Методика работы над сочинением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочинений разных видов.

Содержание работы

Введение
Глава I.
Методика работы над сочинением.
Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
Методика работы над сочинением во 2-ом классе.
Методика работы над сочинением в 3-ем классе.
Тема сочинения и ее раскрытие.
Сочинения по картинкам.
Сочинения по наблюдениям.
Сочинения на основе прочитанного
Сочинения по данной части
Сочинения – миниатюры.
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов.
Сочинения на данную тему.
План урока сочинения на тему «Весенние цветы»
Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк (лес).
Сочинение – описание предмета « Веточка березы в вазе»
Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Файлы: 1 файл

НАД СОЧИНЕНИЕМ.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

               Более сложным видом упражнений в связной речи являются  устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.[19.с.32].

                Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:

  1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся  высказать свои  личные впечатления по теме.
  2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом.
  3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
  4. Связный рассказ по плану.
  5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
  6. Проверка записанного.

         В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок.

          После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.[6.с.26].

          1.2.  Сочинения во 2-ом классе - это  небольшие сюжетные рассказы, в которые  со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.

             Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

              С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы  представляют собой  очень краткие  описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями  с элементами описания, учитель обращает внимание детей на  те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые  содержат описания и могут служить образцом.[9.с.21]. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях обычно  широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений  следует проводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.[9.с.23].Во втором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в 1-ом классе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам.[23.]

               Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:

  1. Сообщение темы и цели работы.
  2. Чтение вслух плана  рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.
  3. Коллективное составление плана рассказа по плану.
  4. Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
  5. Связные рассказы по плану.

        При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:

          1. Постановка перед классом цели работы.

          2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

          3. Озаглавливание картинок.

          4. Устные рассказы по плану.             

        Хороший материал для устных рассказов содержат иллюстрации, данные в книге «Родная речь». С этой целью следует брать иллюстрации, открывающие каждую новую тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде людей в разные времена года. Все они красочно выполнены, многопредметны, доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактический материал в целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой иллюстрации и составить по ней рассказ.[7].

        Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в  систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.

          Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает.[23.]. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ  учащиеся записывают без повторений. Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель может составить сам.

            Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе:

  1. Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)
  2. Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.)
  3. Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко).
  4. Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.

       1.3. В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

  1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
  2. Написать рассказы о случаях из своей жизни.
  3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.
  4. Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
  5. Правильно строить простые предложения различных типов.
  6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи. [ 10.]

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания.

           В  3-ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2-ом классе.

            Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

            С необходимостью рассуждать учащиеся сталкиваются нередко. Так, например, в ходе смыслового анализа рассказа А. Гайдара «Горячий камень» учащимся предлагается ответить на такие вопросы: « Чье счастье настоящее: Ивашки, старика или рассказчика?» Эти вопросы побуждают детей к выяснению причинно следственных зависимостей в поступках героев рассказа и требуют излагать мысли в форме элементарных рассуждений.

             К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

              Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки сочинения на тему « Что я люблю рисовать». Выяснив в ходе  подготовительной беседы, любят ли дети рисовать и что именно они любят, следует приступить к коллективному составлению плана сочинения. Вопросы учителя помогают учащимся определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. План по мере его составления записывается на доске. В заключение учитель спрашивает учащихся: « О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы могут быть самые различные, но учитель направляет мысль детей. « Обычно, - говорит он, - когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов хорошо или плохо». Попытки детей дать оценки своему труду учитель корректирует и помогает включить в сюжет элемент рассуждения. Так как в сочинении на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде (удачный рисунок) и заключительные предложения у каждого ученика будут различными по лексическому составу. Так под руководством учителя дети впервые  вводят в сюжетный рассказ элемент рассуждения.[ 16.с.80].

            При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается:  учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.

            Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в I-II классах, так и в III классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы; демонстрационные картины. Но в отличие от II класса для этой цели рекомендуются художественные картины: « Чапаев в бою» П.В.Васильева, « Сосновый бор» И.И.Шишкина.

             Письменные сочинения в III классе разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.[22.с.53].

             В III классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется: вначале пишется приветствие и называется человек, к которому письмо адресовано, а в конце ставится дата, подпись. Учитель помогает детям начать переписку с учащимися других школ и тактично руководит ею.

2.Тема сочинения и ее раскрытие.

      Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение  в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

          Первым по времени и по  значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период – определение тематики сочинений, рассказов.[12.]

          Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема « Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель ( в III классе сами дети) может и по другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или  художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем – то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.

Информация о работе Методика работы над сочинением