Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:27, контрольная работа
В развитии активной речи существенную роль играет эмоциональное общение со взрослым: ребенка ласкают, улыбаются, произнося при этом различные слова и звуки. При формировании понимания ребенка приучают к объектно-направленному общению, когда внимание направляют на предмет, действие.
1. Становление речи детей на первом году жизни…………………………...3
2. Методика развитие понимания речи взрослых и произношения осмысленных слов у детей первого года жизни……………………………...8
Список использованных источников………………………………………...14
Содержание
Список использованных источников………………………………………...14
Речь – это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. [9]
Методика развития речи – это прикладная наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной речи и умения речевого общения у детей дошкольного возраста. [14]
Предметом методики развития речи является процесс овладения детьми речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
Период младенчества является основополагающим для становления речи, поскольку именно в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.
Критическим периодом развития речи являются первые три года жизни ребенка: именно на эти годы жизни малыша приходятся основные этапы анатомического созревания речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает необходимый для жизни словарный. Если же в первые три года развитию речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. [1, с.86]
Родители должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. [12]
У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в освоении звуковой формы языка и в развитии предречевых реакций.
Основные ступени формирования речи.
Первая стадия – крик.
Крик – первая голосовая реакция ребенка.
И крик, и плач ребенка
активизируют деятельность
Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.[13]
Вторая стадия – гуление.
Гуление — разновидность предречевых вокализаций ребенка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: "а-а-а-а", "га-а", "гу-у-у", "а-гу" и т. п [11]
Период гуления отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2–3 месяца ребенок проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу и т. д. Именно они позднее становятся основой для становления членораздельной речи. Гуление (по своим фонетическим характеристикам) у всех детей народов мира одинаково.
В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т. д. Ребенок в процессе гуления как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров.
Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков – это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребенку удовольствие. Ребенок упорно, на протяжении многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикулировании. [16]
Третья стадия – лепет.
Лепет - стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз.
При нормальном развитии ребенка «гуление» в 6–7 месяцев постепенно переходит в лепет. В это время дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т. д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
Четвёртая стадия – первые слова.
В 8,5–9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. В возрасте 10–12 месяцев ребенок все существительные (которые являются практически единственной представленной в «грамматике» ребенка частью речи) употребляет в именительном падеже в единственном числе. Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: мама, баба, на-на, ам-ам. По своей слоговой структуре они напоминают лепет, и чаще всего в их основе лежит звукоподражание. Попытки связать два слова во фразу (Мама, дай!) появляются позднее (примерно в полтора года). [16]
Большую роль в развитии речи младенца играют жесты.
Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы.
Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.
Жесты могут нести и эмоциональную окраску. Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.
Например, так:
Или так:
Пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.[13]
Таким образом, можно сделать вывод, что на развитие речи младенца оказывает большое влияние взрослый. Для того чтобы речь ребёнка развивалась нормально с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Повседневную деятельность должна сопровождать правильной речью. Взрослый должен называть свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом у ребёнка должна быть возможность видеть лицо взрослого, наблюдать за его артикуляцией. Говорить с ребенком нужно медленно, короткими фразами, не переходите на "детский язык".[5, с.235]
Эти простые правила помогут малышу успешно развиваться и овладевать навыками говорения, а также в последствии приобрести уверенность в себе и вырасти высокоразвитой личностью.
В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять свои функции. Одновременно должна развиваться и речь ребенка.
Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет, это происходит к 6 месяцам.
У детей второго полугодия первого года жизни уже можно выработать связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. На основе этой связи у ребенка возникает первичная ориентировка в окружающем, умение выполнять некоторые простые действия (покажи, дай, на, сядь, принеси, сделай ладушки), произносить первые осмысленные слова.[3, с.56]
Вначале ребенок реагирует на слово как на простой звуковой раздражитель (на тембр, силу звука, интонацию), но не на связанное с ним содержание. Так, если взрослый, позванивая колокольчиком, несколько раз спрашивает: «Где звонок?» — ребенок 8 - 9 месяцев поворачивается в ту сторону, откуда обычно слышится звук. Аналогичная реакция сохранялась и в том случае, когда, изменив смысл, но сохранив интонацию, взрослый спрашивал: «Где гудок?» С 10 - 11 месяцев ребенок начинает реагировать не только на звуковую сторону слова, но и на связанное с ним содержание, различая вопросы, даже если они произносятся с одинаковой интонацией (опыты Ф. И. Фрадкиной).
Дети конца первого года жизни различают контрастные слова (мяч — мишка, кукла — машина), но слова, сходные по звучанию (мишка — миска, шар — шарф), еще не дифференцируют.
В развитии активной речи существенную роль играет эмоциональное общение со взрослым: ребенка ласкают, улыбаются, произнося при этом различные слова и звуки. При формировании понимания ребенка приучают к объектно-направленному общению, когда внимание направляют на предмет, действие.
Нельзя сформировать у ребенка зачатки понимания речи, если он безразличен к тому, что ему показывают, что с ним делают.
Поэтому воспитатель или мама как можно чаще называют яркие, звучащие, движущиеся предметы, особенно когда ребенок тянется к ним, смотрит на них, обращается ко взрослым.
Например. Мимо идет кошка. Живой, двигающийся объект вызывает интерес. Ребенку говорят: «Это киса... киса... мяу». И он легко свяжет новое слово с проходящей кошкой.
Малыш стучит игрушкой о барьер манежа. Его действия сразу озвучивают: «Тук, тук, тук», а при падении: «Бах, упала».[4, с.325]
Необходимо подмечать выражение ребенком основных его потребностей: спать, есть, играть, отдыхать и называть их. Вот ребенок при виде еды издает нетерпеливые звуки. Взрослый, видя это, спрашивает: «Оленька кушать хочет, ам-ам?» И ребенок к году уже говорит «ам-ам» или «бай-бай».
Если во время кормления в соответствующие моменты повторять «открой ротик», «возьми булочку», «откуси» и т.д., дети довольно быстро начинают понимать эти слова.
Однако при развитии понимания недостаточно называть только те предметы, на которые дети смотрят, или те действия, которые они выполняют. Надо специально показывать детям предметы и несколько раз называть показываемое, избегая лишних слов, а нужные выделять интонацией. Ребенок скорее запомнит название вещи, если, получив в руки, рассматривает ее, трогает, двигает. Чтобы проверить, усвоил ли малыш слово-название, и побудить его к активному поиску нужной вещи, ему задают вопрос: «Где?» (чашка, мяч, ведерко для игрушек и др.). Добиваются, чтобы при этом вопросе дети 7 - 9 месяцев оборачивались в сторону называемого предмета, а в более старшем возрасте указывали на него.[2, с.154]
Обращение взрослого к ребенку с вопросом «Где такой-то предмет?» является основным приемом по развитию понимания речи у детей конца первого — начала второго года жизни.
К 6 - 7 месяцам при вопросе «Где то-то?» ребенок находит несколько предметов.
Для развития понимания речи детей конца первого — начала второго года могут быть использованы такие игры, как «прятки», «догонялки».
Одной из распространенных игр, на примере которой особенно ярко виден ход обучения ребенка пониманию действий, являются «ладушки».
Мама поет потешку про ладушки, похлопывая в такт песни ручками ребенка. Спустя некоторое время ребенок сам начинает хлопать в ладошки, как только увидит соответствующие движения. И, наконец, позже он воспроизводит эти же движения, услышав пение и даже только при слове «ладушки».
На первом году с детьми разучивают и некоторые условные жесты: ребенок благодарит — кивает головой, прощается — машет ручкой и т. д. Сначала взрослый сам говорит «До свидания» и машет при этом рукой. Затем машет рукой ребенка (повторно несколько раз). Через некоторое время ребенок самостоятельно машет рукой при слове и жесте взрослого, а позже — только при слове «до свидания».
Очень важно научить ребенка понимать и выполнять также несложные действия-поручения (сядь, иди сюда, дай, на, открой, закрой, вытащи, вложи, сними, надень). Усвоение этих действий облегчает регулирование поведения ребенка и формирование у него к концу первого года жизни целевых действий с игрушками. Например, подавая ребенку мяч, воспитатель ему говорит: «На мяч». После того как ребенок подержит его немного, взрослый, протягивая руку, просит его обратно: «Дай мяч». При этом он добавляет: «Миша, скажи: мама или тетя, на». Слова «дай», «на» и соответствующие им действия повторяют несколько раз.
Информация о работе Методика развития речи детей раннего возраста