнюю технику, позволяющую ему сделать видимыми и слышимыми внутренние душевные движения сценического образа.
Таким образом, дисциплина «Сценическое движение» предназначена для воспитания у ученика тела, способного пластически воспроизводить все тончайшие душевные процессы, переживаемые сценическим образом.
Но для того, чтобы решать такую сложную творческую задачу, как выразительное пластическое отражение мыслей и чувств сценического образа, тело актёра должно быть подготовлено технически; т.е. телу ученика необходимо предварительно привить необходимые технические навыки, среди которых самыми главными являются:
а) непроизвольное кинестетическое внимание (т.е. постоянный автоматический контроль состояния мышц);
б) ловкость (или, что-то же самое, мышечная свобода в выполнении актёром любого физического действия на сцене);
в) ритмичность, как писал К.С. Станиславский: «У каждой человеческой страсти, состояния, переживания есть свой темпо-ритм. Каждый характерный внутренний или внешний образ имеет свой темпо-ритм. Словом, каждую минуту существования внутри и вне нас живёт тот или иной темпо-ритм… Темпо-ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, создающими настроение в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе».
Только тогда, когда вышеуказанные три навыка более или менее освоены учеником, можно приступать к воспитанию пластичности ученика (т.е. к умению выразительно действовать на сцене). Главными составляющими этого умения являются:
а) целенаправленность (каждое физическое действие на сцене должно решать в данный момент только одну задачу);
б) экономичность (на каждое физическое действие должно быть затрачено ровно столько усилий, сколько оно требует – ни больше, ни меньше);
в) точность выполнения действия (точное соответствие физического действие между его логикой, темпо-ритмом и мышечным напряжением).
Информация о работе Методика преподавания театральных дисциплин