Методика преподавания театральных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:02, реферат

Описание работы

В своих трудах по «Системе» К.С. Станиславский писал: «На нашем актёрском языке «понять» - означает: «почувствовать». Это говорит о том, что знание теоретических положений системы К.С. Станиславского приобретают какое-либо значение для актёра только тогда, когда он умеет применить его на практике. А для этого актёру необходим регулярный психофизический тренинг, вырабатывающий необходимые профессиональные навыки и умения. Поэтому практические занятия для воспитания актёра занимают главное место. И это одинаково справедливо для любой из театральных дисциплин:
- и для актёрского мастерства,
- и для сценической речи,
- и для сценического движения.

Файлы: 1 файл

методика преподавания.docx

— 29.40 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективной  формой проведения занятий по сценическому движению является групповое занятие, но обязательно подкреплять групповую  форму обучения индивидуальными (либо малогрупповыми) занятиями для устранения индивидуальных ошибок.

Вышеизложенные методические требования к дисциплине «Сценическое движение» легли в основу многочисленных методик обучения, главными из которых  являются:

а) школа И.Э. Коха (петербургская  школа),

б) школа А.Б. Немеровского (московская школа),

в) школа на основе «Биомеханики», разработанной Вс.Э. Мейерхольдом.

Подбор упражнений для  уроков сценического движения осуществляется по 4-м главным принципам:

выполнение упражнения по словесному заданию педагога;

комплексность педагогических задач в каждом упражнении;

контрастность упражнений;

последовательность и  плавность перехода от лёгких упражнений к более трудным.

 

 

 

 

5. Методика проведения  уроков по гриму.

Сценическую технику актёра условно можно подразделить на две  категории:

1. Внутренняя техника (управляющая  внутренними, психическими процессами  человека);

2. Внешняя техника (управляющая  телом и речью актёра, поз-воляющая максимально ясно и ярко выразить волевые посылы, мысли и эмоции сценического образа в окраске той индивидуальной характерности, которая присуща этому образу).

Техника гримирования относится  к внешней актёрской технике, позволяющей максимально ярко выразить индивидуальные особенности сценического образа.

Однако с самых первых уроков по технике гримирования очень  важно донести до студентов, что  сам по себе грим, нанесённый на лицо актёра – всего лишь мёртвая маска, сама по себе не способная заменить живое лицо сценического образа. Грим способен лишь подчеркнуть те или  иные (возрастные, национальные, индивидуальные) черты сценического образа и не должен скрывать живую выразительность  лица актёра.

Помня о том, что нанесённый на лицо грим вредно влиять на кожу, начинать занятия по гриму необходимо с  изучения правил гигиены в гриме  и нанесения грима на лицо. Продолжать уроки по гриму можно только после  того, когда правила гигиены полностью  освоены всеми студентами.

Следующим этапом освоения техники  грима должно быть изучение анатомических  основ грима (изучить анатомическое  строение лица, разбираться, где и  какие могут быть на лице человека впадины, выпуклости, морщины); освоение схемы грима полного лица, схемы  грима старческого лица и грим человека среднего возраста.

Только тогда, когда студенты изучили и осознали те закономерности, по которым одно лицо отличается от другого, когда они научились  при помощи грима менять внешность  лица в нужном им направлении, можно  переходить к жанровому изучению грима.

Лучше всего начинать с  самого простого: концертного грима (назначение которого – оттенить рельефность  лица, подчеркнуть самые выразительные  ораны лица – глаза и губы).

Далее – изучение характерного грима (изменение формы носа при  помощи гумоза, национальный грим, мимические выражения лица).

И завершать уроки грима  целесообразно изучением специфического грима:

- клоунский грим,

- сказочный грим,

- грим сказочных зверей.

При изучении возрастного, характерного грима, клоунского и сказочного грима, необходимо так же научить студентов  подбирать и надевать соответствующие  гриму парики, наклеивать на лицо растительность (бороды, усы, ресницы и т.д.)

В проведении уроков по гриму  вам помогут следующие учебники:

 

1) Когтев Г.В. «Грим и  сценический образ». М.; Сов. Россия, 1981 г. 

2) Школьников С.П. «Основы  сценического грима». Минск, Вышэйшая школа, 1976 г.

3) Сыромятникова И.С. «Технология грима». М., Высшая школа, 1991 г.

 

6. Методика обеспечения  аудиторных практических занятий  театральными дисциплинами.

Практические занятия  театральными дисциплинами складываются из трёх главных направлений:

а) аудиторная работа под  непосредственным руководством педагога;

б) самостоятельная аудитория  работа студентов по заданию и  под непосредственным контролем  педагога;

в) самостоятельная внеаудиторная  работа студентов по заданию педагога с последующим предъявлением  педагогу результатов этой работы.

Аудиторная работа со студентами проводится по следующей типовой  схеме урока:

I. Настройка психофизического  аппарата учеников на работу;

II. Контроль и закрепление  навыков и знаний, приобретенных  на предыдущих уроках;

III. Освоение нового материала  (темы урока);

IV. Закрепление вновь освоенного  материала в творческом акте (импровизационном  упражнении, выполняемом студентами  под контролем педагога).

Первый этап урока полезно  начинать с выполнения студентами самостоятельной  работы – так называемого зачина. Она заключается в том, что  студенты демонстрируют педагогу короткий (3 – 5 мин.) этюд, самостоятельно ими  сочинённый на любую злободневную тему, которая их волнует. Такой приём  приучает учеников ещё до начала урока  настраивать своё внимание и направление  мыслей на предстоящий урок. Далее  педагог проводит с учениками 3 – 4 упражнения, настраивающие психофизический  аппарат учеников на предстоящую  работу.

Второй этап проводится на материале предыдущего урока: либо повторяются те упражнения, которых  осваивался необходимый профессиональный навык на предыдущем уроке, либо новые  упражнения, в которых отрабатывается тот же навык, либо старые упражнения комбинируются с новыми. После пополнения упражнений педагог, оценивший степень практического усвоения учениками ранее пройденного материала, может устроить короткую беседу или контрольный опрос, чтобы проверить степень осознания ими своих навыков.

Третий этап урока начинается либо в форме теоретической беседы, продолжающей теоретическую беседу второго этажа (с последующим  выполнением практических упражнений, прививающим ученикам навыки, отвечающие теме настоящего урока), либо, наоборот, с практических упражнений, отвечающих теме, настоящего урока (с последующей  теоретической беседой, помогающей ученикам осознать те новые навыки, которые они осваивали в упражнениях  практически).

Четвертый этап служит закреплению  учениками вновь освоенного навыка путём включения его в импровизируемый  учениками этюд на тему, заданную педагогом.

Подбор упражнений для  занятий рекомендуется осуществлять из ниже приведенных учебников и  сборников упражнений:

а) по актёрскому мастерству: К.С. Станиславский «Работа актёра надо собой» и «Работ актёра над  ролью»; М.А. Чехов «О технике актёра»; С.В. Гиппиус «Гимнастика чувств»; З.Я. Корогодский «Начало», и т.д.;

б) по сценической речи: З.А. Савкова «Как сделать голос сценическим», Г.Ф. Саричева «Техника сценической речи», В. Серёжников «Техника речи», учебники по речи Э.М. Чарели, учебники по речи А. Васильева и т.д.;

в) по сценическому движению: И.Э. Кох «Сценическое движение», «Основы  сценического движения», А. Немеровский «Пластическая выразительность актёра».

 

При работе с авторским  материалом рекомендуется использовать в первую очередь классическую (мировую  и отечественную) литературу как  наиболее глубокую по идейному содержанию и эстетике, т.к. материал должен играть и воспитательную роль по отношению  к ученикам.

 

 

7. Методика проведения  над сценическим этюдом.

Учебный этюд отличается от упражнений тем, что в упражнении отрабатывается преимущественно один какой-то элемент актёрского мастерства, а в этюде – сразу все  элементы.

Этюд – это обязательно  событийный, относительно короткий, эпизод жизни, сочиняемый исполнителями импровизационно прямо на площадке. Длительность его, как правило, заранее не оговаривается (в зависимости от фантазии его участников он может длиться и 3 минуты и целый час), а главным критерием, определяющим его временные границы, служит его сюжетная завершённость – т.е. в начале этюда должна завязаться конфликтная ситуация между действующими в нём лицами, которая должна развиваться в течение всего этюда и разрешиться в его конце.

То есть этюд – это очень  маленький спектакль, который сочиняется прямо по ходу его исполнения. И, так же как спектакль, этюд должен содержать в себе; тему (о чём он повествует), идею (что хотели сказать этим этюдом его авторы), исходные предлагаемые обстоятельства (где, когда и с кем происходит импровизируемая история), событийный ряд (то есть постепенное и логичное развитие заложенного в нём конфликта – от исходного события, в котором конфликт завязывается к основному событию, в котором начинается борьба между его действующими лицами, далее – к центральному событию, в котором накал борьбы доходит до высшей точки кипения, где одна из борющихся сторон одерживает решающую победу, далее – к центральному событию, в котором накал борьбы доходит до высшей точки кипения ,где одна из борющихся сторон одерживает решающую победу, далее – к финальному событию, в котором побеждённая сторона прекращает оказывать сопротивление и борьба прекращается и, наконец, к главному событию, в котором и обнаруживается идея всего этюда).

А кроме того этюд, как  и спектакль, должен быть выдержан в  определённом жанре, диктующим и  отбор предлагаемых обстоятельств, и способ существования актёров  на сцене. И, конечно же, он должен иметь вполне определенную сверхзадачу (а для этого участники этюда должны иметь в своей душе какую-то причину, заставляющую их сочинять этюд на такую именно тему и с такой именно идеей.

Забота надо этюдом может  быть одноразовая (один раз его сымпровизировали - и оставили эту работу), или продолжаться в течении нескольких занятий. Но, в отличие от репетиций спектакля, где, в результате работы закрепляется текст, написанный драматургом, и мизансцены, найденные в совместной работе актёров с режиссёром, в процессе работы над этюдом уточняются и закрепляются только исходные предлагаемые обстоятельства, характеры действующих лиц и сверхзадачи действующих лиц. А произносимый в этюде текст и миз-ансцены каждый раз должны импровизироваться, т.е., рождаться у исполнителей здесь и сейчас. И в этом – одна из существенных различий между спектаклем и этюдом.

В учебном процессе используется большое разнообразие учебных этюдов (на заданную тему, на оправдание заданных слов или заданных действий, на выполнение конкретной задачи, на действие в конкретных обстоятельствах, на чистую импровизацию, и т.д. и т.п.), и в каждом отдельном  случае правила сочинения этюда так или иначе варьируются. Но так или иначе, прежде чем выходить на площадку и начинать импровизацию этюда, необходимо обговорить (если в этюде несколько действующих лиц) или установить для себя (если этюд одиночный) исходные предлагаемые обстоятельства:

- места (где это происходит),

- времени (когда это  происходит),

- действие (кто я, почему  я здесь оказался и чего  хочу добиться).

По количественному составу  этюды можно классифицировать на: одиночные, парные, групповые (3 -5 человек) и массовые (когда в них принимает  участие вся группа 8 – 10 человек).

 

1. Корогодский З.Я. Начало. – Спб, «ГУП», 1996.

2. Кристи Г. Воспитание  актёра школы К.С. Станиславского. - М., «Искусство», 1968.

3. Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоноговаю. - Спб, «ГАТИ», 2003.

4. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. – Спб, «Речь», 2006.

5. Гиппиус С.В. Гимнастика  чувств (любое издание).

6. Лоза О. Актёрский  тренинг по системе Станиславского. – М., «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2010.

7. Полищук В. Актёрский  тренинг. Всеволод Мейерхольд. –  М., «АСТ», 2010.

8. Сарабьян Э. Актёрский тренинг по системе Г. Товстоногова. – М., «АСТ», 2010.

9. Чехов М.А. О технике  актёра (любое издание).

10. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра (любое издание).

11. Вербовская, Головина, Урнова. Искусство речи. М., «СТД»,1977.

12. Савкова З.В. Как сделать  голос сценическим. – М., «Искусство», 1975.

13. Серёжников В. Техника  речи (любое издание).

14. Кох И.Э. Сценическое  движение (любое издание).

15. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актёра (любое издание).

16. Когтев Г.В. Грим и  сценический образ. – М., «Сов. Россия», 1981.

17. Школьников С.П. Основы  сценического грима. – Минск,  «Вышэйшая школа», 1976.

18. Сыромятникова И.С. Технология грима. – М., «Высшая школа», 1991.


Информация о работе Методика преподавания театральных дисциплин