Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа
Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений разных видов.
Предмет исследования: методика изучения написания сочинений разных видов как средство обучения, воспитания ребенка.
Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочинений разных видов.
Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный
контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.
Введение 3
Глава I.
1.Методика работы над сочинением. 5
1.Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
2.Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8
3.Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10
2.Тема сочинения и ее раскрытие. 13
3.Сочинения по картинкам. 14
4.Сочинения по наблюдениям. 15
5.Сочинения на основе прочитанного. 17
6.Сочинения по данной части. 20
7.Сочинения – миниатюры. 22
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23
1.Сочинения на данную тему.
2.План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк
(лес). 25
4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в
вазе» 25
5.Сочинение – описание по картине И.И.Левитана
«Золотая осень» 28
Заключение 31
Литература 32
При подготовке последующих
Большое место в системе
Письменные сочинения в III классе разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.[22.с.53].
В III классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется: вначале пишется приветствие и называется человек, к которому письмо адресовано, а в конце ставится дата, подпись. Учитель помогает детям начать переписку с учащимися других школ и тактично руководит ею.
2.Тема сочинения и ее раскрытие.
Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
Первым по времени и по значению
шагом в работе учителя над
сочинением является выбор
Тема и заглавие сочинения
не всегда совпадают. Например,
детям предложена тема «
Но если учащимся предлагается
слишком широкая тема, они теряются,
не могут раскрыть ее
Поверхностное раскрытие темы
– один из типичных
В работе над рассказом или
сочинением можно идти от
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
3.Сочинение по картинам.
Чрезвычайно велика роль
В школах используются учебные
картины. Они доступны
Сочинения по картинам делятся
на три основных вида: повествовательные
сочинения по серии картин
или по картинному плану;
Сочинения ( устные и письменные) по серии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной
картине должны быть устными
и предваряться беседой.
В начальных классах дети
Уже в I классе практикуется устное
описание картины ( « Расскажи, что ты видишь
на картине» ). От класса к классу требования
к описанию картины усложняются, вводятся
элементы анализа, развивается наблюдательность
детей.
4.
Сочинения по наблюдениям.
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.[ 15.] Описания бывают « деловые» ( например,» Наш кабинет труда») и эмоционально – образные ( например, « Наша Мурка», « В саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
Рассказы по наблюдениям
Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.[ 12.]
Сложные описания, обычно описание
картин природы, проводятся во
всех классах. Они допускают
большую свободу в отборе
5.
Сочинения на основе
прочитанного
Отзывы о прочитанных книгах
очень важны для воспитания
юных читателей. В отзыве
В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.
Так постепенно школьники
Обучение письму отзывов в III классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.
На уроке по внеклассному
На следующем уроке
Информация о работе Методика работы над сочинением в младших классах