Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 16:43, реферат
Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочинений разных видов.
Введение
Глава I.
Методика работы над сочинением.
Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
Методика работы над сочинением во 2-ом классе.
Методика работы над сочинением в 3-ем классе.
Тема сочинения и ее раскрытие.
Сочинения по картинкам.
Сочинения по наблюдениям.
Сочинения на основе прочитанного
Сочинения по данной части
Сочинения – миниатюры.
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов.
Сочинения на данную тему.
План урока сочинения на тему «Весенние цветы»
Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк (лес).
Сочинение – описание предмета « Веточка березы в вазе»
Сочинение – описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Анализ сочинений показал, что учащимся интересна работа с элементами описания, а проведение ее систематически и целенаправленно приучает детей к культуре чтения. Ребенок не пройдет мимо описания какого-то предмета в художественном произведении, он обязательно прочтет и подивится красоте описываемого писателем предмета. А что-то, может быть, возьмет и для своего будущего сочинения.
5. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана
«Золотая осень»
Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и у учащихся, тем более сочинения-описания по произведениям живописи.
Учитель Борисовской средней школы, с. Кривец Добровского района Липецкой области Л. Ф. Попова предложила типовой план подготовки и проведения уроков русского языка, развития речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи:
Тема: «Сочинение-описание по картине И. И, Левитана «Золотая осень»
Цель урока: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова, плакат с эпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье,/ В багрец и золото одетые леса…» (А. С, Пушкин). Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки; беседа на уроке изобразительного искусства и живописи и о жанре пейзажа.
ХОД УРОКА
Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. [18.с.50]
а) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.
д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?
е) Вывод-обощение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).
Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес. «Сентябрь. Охота» Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?
а) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).
б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).
в) Найдите неточно употребленное слово и замените его.
г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
Какое время года изображено на картине?
Какое впечатление производит она на вас?
Что вы видите на переднем плане? Вдали?
Какие цвета преобладают в пейзаже?
Что вам особенно нравится в полотне Левитана?
В этой работе я рассмотрела проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.
В этой работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.