Методика развития речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

В развитии активной речи существенную роль играет эмоциональное общение со взрослым: ребенка ласкают, улыбаются, произнося при этом различные слова и звуки. При формировании понимания ребенка приучают к объектно-направленному общению, когда внимание направляют на предмет, действие.

Содержание работы

1. Становление речи детей на первом году жизни…………………………...3
2. Методика развитие понимания речи взрослых и произношения осмысленных слов у детей первого года жизни……………………………...8
Список использованных источников………………………………………...14

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 573.01 Кб (Скачать файл)

Для выполнения действий на слова «открой», «закрой», «вложи» и другие, сначала их несколько раз проделывает сам взрослый, потом — рукой ребенка, говоря при этом: «Миша, вынь кубик из коробки, вот так». Затем, не показывая рукой, взрослый произносит только слова и предлагает ребенку сделать то, что нужно.[15]

Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Составляя для малыша его первые слова, взрослые используют слоги, которые уже умеет произносить сам малыш. Но, повторяя за взрослым эти слова (мама, папа, баба), малыш не просто пристраивает один слог к другому. Слоги похожи, но не одинаковы - один ударный, другой безударный. Значит, чтобы получилось настоящее слово, надо "оформить" его ударением, тогда оно будет звучать как единое целое. Слыша произносимое взрослым слово, малыш и воспринимает его в целом, но на первый план при этом выступает для него ритм слова, который создается ударным слогом. Именно поэтому в речи ребенка появляются слова, состоящие из одного ударного слога (ка - каша) или воспроизводящие ритм услышанного слова (тика, типа - птичка, птица).

Как появляются первые осмысленные слова? Проследим за такой ситуацией: малыш не может достать игрушку, которая стоит среди нескольких других, тянется к ней, жестами и возгласами выражает свое желание. Взрослый говорит в этот момент: "Что тебе дать? Собачку? Скажи: "Дай... Дай собачку!"

Малыш не сразу, конечно, станет говорить "Дай!", тем более "Дай собачку!". Надо, чтобы подобная ситуация повторилась не раз, прежде чем малыш вместо возгласов нетерпения произнесет "Дай!"

Малыш тянется за собачкой, которая стоит среди других игрушек. Чтобы понятно для взрослого выразить свою просьбу, он должен сказать: "Дай собачку!" или, в крайнем случае "Ав-ав!". Поскольку второе проще, лучше спрашивать малыша так: "Что дать?.. Собачку?" - и, подсказывая ответ, предлагать сказать: "Ав-ав!"

Дело не только в простоте или сложности возможного для ребенка ответа. Дело в том, какой смысл имеет просьба малыша (не выраженная пока в словах). Ведь он хочет получить не любую из игрушек, а именно собачку. Поэтому без слова "дай" можно обойтись, а вот без слова "собачка" или "ав-ав" обойтись нельзя никак. Для малыша сейчас имеет значение предмет, а не действие. И если он произнесет в этот момент "ав-ав", это слово наполниться смыслом, простое звучание превратится в обозначение, в название предмета. Это превращение облегчается тем, что ребенок уже понимает слово, когда его произносит взрослый.

К концу первого года жизни ребенок владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш "открыл" в них что-то общее. Так слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к меховой шапке, т.е ко всему теплому и мягкому. [9]

И так, концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий. Он сам произносит 10-12 слов. Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-с), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би - машина, бо-бо - больно). Основные достижения малыша в развитии активной самостоятельной речи приходятся уже на следующий, второй год его жизни, хотя иногда бывают и исключения.

 

 

Список использованных источников.

    1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
    2. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М., СПб., 2003.
    3. Основы логопедической работы с детьми / Под общей ред. Чиркиной, Г.В., - М., 2002.
    4.   Розенгард-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963.
    5.   Филичева, Т.Е. особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 2000.
    6.   Фомичева, М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
    7.   Эльконин, Д.Б. развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. – М., 1989.
    8. DetiMgn.ru
    9. fb.ru 
    10. i-gnom.ru 
    11. insai.ru 
    12.   mamskaya.ru
    13.   medportal.ru
    14.   myunivercity.ru
    15.   mamapapa-arh.ru
    16. tinlib.ru

 

 

 


Информация о работе Методика развития речи детей раннего возраста