Методика проведения внеклассных мероприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

В совершенствовании преподавания русского языка в национальной школе, в вооружении нерусских учащихся прочными знаниями по русскому языку, в при-витии им прочных речевых умений и навыков (практической русской речи) наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей

Содержание работы

Введение

Глава 1. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальной школе

1.1. Организация внеклассной работы по русскому языку
1.2.Значение внеклассной работы
1.3. Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
1.4. Принципы организации внеклассной работы по русскому языку
1.5. Содержание внеклассной работы по русскому языку
1.6. Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

Глава 2. Методика проведения внеклассных мероприятии
2.1.Кружок как один из видов групповой внеклассной работы
2.2.Олимпиады по русскому языку
2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая сря.docx

— 67.15 Кб (Скачать файл)

 

К массовым видам внеклассной  работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги, праздник поэзии), выставки (например, выставка детских  книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и некоторые другие.

Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие эпизодически, один-два раза в год. Например, регулярно  один раз в две недели проводятся занятия кружка русского языка; регулярно  раз в месяц  выпускаются листки русского языка и стенная газета; ежедневно или один-два раза в неделю организуются передачи по школьному радио на русском языке. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, один-два раза в год.

Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между  собой. При планировании внеклассной  работы необходимо учитывать частоту  проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Кружок как  один из видов групповой внеклассной  работы

 

Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) кружок по праву занимает ведущее положение. Хотя в старших классах кружок может рассматриваться в рамках “клуба по интересам”.

Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой  внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Количество кружка обычно не бывает меньше 10-ти человек  и не более 20-ти.

Кружок относится к  групповым формам работы с закрепленным составом учащихся.

Созданию кружка русского языка должен предшествовать более  или менее длительный подготовительный период, во время которого с учениками  проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпускаются газеты и бюллетени, организуются часы занимательной грамматики и т.п.

Созданию кружка могут  предшествовать также массовые формы  внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы и т.п., организуемые для старших по возрасту школьников.

Агитационной цели организации  различных форм внеклассной работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед  о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками  богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке в во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия (занятия клуба по интересам - лингвистического профиля).

Что касается периодичности  занятий, то в практике кружковой  работы сложилась традиция проводить  занятия кружка раз в две недели. Однако, чем моложе ученики, тем меньше должны быть перерывы между занятиями. Здесь берется меньший объем материала для одного занятия, время его более ограничено, задания для самостоятельных наблюдений невелики и не столь сложны (хотя уровень сложности каждый учитель выбирает сам в зависимости от общей подготовленности, уровня знаний детей группы, наличия общего интереса).

Вопрос о содержании кружковой  работы является наиболее острым и  сложным. В связи с тем, что  деятельность этой формы внеклассной  работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут  заниматься ученики, должны ли занятия  подчиняться одной теме или допускается  разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.

Кроме участия в занятиях кружка, где проводятся наблюдения над фактами языка, решаются задачи и выполняются другие различные  упражнения, ученики выполняют небольшую  самостоятельную работу по какой-то индивидуально выбранной теме. О  своих наблюдениях ученики сообщают на занятиях, а наиболее интересные доклады читают и в более широкой аудитории.

Ученики VII - VIII классов имеют  возможность участвовать в работе микрокружка, где изучаются особенности языка того или иного автора или отдельного произведения.

Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность  работы, требуют непременного планирования. В плане работы кружка обычно указывается  последовательность тем, примерные  формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий  на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное  количество занятий по той или иной теме.

План конкретного внеклассного занятия может содержать подробное  описание всего хода работы и должен предусматривать не только последовательность этапов и виды работы, но и конкретные задания разной степени трудности, которые могут выполняться теми или иными участниками по указанию руководителя кружка и по их собственному выбору.

Занятия кружков с разноплановой  тематикой (кружков занимательной  грамматики) и кружков, работающих над  одной темой, не одинаковы по своей  структуре.

    Для кружков по занимательной грамматике обязательна опора на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. Теоретическая часть нередко на таких уроках отсутствует. Практические работы (а они являются основой занятия) строятся с учетом имеющихся у школьников знаний, которые в процессе решения задач и выполнения упражнений обогащаются.

При всем разнообразии структуры  тематического кружка сохраняются  единые требования: систематичность  и системность работы, занимательность  формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Кружок любого типа, помимо обычных, будничных занятий, включает и другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие.

Основным, наиболее часто  встречающимся кружком является Кружок русского языка (или Кружок любителей русского слова).

Такой кружок может касаться любых языковых вопросов. Это позволяет  легко подобрать материал, однако следует конкретно определять вопросы, над которыми работает кружок.

Этот кружок является как  бы “введением” в науку о языке  и, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики, призван  пробудить в учащихся глубокий интерес  к грамматике, лексике, стилистике и правописанию.

Однако там, где учащиеся уже почувствовали вкус к работе по русскому языку, гораздо целесообразнее вести один из тематических кружков.

Темы для организации  кружка русского языка могут быть различными: Кружок культуры речи, Кружок стилистики, Кружок лексики, Кружок любителей  русской фразеологии, Кружок этимологии, Кружок диалектологии и топонимики.

 

Пример: Кружок занимательной грамматики.

На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются  вопросы, связанные с грамматикой.

Опыт таких кружков  показывает, что занятия можно  строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных  занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения.

В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера.

Они помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться  в практической пользе грамматики.

Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учета времени  его изучения. Этот путь более широкий.

В занимательной форме  можно и повторять пройденное, и закреплять текущий материал, и знакомить с еще не изученными грамматическими темами.

В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением  творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такой кружок не только расширяет и углубляет  знания, но и прививает любовь к  внеклассной работе, воспитывает  языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.

Однако занятия такого кружка не могут сводится только к грамматическим играм. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое - литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи (скажем, деепричастий или таких предлогов, как благодаря).

При разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить  и формы и методы работы. Стоит  учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ  руководителя кружка лучше достигает  цели, чем неумелый ученический пересказ. Если материал детям знаком, то занятие заканчивается живой беседой.

Определенное время на занятиях отводится наблюдениям над текстом и упражнениями.

Несомненно велика роль игр на таких занятиях. Игровой момент вносится и в серьезный материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей.

Варианты тем для кружков  настолько различны, насколько высоко желание к данному вопросу  у учителей, ведущих кружки внеклассной  работы по русскому языку.

 

Нельзя не отметить, что  перечисленные выше факторы создают  очень благоприятную почву для  развития непосредственно логического  мышления подростков. Задача учителя - строить занятия кружка так, чтобы  были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.

Тематический вечер - это  отчет кружка русского языка о  своей работе. Но в подготовке и  проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.

 

Подготовка вечера делится на 4 этапа:

Выбор темы и девиза.

Собирание материалов о языке  и их отбор в процессе обсуждения.

Подготовка отдельных  номеров (репетиции, работа над произношением).

Составление программы вечера.

 

Предположим, что указанный  кружок объединяет учащихся старших  классов. Это означает, что в подготовке вечера участники кружка максимально  самостоятельны. Учитель здесь - старший  товарищ и режиссер-постановщик.

Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц до намеченного срока.

На одном из заседаний  кружка учитель предлагает выбрать  тему вечера (она же будет и его  названием) и подобрать девиз, раскрывающий смысл того, о чем будет сказано.

Когда кружковцы определились с темой, намечаются основные направления  в раскрытии темы и подбор материалов. Ученики приносят различные журналы, газеты, книги, выписки и вырезки, листки календаря и т.п., в которых  есть интересные сообщения о русском  языке. Отбирается то, что относится  к теме, помогает ее понять. Для этого  проводится заседание кружка, на котором  анализируется все, что собрано  детьми.

 

Когда материалов достаточно, начинается работа над составлением отдельных номеров. Используется накопленный  материал, высказывания великих людей  о русском языке. Можно инсценировать  рассказы, например, “Живая грамматика”  Ф. Кривина, подобрать музыку к инсценировкам; отдельно прочитать стихотворения, сделать сообщения “Почему мы так говорим” и т.д.

Перед участниками ставится задача не только рассказать о том, как богат, красив, ярок, силен, точен  русский язык, но и показать, что  этим языком они свободно владеют.

Как правило, речь кружковцев более правильна и литературно по сравнению с речью остальных ребят. Однако, все равно приходится много работать над тем, чтобы каждое слово произнесенное со сцены, было правильным и выразительным. Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи. Ребята прислушиваются к тем, кто владеет орфоэпической нормой; отмечают недостатки в своей речи и в речи окружающих; стараются говорить “как московские дикторы по радио”. Орфоэпии по сравнению с орфографией уделяется очень мало внимания на уроках и в школе. На внеклассных занятиях по русскому языку обязательно восполняется это пробел, так как небрежное отношения к нормам произношения снижает качество речи, ослабляет ее действие, делает менее доходчивой.

Информация о работе Методика проведения внеклассных мероприятии